Виктор Бугаенко, руководитель 3D-студии Polart. Родился в 1980 г. в г. Благовещенске, в семье полковника морской пехоты и художницы. Вырос во Владивостоке.
В 1997 г. окончил колледж ДВГУ, овладев компьютерными технологиями, и поступил на факультет психологии. В 2000 г. стал президентским стипендиатом, одним из трех среди всех студентов и аспирантов Владивостока. К тому времени уже опубликовал восемь учебных статей и пособий.
2002 г. окончил университет с красным дипломом, стал лауреатом конкурса «Лучший выпускник года» и поступил в аспирантуру. Через два года оставил обучение.
Работал психологом в компании «Ратимир».
В 2003 г. основал свой первый бизнес по доставке продуктов питания в городе. Впоследствии закрыл его. В разное время занимался психологическим и управленческим консалтингом, продажами бытовой электроники и тяжелой строительной техники.В 2008 г. создал студию Polart.
Женат, воспитывает троих детей.
Виктор Бугаенко хочет начать сотрудничество с американской Pixar, стать отцом шести детей и устроить революцию в школьном образовании.
— Как вы решились открыть столь необычное дело в разгар мирового экономического кризиса?
— Как раз в нелегкие моменты и принимаются судьбоносные решения. В свое время я оставил аспирантуру, так как не увидел перспектив в смешной прибавке к жалованию за кандидатскую степень, трудился в разных коммерческих структурах. В итоге местом моей работы стала компания — представитель интересов Toshiba во Владивостоке. Она закрылась в связи с мировым экономическим кризисом. Так что появление третьего ребенка в нашей семье совпало у меня с потерей работы. Ситуация требовала безотлагательного решения. И буквально на последнюю зарплату я начал свой бизнес — новый как для меня самого, так и для региона вообще.
— Короткометражный мультфильм производства вашей студии «Полет Бумбы» был не так давно показан на широком экране во Владивостоке. Каковы впечатления от премьеры?
— Замечательные. Мы, авторы, сидели в кинотеатре как на иголках. Но когда зал дружно засмеялся над нашим героем и его улетающим дирижаблем, мы были счастливы: зрителям понравилось!
— Почему именно студия компьютерной анимации?
— Я всегда мечтал создавать свои мультфильмы. Еще мне хотелось совместить работу с людьми, детьми и компьютерами. Я получил два, казалось бы, не пересекающихся между собой образования — программист и психолог. Теперь у меня есть преимущество. При работе в студии я применяю знания о том, во-первых, как устроен человек, во-вторых, как устроена машина, и в третьих, как человек и машина могут взаимодействовать.
— По каким критериям отбираете людей к себе в команду?
— Личная энергетика. Мы пропустили через себя сотни резюме педагогов, программистов, творческих персон. Таким образом подобрался отличный коллектив, состоящий из 12 креативных личностей, умеющих не только создавать что-то, но и раскрывать детям секреты созидания.
— Супруга не упрекает вас в том, что ей приходится «тянуть» на себе троих детей, пока вы целыми днями создаете 3D-существ?
— Начнем с того, что моя жена сама много времени проводит за компьютером. Она у нас бизнес-мама, ведет свое дело в интернете — порталы о женском бизнесе и о красоте.
— Кто, в таком случае, занимается младшими Бугаенко?
— Старшего сына беру с собой в студию. Ему четыре года, и он вполне доволен программой Paint, пока папа работает. А в целом младшие Бугаенко сами занимаются друг другом. Как ни парадоксально, жизнь родителей упрощается по мере увеличения количества детей. С одним ребенком — сложно. Когда появляется второй, становится немного легче. А когда их трое — родители вообще могут отдать инициативу в руки малышей и не ломать голову над тем, чем их занять, как отвлечь, чему научить и т.д. Думаю, что наше семейство еще увеличится. Воспитать шестерых нам вполне по силам. «Сделаем сами» или усыновим — второй вопрос.
— Наверное, вы были типичным вундеркиндом в школе?
— Нет! В школе, я учился на «2» и «3», зато университет окончил с красным дипломом. Школа просто не умещалась в моей голове. Она была мне совсем неинтересна, я не понимал, зачем тратить время на заучивания каких-то параграфов. А вот вне школы я делал все, что мне было интересно, перечитал библиотеки родителей, друзей, знакомых и дедушки с бабушкой тоже.
Школьная система, через которую мы все проходим в обязательном порядке, уже давно себя изжила. Чтобы общество стало по-настоящему прогрессивным, каждой личности с детства необходимо прививать вкус свободы и умение быть ответственным за свои действия. Это возможно лишь тогда, когда с природной тягой ребенка к знаниям и творчеству в школе будут серьезно считаться, делая процесс обучения по-настоящему захватывающим.
— Намерены бороться с устаревшей системой школьного образования?
— Бороться с какой-либо системой, в принципе, не стоит. Надо уметь обходить ее. Не зря фирменный цвет Polart — синий. Это цвет воды. А мы, как вода, преодолеваем препятствия, обтекая их, с помощью оригинальных образовательных методик.
Обучающие программы и являются нашим ноу-хау. Наш главный принцип — понять, что интересно каждому ребенку, и с учетом его интересов подтолкнуть его к освоению навыков. К примеру, одной из наших учениц на каком-то этапе занятий стало скучно выполнять задания. Но мы знали, что ее воображение очень увлекают драконы. Тогда преподаватели предложили ей создать в компьютерной графике дракона и погружать его в различные условия. Девочка с воодушевлением принялась за работу и освоила необходимую программу, ни разу не заскучав в студии.
Я считаю, что обучение отдельной компьютерной программе нудно и неэффективно, к концу курса забывается то, что было в начале (впрочем, так обстоят дела с любым предметом в обычной школе). Но чтобы создать хотя бы один «мультяшный» персонаж или сцену игры, надо быстро освоить не один редактор! Дети на волне воодушевления с этим справляются.
— Вы готовы предоставить детям рабочие места?
— Мы думаем об этом. Сейчас начинаем проект по созданию полнометражной серии о нашем Бумбе. Девять из 50 учеников студии имеют все шансы быть приглашенными к сотрудничеству. Это подростки, прекрасно овладевшие графикой в формате 3D. Кстати, один 13-летний мальчик, талант которого восхищает весь наш коллектив, недавно заявил, что готов пойти работать учителем информатики в свою же школу, потому что знает о компьютерах больше, чем его школьный педагог.
Еще мы взялись за работу над исторической компьютерной игрой, которую планируем выпустить в свет через год. Дети тоже участвуют в этом проекте. А в перспективе они могут сотрудничать с нами при выпуске электронных книг, рекламных роликов, компьютерных программ и игр.
— Существует мнение, что компьютерные игры — вредное увлечение...
— Если рассуждать без эмоций, но со знанием дела, то легко понять: за ними будущее в образовании. Уже сегодня ребенку, чтобы пройти игру, надо элементарно научиться читать, узнать ее правила, осмыслить и запомнить их, анализировать ситуации, чтобы выиграть, моделировать реальные события в игре. Есть масса игр, развивающих экономическое мышление или координацию и реакцию. Интерес к иностранному языку, знакомство с новыми друзьями по всему земному шару, возможность расслабиться психологически.
— Что в вашей работе является принципиально важным?
— Прежде всего использование аутентичного программного обеспечения для нас принципиально. Мы ведем очень аккуратную лицензионную политику. Ввиду того, что сами создаем предметы интеллектуальной собственности, категорически выступаем против пиратства.
— Какими вы находите новейшие полнометражные российские мультфильмы?
— Думаю, что отечественная анимация еще пока пребывает в глубочайшей депрессии. Мне понравились «Алеша Попович и Тугарин Змей», а также «Князь Владимир» — весьма качественные, интересные и своевременные произведения. Но что касается российской заявки в области 3D, она пока еще очень слабая.
— На кого вам хочется равняться?
— Pixar. Эта — своего рода бог на Олимпе анимации. Я не перестаю восторгаться их произведениями. Именно к такому творческому, профессиональному уровню стремится мой коллектив. Мне бы очень хотелось в будущем сотрудничать с Pixar.
— Мечтаете переехать в Америку?
— Такое сотрудничество возможно во Владивостоке. Американские студии уже вовсю пользуются услугами корейских и китайских аниматоров. А мы ничем не хуже азиатских соседей и даже превосходим их в творческом потенциале.