2008-08-12T15:30:00+11:00 2008-08-12T15:30:00+11:00

Евгений Урсакий: «Бизнесу судостроение не поднять»

Владелец судоходной компании о слухах, армии и проблемах отрасли

Из личного архива героя публикации |  «Бизнесу судостроение не поднять»
Из личного архива героя публикации
Анкета
Евгений Урсакий, владелец судоходной компании «Навигатор-ДВ», 41 год.
Родился в Молдавии, в 1989 г. окончил Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище им. В.И.Ленина, по специальности «инженер— механик». После окончания учебы по распределению был направлен на Камчатку для прохождения службы на надводных кораблях. В 1999 г. уволился с воинской службы в должности командира БЧ5 краснознаменного пограничного сторожевого корабля «Дзержинский» и переехал во Владивосток.
С 2001 г. по 2003 г. работал старшим механиком на добывающих судах ЗАО Рыболовецкий колхоз «Восток-1», с 2003 г. по 2005 г. занимал должности в аппарате управления РК «Восток-1», в 2005 г. был назначен заместителем председателя правления, в 2006 г. — председателем правления РК «Восток-1». В 2007 г. возглавил представительство московской компании «Бриг-Стар» на Дальнем Востоке, с января 2008 г. и по настоящее время — владелец судоходной компании «Навигатор-ДВ». Женат, дочь 8 лет.

Молодая судоходная компания Евгения Урсакия владеет пока лишь одним судном, но в планах бизнесмена — наращивание транспортной базы за счет сотрудничества с зарубежными компаниями. Урсакий прошел «школу менеджмента» в РК «Восток-1» и надеется, что опыт позволит ему активно развивать свой бизнес. О том, кому выгодно называть «Восток-1» банкротом, почему рынок ожидает дефицит рефтранспорта и где достать ресурсы для реанимации судостроительной отрасли, он рассказал корр. «К».

— Евгений Иванович, информация о том, что «Восток-1» находился и до сих пор находится на грани банкротства, у всех на слуху уже не первый год. Как вы оцениваете ситуацию?

— Если предприятие и на самом деле так долго находится в кризисе, так почему до сих пор ситуация не разрешилась? Я считаю, никакого кризиса нет, просто кому-то выгодно, чтобы все так думали. Слухи о банкротстве скорее всего распускают конкуренты.

Я считаю РК «Восток-1» успешным, хотя бы потому, что оно, несмотря ни на какие трудности, продолжает работать и по сей день. Сегодня — это одно из крупнейших предприятий-налогоплательщиков в крае.

— А почему так и не была реализована инвестиционная программа по судостроению в Норвегии, предложенная РК «Восток-1»?

— Это был правильный ход, который, к сожалению, в то время, когда я работал в компании на разных должностях, предпринять не удалось. Сегодня, будучи владельцем собственной компании, я иду по этому пути. Меня старые суда не интересуют, будущее за компаниями с современным флотом.

«Начальника не выбирают»

— Почему в свое время вы решили уволиться с военной службы?

— В 90-е годы военная служба не могла дать мне того, к чему я стремился — карьерного роста. Дело в том, что в 1995 году вышел указ президента, тогда еще Бориса Ельцина, о запрете на прием в военную академию уроженцев республик бывшего Советского Союза. Мне тогда был 31 год, я стал старшим офицером и получил досрочно воинское звание капитана 3 ранга. В то время это давало преимущество при поступлении в академию, но я из-за национальности такую возможность потерял. Поэтому принял решение уволиться со службы.

— Не посчитали ли вы подобные запреты проявлением дискриминации?

— Конечно, это была дискриминация прав уроженцев республик бывшего СССР в чистом виде! Однако указы президента принято выполнять, а не обсуждать.

— Как вы заняли должность руководителя РК «Восток-1»?

— Поменял военный диплом на гражданский и пошел в рейс 3-м механиком на судне «Иван Ковалев». Переехав во Владивосток, устроился в «Восток-1» и прошел путь от 2-го механика до председателя правления.

РК «Восток-1» — одно из крупнейших предприятий на Дальнем Востоке. Работа в этой организации — хорошая школа для формирования специалистов любого уровня.

— С какими проблемами столкнулись, возглавив предприятие?

— Прежде всего, с очередным скачком стоимости топлива при медленном росте цен на рыбу. Кроме того, как и на многих предприятиях, остро ощущалась нехватка кадров. В аппарат управления нужно набирать профессионалов, а где их найти? В этих условиях первоочередной задачей было правильно раскрыть потенциал человека и поставить такую задачу, которая помогла бы ему максимально проявить свои способности.

— На данный момент кадровый голод ощутим так же?

— За последние 15 лет престиж морской профессии значительно упал. Тот же Дальрыбвтуз ежегодно выпускает немало специалистов, но в профессии остаются единицы. Причин много: низкий уровень заработной платы моряков, ее невыплаты и задержки, неблагоприятные условия труда, обусловленные высокой степенью износа флота.

Почему часть наших моряков давно работает под флагом на иностранных судах? Потому что там более комфортные условия труда! Вот они — готовые специалисты, у которых есть знание и опыт; нужно обеспечить им лучшие условия под флагом России — и у нас будут необходимые кадры.

— Как вас воспринял коллектив?

— Начальников не выбирают и с ними не дискутируют. Руководителями становятся только те люди, которые умеют принимать решения и нести за них ответственность. Конфликт подчиненный — начальник всегда присутствует. Но для меня не слишком важно, что обо мне думают сотрудники: мера ответственности у нас разная.

— А какого принципа во взаимоотношениях с подчиненными придерживаетесь?

— До определенного этапа я демократичен, даю возможность работнику раскрыть свои способности, создаю ему условия для этого.

«Нельзя сидеть на сырьевой игле»

— Почему вы решили создать свой бизнес?

— На определенном этапе понял, что нужно идти дальше, продолжать совершенствоваться. Так совпало, что в этот период на меня вышла одна из московских рыбных компаний — ООО «Бриг-Стар», филиалы этой компании находятся во многих регионах РФ. Мне предложили возглавить ее представительство на Дальнем Востоке. Что окончательно подвигло меня создать собственный бизнес — компанию «Навигатор-ДВ».

В настоящее время мы являемся владельцами транспортного рефрижератора «Рустика», до нас он принадлежал компании «РОЛИЗ».

Ведем переговоры с зарубежными компаниями о наращивании транспортного флота. Но хорошие рефрижераторные суда сегодня практически не продаются. Крупные судостроительные верфи забиты заказами на танкеры, нефтяные платформы, сухогрузы, а не на рефтранспорт. Предполагаю, через лет пять-семь российский рынок начнет испытывать дефицит в данном виде морских перевозок.

— Какие проблемы отрасли вы считаете наиболее болезненными?

— Главная — отсутствие стимулирующих условий для повышения доступности строительства, модернизации судов рыбопромыслового и транспортного флота, модернизации рыбоперерабатывающих производств. Нет единой системы обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового и транспортного флота. Нельзя постоянно сидеть на сырьевой игле без развития соответствующей промышленности. Наш флот стареет, а основные судоремонтные базы находятся за границей. Нужно консолидировать силы всего Дальнего Востока в постройке судов у нас в регионе. Только современный транспорт способен поднять отрасль.

Сегодня ее развитию мешает и продолжающийся рост цен на горюче-смазочные материалы. На сегодняшний день их стоимость в затратах судов достигает 40%.

Но радует тот факт, что государство делает некоторые шаги навстречу: например, уже есть предложения по постройке судов по лизинговой программе.

— Хватит ли, на ваш взгляд, у Дальнего Востока ресурсов для развития в регионе судостроения? Кто должен этим заниматься?

— Ресурсы есть. А заниматься этим должны государственные корпорации, которые способны создать условия для бизнеса, обновления флота.

— По силам ли бизнесу развивать судостроение?

— Это наукоемкое производство. Я считаю, без участия государства, самостоятельно, отдельным представителям бизнеса данную отрасль не осилить.

«Политика превратилась в увлечение»

— Сегодня многие бизнесмены стремятся в политику. Как вы относитесь к такому явлению?

— Отрицательно. Политика в настоящее время превратилась именно в «увлечение», а не в служение народу и государству.

— Многие считают Дальний Восток периферией и стремятся в центр страны. У вас не возникало подобного желания?

— Я не считаю наш регион периферией. В Приморском крае вполне реально развивать и успешно вести бизнес. Пока переезд не планирую, но в будущем, если появятся перспективы развития и интеграции бизнеса, возможно, и возникнет необходимость в смене места жительства. В наш век стремительного развития информационных технологий бизнесом можно управлять из любой точки земного шара.

— Когда были в Молдавии в последний раз?

— В 1994 году.

БЛИЦ

— Где в последний раз провели отпуск?

— В мае был 12 дней в Австрии.

— Ваш автомобиль?

— Lexus LX470 2004г.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ