Светлана Беляева (29 лет), адвокат.
Окончила ДВГУ по специальностям «юриспруденция», «бухгалтерский учет и аудит» (2004 г.).
Свою карьеру начинала с должности юриста в ООО «Проектная фирма «АРКС» (2000 г.), вскоре заняла должность заместителя директора по правовым вопросам (2004 г.).
В 2007 г. получила статус адвоката и открыла адвокатский кабинет.
Замужем.
Есть мнение, что маститый адвокат — это мужчина средних лет с обширной практикой за плечами и железными нервами. Светлана Беляева с этим категорически не согласна. По ее мнению, пол и возраст никакого значения в юридическом деле не имеют. Главное — знания и уверенность в собственных силах. Практика — действительно важный аспект, но ее можно и нужно нарабатывать.
— Как кризис повлиял на адвокатскую деятельность?
— Не скажу, что он оставил юристов без работы. Меньше стали обращаться физические лица, оставившие свои правовые проблемы «на потом». У предпринимателей, наоборот, вопросов правового характера стало больше: кто-то переориентирует свой бизнес, осваивая новые рынки, кто-то пересматривает отношения с контрагентами и партнерами, внося изменения в уже действующие договоры, происходят кадровые перестановки и оптимизация штатов.
Можно отметить, что изменилось отношение некоторых клиентов к заключению, например, договоров на абонентское обслуживание. Если раньше перечень услуг, включенных в договор на абонентское обслуживание, особо не обсуждался, то сейчас клиенты детально изучают составляющие цены договора, решают, возможно ли уменьшение платежей путем исключения каких-то услуг.
ООО стоит поторопиться
— До 1 января 2010 года все ООО должны привести свои учредительные документы в соответствие с новым федеральным законом. Работаете ли вы в этом направлении?
— Безусловно. Среди наших клиентов велик процент юридических лиц в форме ООО, поэтому в услуге по приведению в соответствие учредительных документов есть насущная необходимость. Более того, в сфере регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нами уже длительное время осуществляется работа по сопровождению бизнеса «с нуля»: выбор организационно-правовой формы, подготовка учредительных документов, сопровождение процедуры государственной регистрации, получение регистрационных документов, консультирование, подготовка первоначальных документов по налогообложению, кадровому делопроизводству и дальнейшее юридическое обслуживание компании по мере необходимости.
— Насколько, по-вашему, изменения в закон об ООО необходимы?
— Закон в новой редакции, безусловно, защищает права и интересы участников общества. Насколько эти изменения необходимы в условиях кризиса — вопрос, конечно, спорный. Все-таки это дополнительные затраты для компаний, которые сейчас стараются экономить на всем, в том числе и на юридическом консалтинге. Хотя закон устраняет определенные недочеты, с которыми многие предприниматели сталкивались ранее.
Предполагается, что недружественный захват предприятий станет затруднительным. Ведь в новом законе детально регламентирована процедура перехода прав на долю в уставном капитале ООО, введены механизмы защиты прав участников, повышена достоверность сведений в ЕГРЮЛ.
Но пока, к сожалению, детально не проработан сам механизм работ по перерегистрации, т.е. нотариусы и регистрирующие органы не владеют достаточным объемом информации о том, как на практике проводить эту процедуру. В рамках этого закона на нотариусов возлагается дополнительная ответственность и выполнение до этого несвойственных им функций. Конечно, в законе они описаны, но алгоритм действий, которые в том или ином случае должен совершить нотариус, пока не выработан.
— С учетом того, что ООО является самой распространенной организационно-правовой формой юридического лица, нетрудно представить очереди в регистрирующих органах.
— Это вполне ожидаемо. В России многие привыкли самые важные дела оставлять на последний момент. Хотя сейчас владельцам бизнеса предоставляется возможность не только откорректировать учредительные документы ООО в соответствии с новым федеральным законом, но и внести те корректировки, которые необходимы самим участникам.
Часто принимаемые участниками общества решения требуют внесения дополнительных изменений в учредительные документы. Но в связи с тем, что для этого необходимо обращаться в определенные инстанции, вопрос постоянно откладывается. Сейчас у многих владельцев бизнеса есть реальный шанс решить не только проблему с перерегистрацией, которая продиктована законом, но и ввести в учредительные документы какие-то дополнительные, необходимые на их взгляд, моменты, причем сделать это одновременно.
Перерегистрация не производится в одно мгновение, и чем ближе час «Х», тем больше становится лиц, которым необходимо выполнить эту процедуру. Поэтому логичнее и проще сделать это заранее. Тем более, пока не выработалась соответствующая практика, сложно сказать, какое количество времени потребуется для оформления всех необходимых документов.
Налоговую можно победить
— Обращаются ли к вам компании, ведущие споры с налоговыми органами?
— Довольно часто. Эта область деятельности мне интересна, хотя налоговые споры — трудоемкий в плане подготовки процесс. Во многом этому «способствуют» постоянные корректировки налогового законодательства и большое количество противоречивых разъяснений Минфина РФ и иных органов исполнительной власти. Сегодня в деятельности адвоката знание налогового права и наличие соответствующей наработанной практики дает существенное преимущество в конкурентной борьбе. Подобные вопросы, как правило, возникают у большинства компаний и индивидуальных предпринимателей. Часто клиентам необходимы письменные пояснения по отдельным вопросам, устные консультации, выработка решений, которые позволят компании, не выходя за рамки закона, оптимизировать структуру своих налоговых платежей. Но в сфере налоговых отношений, безусловно, основной упор делается на судебную защиту интересов клиентов.
— Велик ли процент победы над налоговыми органами?
— Процент достаточно большой. В частности, арбитражные процессы по оспариванию отказа в возмещении НДС из бюджета в большинстве случаев заканчиваются победой компаний. Суды встают на сторону налоговых органов в том случае, если в действиях компании усматривается недобросовестность. Например, если в ходе процесса выясняется, что организация использовала неоднозначные схемы по уходу от налогообложения либо представила документы, которые хотя и укладываются в рамки действующего законодательства, но не отражают реальных хозяйственных операций.
— Молодой женщине, наверное, непросто противостоять налоговой системе, защищая интересы клиента?
— У меня страха не возникает. Сложности появляются, когда вопрос у клиента незаурядный, специфический и практика по таким делам не сложилась. Вариантов действий в данной ситуации немного: либо отказаться и продолжать работать только по тем направлениям, в которых чувствуешь себя уверенно, либо принять поручение, исследовать новый вопрос, получить дополнительные знания. Мое правило: если браться за дело, то делать его хорошо, поэтому я стараюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень и совершенствоваться как в известных мне областях права, так и в новых направлениях.
— Вы планируете расширять комплекс предоставляемых юридических услуг?
— В ближайшей перспективе намерены развивать такое направление, как полное сопровождение участия компании в торгах для государственных или муниципальных нужд в различных сферах. В условиях кризиса большинство компаний стремятся получить государственный заказ, так как потребительская способность на рынке резко снизилась и необходимо искать дополнительные источники для успешного функционирования компании. Но для того, чтобы выиграть в проводимом конкурсе или аукционе, необходимо не только грамотно составить заявку на участие в торгах, но и своевременно ее направить, проконтролировать правомерность действий государственного заказчика. В случае же заключения контракта основная задача — строго выполнить его условия. Именно в этом непростом направлении мы готовы помочь нашим постоянным и новым клиентам.
— Из чего складывается успешная адвокатская карьера?
— Первое — это фундаментальные знания, без которых успешная работа юриста просто невозможна. Необходимо постоянно анализировать нормативные документы, делать выводы, систематизировать и обобщать большие объемы информации.
Второе — практика. Чем больше опыта работы по каким-то вопросам, тем легче в дальнейшем. Сколько бы юрист ни изучал литературы и судебных решений по конкретным делам, собственная практика в процессе незаменима. Каждый адвокат должен ходить на процессы и отстаивать интересы своего клиента, потому что зачастую только в суде мы можем определить, насколько наша позиция значима, насколько она подтверждается действующим законодательством. Именно в судебных спорах рождается мастерство истинного адвоката. Главное — верить в собственные силы.
Третий аспект — репутация. Авторитет невозможно получить в одночасье, он нарабатывается годами, и самое главное — его сохранить, не допустить совершения каких-либо действий, которые дадут основания клиентам усомниться в профессиональной компетентности и порядочности адвоката.