Елица (Элли) Огнянова Стоилова, менеджер по направлению Россия/СНГ в отеле «Пацифик Айлендс Клаб Сайпан» (Pacific Islands Club Saipan, 4*).
Родилась в 1970 г., в Болгарии. В 1988 г. окончила Русскую гимназию им. А.С. Пушкина, (г. София, Болгария). В 1995 г. окончила Ленинградский государственный университет и Софийский университет им. Климента Охридского, по специальности «журналистика и паблик рилейшнз». С 1991 по 1996 гг. работала репортером, а позже редактором в газете «Ноштен Труд» Болгарской национальной пресс-группы «Труд» (ООО «Медиа Холдинг»). С 1997 по 2001 гг. работала аниматором в ряде отелей в разных странах мира, включая «Пацифик Айлендс Клаб Сайпан» (Pacific Islands Club Saipan, 4*). С ноября 2001 г. по ноябрь 2003 г. занимала должность менеджера по маркетингу «Пацифик Айлендс Клаб Сайпан» (Pacific Islands Club Saipan, 4*). В 2003 г. перешла на позицию менеджера по направлению Россия/СНГ, на которой и проработала до нынешнего момента.
В 2010 г. получила престижную награду «Служащий Марианских островов 2009 года» от общего собрания Туристической Организации Марианских островов (MVA) за исключительные заслуги в продвижении Островов на российском рынке.
Замужем, детей нет.
Благодаря именно ей дальневосточный турист открыл для себя архипелаг Марианских островов. Более 10 лет она принимала приморцев в ставшем хорошо известным отеле Pacific Islands Club (PIC). Сегодня Элли Стоилова, менеджер по направлению Россия/СНГ в PIC, в официальном отпуске, но уже подала заявление об уходе по собственному желанию. Хочет погрузиться в зумба-фитнес после многих лет туристической карьеры.
На пике PICа
— Элли, вы были ответственны за продвижение Марианских островов и отеля PIC Сайпан в России. Отмечаете особенности национального подхода?
— Безусловно! До меня, кстати, отель уже предпринимал попытки освоить российский рынок, но неудачно: финансовый кризис 1998 г. заморозил развитие Марианских островов как туристического направления для россиян.
Продвижение нашего отеля для меня всегда шло вместе с продвижением островов, иначе невозможно. Я распространяла информацию об островах и PIC для агентов и туристов всеми возможными каналами: туристические порталы, форумы, рассылки, в последние годы также блоги и другие социальные медиа. Разумеется, отель рекламируется в прессе. А еще в России никакая реклама не сравнится с «сарафанным радио»: довольные клиенты не только сами возвращаются, но и привозят с собой друзей, родственников, коллег, соседей.
Я горжусь тем, что как раз в результате работы с клиентами сегодня PIC держит около 70% потока российских туристов на о. Сайпан, а от 35 до 40% наших клиентов — повторные гости. Некоторые из них были у нас более 20 раз, другие проживают у нас так долго, что если собрать дни всех их посещений вместе, то выйдет, что они проживали у нас более года, некоторые — двух. В январе этого года PIC на Сайпане встретил своего 20-тысячного российского клиента. А ведь начинали мы с нескольких семей в году...
— Интересно сложилось: русский стал вашим профессиональным языком вдали и от России, и от Болгарии.
— Еще ассистентом директора всю информацию об отеле и острове я перевела на русский и печатала ее для каждой прибывшей семьи. Со временем я создала справочник по Марианским островам — текст и дизайн, от корки до корки. Отель переиздает его уже 7 лет и раздает клиентам и партнерам. В 2005 г. я помогла Туристической Организации Марианских островов создать карту о. Сайпан на русском. Это первые шаги к комфорту, так как решается проблема языкового барьера. Затем постепенно собралась и команда русскоговорящего персонала в отеле.
Важными я посчитала и детали: добавили библиотечку русской книги, набор DVD с фильмами и программами на русском. За многие вещи мне пришлось бороться, прежде чем внедрить их, я упорно доказывала их пользу для бизнеса.
Но ведь недаром затем дальневосточники стали называть о. Сайпан ласково «Сайпановкой»!
Из журналистики в туризм
— Вы получили престижное журналистское образование, но карьера ваша состоялась в туризме. Это было что-то вроде эксперимента — «журналист меняет профессию»?
— Именно так все и началось. В журналисты я шла осознанно: в 15 лет уже публиковалась в студенческой газете в Софии, еще до окончания вуза попала в штат престижной национальной газеты репортером. Но когда романтика иссякла, пришло осознание естества работы: «лучшая новость — худшая новость». И, несмотря на то, что работа интересна и связана с постоянным общением, по сути, оказалось, что доверять никому нельзя, а это порождало чувство одиночества. По крайней мере, так было для меня. Как говорят, если Бог хочет наказать человека, он исполняет его мечту.
В тот момент мне предложили должность аниматора в одном из отелей Анталии. Уговорив себя, что это всего на один сезон, я приняла предложение по принципу «журналист меняет профессию». Сезон в Турции до сих пор вспоминается как один из самых веселых периодов в моей жизни.
Как бы то ни было, случилось то, чего я уж никак не ждала, — я влюбилась в туризм. Для меня он стал полной противоположностью журналистике. В туризме крайняя цель — это вовсе не чистые номера и вкусная еда, а создание условий, в которых люди смогли бы стать счастливее. Таким образом, из одной мировоззренческой крайности я попала в другую, и мне понравилось.
— Каково было сразу «окунуться в практику, не зная теории»?
— Если честно, построить карьеру в туризме я не рассчитывала, поэтому и планов больших не было. Я наслаждалась плаванием по течению в своей жизни. В отель Pacific Islands Club на Сайпане я тоже попала аниматором, но вскоре здесь открылась позиция ассистента директора по маркетингу и продажам, и из любопытства, да и ради опыта я решила попробовать свои силы. Тогда я столкнулась с нехваткой теории. Поэтому заочно училась в Образовательном Институте Американской Отельной Ассоциации на специальности «Маркетинг и продажи». Позже прошла курсы «Управление высшего звена в индустрии обслуживания» и «Интернет маркетинг». Сейчас, с высоты опыта, я могу сказать, что для того чтобы работать профессионально, нужна не только практика с теорией, но и собственное отслеживание, понимание трендов сферы.
— Что из прошлого опыта вам помогло на новой должности?
— Наблюдения того, как отдыхают россияне — это я видела еще в Болгарии, российские туристы отдыхали там сотнями тысяч. В 2001–2002 гг. русских, которые знали о существовании Сайпана, можно было пересчитать по пальцам. И тогда у меня возник вопрос: «Почему на Сайпане так мало туристов из России и можно ли эту ситуацию изменить?» Свои идеи я высказала директору PIC и получила разрешение поработать над вопросом. Через год работы (и с агентами, и внутри отеля с клиентами) туристов стало так много, что отель создал для меня позицию менеджера по российскому рынку. Так я стала первым менеджером этого направления на архипелаге.
Не дауншифтинга ради
— Со дня на день закончится ваш отпуск, закончится и жизненный этап в PIC. Подводя резюме, как бы вы его назвали? Что он значит сейчас для вас?
— Тяжелый вопрос — обобщать смысл четверти жизни. Жизнь на Сайпане и работа в PIC для меня стали этапом познания человечности в разных ее проявлениях. Накопившийся опыт изменил меня как личность, изменил мое мировоззрение и отношение к жизни. Думаю, я стала добрее. В результате всего пройденного я поняла, что любовь к людям, любовь к жизни в целом, и в частности — к работе, открывают перед человеком пространство для реализации и не дают ему ошибиться, кроме совершения тех ошибок, которые нужны для роста.
— Но почему вы приняли такое решение? Это ведь выглядит как своеобразный «дауншифтинг»?
— Моя основная занятость пока — это тренировки по зумба-фитнес — я инструктор, и обучение на персонального фитнес-тренера. Уже есть кое-какие идеи, чем заняться в дальнейшем. Понимаете, когда работа уже не удивляет, наступает момент замедления роста. Она все еще приносит удовольствие, потому что-то делаешь, в чем-то успеваешь, но личностного развития уже нет. А для меня именно оно важно. По этой причине я и до этого уже меняла работу.