Ашлапов Николай Иванович, 46 лет, руководитель ФГУ «Дальневосточная дирекция Росстроя».
Родился в деревне Сучково Большеулуйского района Красноярского края. В 1985 г. окончил Красноярский политехнический институт, теплоэнергетический факультет по специальности «инженер-промтеплоэнергетик».
Карьера: в 1995 г. занял пост генерального директора, а спустя два года — председателя совета директоров ОАО «Ачинский глиноземный комбинат». Параллельно в 1998 — 1999 гг. исполнял обязанности главы г. Ачинска. В 2000 г. был назначен представителем компании «Русский алюминий» в Красноярском крае. В 2002 г. стал первым заместителем губернатора Красноярского края, в течение полугода исполнял обязанности губернатора. С конца 2002 г. — представитель ООО «Евросибэнерго» в Красноярском крае, председатель «Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края». В 2003 г. стал председателем совета директоров ОАО «Красноярская ГЭС». В декабре 2003 г. избран депутатом Государственной думы, стал первым заместителем председателя комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Госдумы. В 2006 г. назначен генеральным директором ОАО «Компания «Главмосстрой», с ноября 2006-го по 2007 г. — управляющий директор ОАО «Главстрой». С 2006 г. — советник председателя Государственной думы РФ.
Награжден орденом Дружбы.
Увлекается охотой, подводным плаванием, коллекционированием охотничьих ножей.
Женат, воспитывает четверых детей.
Николай Ашлапов, руководитель ФГУ «Дальневосточная дирекция Росстроя», будет «дирижировать» тем масштабным строительством, которое развернется во Владивостоке в преддверии саммита АТЭС. Сейчас, на стадии решения принципиальных вопросов, г-н Ашлапов основное время проводит в Москве. Но уже в ближайшие месяцы, когда начнется активное строительство, переедет «на ПМЖ» в Приморье. В интервью корр. «К» он рассказал, на чьи деньги будут строиться объекты саммита и почему в Приморье не стремятся инвесторы.
— Николай Иванович, расскажите на какие средства будут строиться объекты саммита?
— На подпрограмму развития Владивостока (в рамках федеральной целевой программы «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья») правительство намерено выделить гораздо большие средства, чем озвученные ранее 150 миллиардов рублей. Я не буду сейчас называть точную сумму, которую после новых установок президента России Минрегионразвития заявило правительству. Пока эти цифры не прошли согласование. Основные расходы лягут на федеральный бюджет, но софинансировать ряд объектов будут администрация Приморского края, Владивосток, а также частные инвесторы.
— Что будет строиться?
— Наша дирекция выступает заказчиком строительства конференц-центра и Тихоокеанского научно-образовательного центра, состоящего из Дальневосточного федерального университета и научного парка РАН. На первой очереди строительство университета: административно-учебный корпус и гостиницы-общежития на 5 тысяч номеров для студентов и преподавателей. Финансироваться данное строительство будет за счет федерального бюджета, как и ряд других объектов. В том числе реконструкция аэропорта Владивостока: предусмотрены реконструкция двух взлетно-посадочных полос, а также строительство международного терминала с пропускной способностью в 1,5 тысячи пассажиров в час. Заказчиком здесь выступают Росавиация и частные инвесторы.
Значительные суммы выделены на строительство и реконструкцию дорог во Владивостоке и на острове Русском. Основные участники в этом вопросе — Росавтодор, администрация Приморского края и муниципалитет Владивостока.
Далее, «морской фасад» — это в основном портовая структура на Русском и на материке. Исполнитель — Росморречфлот, строительство будет оплачиваться из федерального бюджета, часть расходов возьмут на себя частные инвесторы.
Предусмотрено также создание гостиниц на материке (в основном за счет частных инвесторов).
— А краевая администрация что финансировать будет?
— Частично софинансировать строительство медицинского центра, театра оперы и балета. На тех же условиях примет участие в строительстве коммунальной инфраструктуры, в частности в создании водовода от Пушкинской депрессии. Кроме того, предусмотрено много мероприятий по развитию системы водоснабжения и канализации на территории Владивостока, строительство очистных сооружений, а также полигонов твердых бытовых отходов на Русском и на материке.
— Другие инвесторы подключатся?
— Энергетики будут участвовать в строительстве объектов энерго- и теплоснабжения как на острове, так и на материке. На них — основная доля расходов. За счет бюджета и частных инвесторов предусмотрено развитие телекоммуникационной инфраструктуры.
— Ходили разговоры о том, что возникли финансовые сложности при выводе с предназначенных для строительства земель объектов министерства обороны...
— Финансирование взял на себя федеральный бюджет. Помимо вывода воинских частей предусмотрены также разминирование, утилизация и подъем военных кораблей, затонувших в бухте Новик.
— Так ли нужен Владивостоку мост на остров Русский, где всего 5 тысяч жителей? Может, лучше с Седанки на Де Фриз построить?
— Это сегодня там 5 тысяч жителей. По окончании строительства на острове сложится другая ситуация. Мы собираемся построить на Русском университет на 50 тысяч студентов (решение по нему принято уже окончательно). Одним только этим объектом мы отвечаем на ваш вопрос. Не будем забывать о том, что у Владивостока сегодня нет земли для развития, а Русский — это основная территория, за счет которой городу можно расти. Поэтому помимо университета там будет построено и жилье, и общественно-деловой центр. Так что в перспективе мост, о котором мы сейчас говорим, не оказался бы слишком мал.
— Вы упомянули про строительство очистных сооружений. Владивостокцев этот вопрос особенно волнует из-за состояния моря. Можно об этом подробнее?
— Очистные объекты будут располагаться и на острове, и на материке. Предусмотрено строительство трех комплексов, а также развитие уже существующего сегодня — на Де Фризе. Абсолютно вся канализация города будет проходить очистку. Проект уже готов: предполагается применение французской технологии по биоочистке. Только когда вода будет очищена настолько, что в ней сможет жить рыба, она будет сливаться в океан.
— Для строительства объектов в Приморье приедут тысячи специалистов и рабочих. Где они будут жить?
— В бытовых городках недалеко от строительных площадок.
— По какой цепочке будут поступать федеральные средства, выделенные на строительство?
— Из федерального бюджета через Минрегионразвития по госзаказчикам: Роставтодору, Росморречфлоту, Росавиации, Минобороны, Минсвязи, краевой администрации...
— В Приморье в прошлом достаточно широко обсуждался вопрос о строительстве здесь комбината по производству алюминия. Местные экологи опасались, что это приведет к проблемам с состоянием окружающей среды. Вы были представителем компании «Русский алюминий» в Красноярском крае. Как вы считаете, целесообразно такое строительство здесь?
— Любое развитие промышленности для региона — только плюс. Сегодня технологии позволяют строить такие предприятия, которые минимально влияют на окружающую среду. Что касается Приморья, то можно долго рассуждать об экологии, но только не надо потом сетовать на недостаточно высокий уровень жизни, нехватку денег в местных бюджетах. Ведь Приморье на сегодня — дотационная территория, которой своих денег не хватает для самообеспечения.
Считаю, что каждый регион, желающий жить самодостаточно, должен стремиться сделать все, чтобы «затащить» к себе инвесторов, а не создавать им препятствия. Основная проблема Приморья сегодня в том, что инвесторы сюда не особо стремятся. А если их еще и экологическими акциями протеста пугать будут... Найдется немало регионов, желающих предложить площадки под размещение крупных заводов.
Блиц
— Как вы проводите свободное время?
— Его нет. Все потенциально свободное время приходится отдавать работе.
— Что любите читать?
— Приходится много читать литературы, относящейся к работе. К сожалению, не хватает времени на художественную. Если же появляется возможность во время краткосрочного отпуска, предпочитаю исторические произведения.
— Где проводите отпуск?
— Больше всего люблю отдыхать на родине, в Красноярском крае.
— На какой машине ездите?
— На BMW.