Марина Чумакова — президент Федерации конного спорта Приморского края и член Президиума Федерации конного спорта России по ДВФО. Директор Центра спортивного страхования «СК «Дальстар».
Родилась во Владивостоке.
Окончила Владивостокский судостроительный техникум по специальности «радиоаппаратостроение». Работала на заводе «Радиоприбор». Потом окончила ДВГУ, Институт человековедения, по специальности «социальная антропология», параллельно освоила программу профессиональной переподготовки «Физическая культура и спорт».
Прошла обучение в профессиональном училище на базе Хреновского конного завода в Воронежской области, имеет диплом тренера-наездника, инструктора по верховой езде, лечебной верховой езде.
Эта дама не только прекрасная наездница, но также инициатор создания и президент Федерации конного спорта Приморского края (ФКСПК).
— Какие функции у вашей федерации?
— Прежде всего — объединительная. В Приморье существует ряд частных конно-спортивных клубов, постепенно увеличивается число коневладельцев. Для прогресса в развитии конного спорта требуется постоянное взаимодействие между ними. Однако конники — народ амбициозный. Подружить их друг с другом ради общих целей довольно сложно. И наша организация как раз над этим работает.
Хотя и с большим трудом, частично, но нам все-таки удалось создать некий целостный конный мирок в крае. Теперь проводим соревнования, помогаем спортсменам выйти на российский уровень. Мы — часть Федерации конного спорта России, которая, в свою очередь, взаимодействует с Международной федерацией. И совместно с ФКС России мы уделяем большое внимание профессиональной подготовке тренерского и судейского состава. Ежегодно принимаем участие в национальных и международных семинарах, организованных нашей Национальной федерацией.
— Кто сегодня заинтересован в развитии конного спорта?
— Существует проблема недопонимания того, что есть конный спорт. Современные люди часто не видят разницы между ипподромом и полями для конкура или выездки. Первое — это место, где вы видите скачки, бега, тотализатор. Туда можно прийти и проиграть или выиграть большие деньги. Второе — место, где вы наслаждаетесь олимпийскими видами спорта. Ипподром — это прежде всего бизнес. Серьезный. А мы же занимаемся спортом, пока только конкуром и выездкой. Каких-то 4—5 га земли достаточно, чтобы конный спорт нормально развивался.
Приморский конный спорт должен стать доступным и привлекательным. Для этого целесообразен тройственный союз: государство, спорт и бизнес. Государственная поддержка прежде всего заключается в выделении земли для конно-спортивных организаций. Спорт и бизнес одинаково необходимы друг другу для дальнейшего успешного развития.
В этом вопросе мы нашли понимание у Дальневосточного банка. Последние три года он помогает нам проводить самые ответственные соревнования, в том числе на уровне ДВФО, проходящие в рамках Всероссийских турниров. Данное партнерство, несомненно, оказывает большое влияние на развитие конного спорта в Приморском крае.
— Существуют ли традиции конных состязаний в Приморье?
— Точно известно, что в 1902 году во Владивостоке в районе нынешней улицы Фадеева, в широкой долине, был построен городской ипподром. Там соревновались кони частных владельцев, работали опытные наездники. Но в 1932 году «буржуазное заведение» было закрыто.
Что касается спорта, то это сравнительно новое явление. В 1989 году в парке Минного городка на волне кооперативного движения появилась «Русская тройка», предприятие конного проката. Тогда о спорте как таковом только мечтали, хотя приобщение городских детей к лошадям уже начиналось. А точкой отсчета можно назвать август 1991 года, когда на резервном аэродроме между станциями Чайка и Седанка горожане увидели зрелище, которое устроили профессионалы-наездники и жокеи Киевского и Одесского ипподромов, приглашенные частным предпринимателем. Тогда некоторые жители Владивостока и научились отличать бега от скачек. В 1996-м была основана первая во Владивостоке школа верховой езды. И в последующее десятилетие интерес к лошадям рос, возникали клубы, покупались животные, организовывались состязания. Постепенно назрела необходимость в местной федерации конного спорта.
— Откуда взялись нынешние приморские лошади, какая порода преобладает?
— Племенная конеферма села Богуславка — родина многих местных лошадей. Их вы можете увидеть в любом конно-спортивном клубе края. Кроме того, украинские жокеи уехали тогда, а лошади остались и перешли в собственность «Русской тройки». В 2001 году планировалось строительство конного завода в Уссурийске. Были завезены лошади из западной части России. Уссурийский конный завод так и не возник, но те животные пополнили приморское поголовье.
Если говорить о породах, в нашем крае хорошо прижились бесподобные орловские рысаки. Есть также русская рысистая, буденовская и кустанайская. Можно встретить представителей тракененской породы и чистокровной верховой. В последнее время предприниматели привозят лошадей из различных регионов России и даже дорогие породы из Европы. К примеру, недавно во Владивостоке появились фризская и ганноверская породы из Голландии. Но как им понравится приморский климат — посмотрим.
— Приморские конники поддерживают отношения с коллегами из Азии?
— Безусловно, нам, жителям этой самой Азии, весьма интересен конный спорт Китая, Кореи и Японии. С нашими соседями из Японии и Китая ФКСПК уже пытается установить связь. Но пока это только на личностном уровне. К тому же в Китае больше популярно конное поло, а в Приморье — конкур. Но точки соприкосновения найти всегда можно.
— Выгодно ли сегодня вкладывать деньги в лошадь? И кто делает такие вложения в нашем крае?
— По моим данным, все приморские лошади принадлежат частным лицам. При этом владельцы лошадей совершенно разные по социальному статусу и возрасту. В основном это бизнесмены, их жены, но есть и студенты.
Лошадей покупают по разным причинам: из-за престижа, для занятий верховой ездой или спортом, просто из любви к этим грациозным животным. Купить себе лошадь могут многие, но и само содержание требует определенных затрат. Например, средняя стоимость содержания лошади обходится владельцу в 6-7 тыс. рублей в месяц. Прибавьте сюда оплату тренинга, услуг обслуживающего персонала и многого другого. Действительно — дорогое удовольствие.
В настоящее время цена на лошадей определяется несколькими составляющими: ее назначение, перспектива в спорте, порода. В общем, выходит от 25 тыс. рублей до десятков тысяч евро за животное.
А определить «рентабельность» лошадей сложно. Если речь идет о спортивной лошади, то количество успешных стартов (выступлений) является основным показателем «выгодных вложений». Когда же лошадь становится просто другом и членом семьи, то она уже имеет не цену, а ценность.
— Сколько постоянных членов насчитывает Федерация конного спорта Приморского края? И каков портрет приморского конника?
— 40 человек постоянно подтверждают свое членство в ФКСПК. Однако людей, серьезно занимающихся конным спортом, можно насчитать порядка 100. Единый образ представить сложно, разные люди встречаются. Но скажу точно, что современный приморский конник не укладывается в стереотип «нечесаный грубиян с грязными ногтями».
— Когда мы наблюдаем соревнования по конному спорту в том же парке Минного городка, то видим в седле в основном девушек. Почему?
— Это можно подметить сегодня не только в Минном городке, а на любом турнире в России.
Заметим, что женщина на коне — мировая тенденция. Женский пол проще заманить в конный спорт по двум причинам. Во-первых, девчонки более романтичны, чем мальчишки, и красота, эстетика, которую они видят на конных состязаниях, их больше впечатляет. Во-вторых, женщины в чем-то сильнее мужчин. Одно дело — красоваться на горячем коне, другое — тащить на себе быт конюшни: на это не каждый современный парень решится.
— У вас есть собственная лошадь?
— Нет. Хорошую лошадь для души, а не для спорта можно купить и за 20 тыс. рублей. Но это животное требует любви, ухода, постоянного контакта. А у меня банально нет времени! Возглавив федерацию конного спорта, я думала, что стану ближе к обожаемым мною лошадям. Однако общественная работа поглотила мое время целиком, и конные прогулки раз в неделю ушли в прошлое. Но когда-нибудь настанет момент для воплощения моей мечты.
— Помните, когда впервые оказались в седле?
— Не в седле, а прямо на спине у колхозного коня, которого звали Сазан. Мне было семь лет, и в тот момент для меня стало ясно: лошади — главное в моей жизни. Мои детские впечатления от лошадей свежи по сей день.