2007-07-17T15:30:00+11:00 2007-07-17T15:30:00+11:00

Анвир Фаткулин: «Мы работаем на развитие региона»

Ректор политена об инновациях, ЕГЭ и зарплатах

Из личного архива героя публикации |  «Мы работаем на развитие региона»
Из личного архива героя публикации
Анкета
Анвир Фаткулин, ректор ДВГТУ, доктор технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ.
Возраст — 51 год.
В 1977 г. окончил Дальневосточный политехнический институт имени В. В. Куйбышева по специальности «Технология и комплексная механизация подземной разработки месторождений полезных ископаемых», в 1984 г. — аспирантуру Московского горного института, в 1997 г. — докторантуру Дальневосточного государственного технического университета.
Семейное положение — женат, двое сыновей.

27 февраля этого года на конференции трудового коллектива ДВГТУ новым ректором был избран Анвир Фаткулин, ранее занимавший должность проректора по учебной работе. А 28 февраля из Москвы поступило сообщение о том, что ДВГТУ стал одним из 40 вузов — победителей конкурса инновационных образовательных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование». На реализацию программы университету из федерального бюджета будет выделено 710 млн руб. Софинансирование из средств вуза составит более 250 млн руб. Анвир Фаткулин рассказал корр. «К» о том, в каком направлении развивается сегодня технический университет и как идет выполнение инновационной программы вуза.

— Анвир Амрулович, почему именно ДВГТУ победил в конкурсе нацпроекта «Образование»?

— В первую очередь потому, что наша инновационная программа соответствует государственным приоритетам и задачам. И, кроме того, благодаря особому вниманию президента и правительства к проблемам развития Дальнего Востока.

Необходимо готовить кадры для воплощения тех грандиозных проектов, которые сейчас предлагаются: комплексное развитие инфраструктуры Приморского края, строительство дорог, мостов, коммуникаций, океанариума, Приморской АЭС, алюминиевого и нефтеперерабатывающего заводов и так далее. Все это требует большого числа специалистов — как для строительства, так и для обслуживания этих объектов, а также сопутствующей инфраструктуры.

— А что такое инновации в образовании?

— Инновации — это нововведения, направленные на новые технологии и качество образования, которые сегодня активно внедряются во всем мире, в том числе и в России. Вызвана эта необходимость многими факторами и прежде всего — мощным витком информатизации системы образования. Появление компьютерных и других технологий привело к резкому увеличению потока информации, к изменению методов ее преобразования, осознания и работы с ней. Это заставляет вузы внедрять новые образовательные программы, более ориентированные на личность студента, его будущие личностные и профессиональные компетенции. Новые методы отличаются от классических — лекций, семинаров, зачетов, экзаменов, то есть от тех, что применялись столетиями.

Сегодня мы вводим и дистанционные технологии, и всевозможные краткосрочные курсы, и смешанные формы, например очно-заочное обучение. Помимо того, инновации — это и использование современных технологий в обучении, обновление лабораторной и учебно-методической базы, внедрение современного программного обеспечения. Мы стремимся дать студентам не только теоретические знания, но и практические профессиональные навыки, сформировать необходимые компетенции.

Сегодня работодателя не устраивает, когда к нему приходит выпускник вуза, которому необходимо несколько лет адаптироваться в рабочих условиях. Работодателю нужен выпускник, который, придя на предприятие, сразу активно и компетентно включается в работу. Поэтому молодого человека надо приучать к этому со студенческой скамьи. И делать это не выборочно, а массово.

Кроме того, инновации — это появление новых форм организации учебного процесса. Если мы ранее оценивали трудоемкость процесса в учебных часах, то сегодня приближаемся к моделям Запада и начинаем оценивать ее в зачетных единицах. Это совершенно иной подход. Внедрение модульных и рейтинговых технологий — это также содержание инноваций. Все это призвано повысить вариативность и доступность образования, улучшить его качество.

Инновации в образовании — это и появление большого количества электронных учебных материалов, условия доступа к ним, новые требования к организации самостоятельной работы. К примеру, работа преподавателей со студентами через сетевой контакт — тоже важный элемент инноватики в образовательном процессе. Кроме того, инновации в образовании связаны и с финансированием. Например, сегодня банки активно выдают молодым людям образовательные кредиты. Изменились условия финансирования научной деятельности через развитие системы конкурсов и грантов.

В общем, инновационная деятельность сегодня настолько обширна, что сконцентрировать ее на каких-то двух-трех направлениях невозможно, таких направлений — 18 — 20.

— Расскажите об инновационном терминале России в АТЭС — что он будет собой представлять и для чего создается?

— Это основа инновационной программы ДВГТУ. Ее главная идея — способствовать созданию инновационной экономики России, в том числе через новое качество кадровой подготовки. Программа направлена на получение студентами не только теоретического образования, но и одновременно навыков производственной, научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Терминал базируется на широкой инфраструктуре, в том числе на шести научно-образовательных центрах (НОЦ), ориентированных на строительство, энергетический комплекс, морские технологии, рациональное природопользование, горную промышленность и нефтегазовый комплекс. Ядром каждого НОЦ являются базовые кафедры ДВГТУ (например, НОЦ «Строительство» формируется на базе двух институтов: архитектурного и строительного). Система НОЦ позволяет активно взаимодействовать с партнерами как в Приморье, так и в России в целом и за рубежом. У нас таких партнеров в структуре каждого НОЦ — десятки и даже сотни.

— Как вы относитесь к системе ЕГЭ?

— Достоинства и недостатки ЕГЭ вся страна обсуждает уже несколько лет. Нам трудно это оценивать, поскольку Приморье пока не участвует в эксперименте с ЕГЭ, но, тем не менее, через год-два мы войдем в систему. В краевой администрации по этому поводу уже началась активная деятельность — необходимы формирование соответствующих комиссий, вовлечение новых людей, подготовка компьютерной техники. То есть работа предстоит большая.

По моему мнению, главный плюс ЕГЭ заключается в том, что, сдавая один экзамен — одновременно и выпускной, и вступительный, выпускники не перегружаются физически и эмоционально. Еще один плюс — возможность поступить в вуз, не посещая его лично, а просто отправив туда результаты своего ЕГЭ. Причем можно одновременно их посылать и в престижный столичный университет, и в региональный вуз в родном городе.

С другой стороны, вузам станет сложнее работать, потому что пока непонятно, будет ли в итоге зачислен в наш вуз абитуриент, приславший результаты ЕГЭ, или он в последний момент передумает и окажется в другом университете. Еще один минус — пока не определен статус ЕГЭ: станет ли он единственным возможным вариантом отбора студентов или будут сохранены альтернативные формы.

Образовательное сообщество в целом выступает за возможность альтернативы ЕГЭ в виде профессиональных конкурсов, олимпиад, отбора талантливых ребят на творческие специальности. Представьте, юноша может выиграть профессиональный конкурс сварщика, электромонтера, слесаря. Впоследствии он может стать отличным инженером, но при сдаче ЕГЭ у него необязательно будут высокие результаты. Нельзя оставлять такого человека за бортом высшего образования. Тем более что у нас сегодня широко развита система довузовской подготовки. Если говорить о ДВГТУ, то ежегодно у нас более 5 тысяч человек проходит через подготовительные структуры, например школы молодых специалистов: юного программиста, юного архитектора, юного менеджера, малую восточную академию, лицеи, где занятия ведут преподаватели ДВГТУ. И эти абитуриенты более подготовлены, они сегодня составляют студенческий костяк университета.

Подытоживая: я за ЕГЭ, но в комплексе с альтернативными формами отбора.

— В Приморье будет заканчиваться нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» и ожидается строительство нефтеперерабатывающего завода. А вы готовы в ближайшие годы выпускать специалистов-нефтяников?

— Конечно. Три года назад мы создали Институт нефти и газа, сегодня в нем уже три специальности. По специальности «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» студенты уже перешли на 4-й курс. Специальности института востребованы среди абитуриентов, конкурс составляет более трех человек на место.

В этом году впервые начали набор на новую специальность «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов». Здесь мы работаем на опережение.

— Простите за нескромный вопрос: сколько у вас зарабатывают преподаватели?

— Сразу отмечу, что зарплата — это одно, а доходы — совсем другое. Что касается зарплат, то профессора у нас получают до 18 — 20 тысяч, старшие преподаватели — 10 — 12 тысяч, ассистенты — 7 — 8 тысяч рублей. При этом значительная часть преподавателей работает параллельно в наших структурных подразделениях, где они занимаются образовательной деятельностью, научно-техническими разработками и имеют дополнительный заработок.

Об этом же говорит и вице-премьер Дмитрий Медведев, курирующий нацпроект «Образование»: возможности для повышения заработка вузовских преподавателей следует искать в плоскости инновационных программ, создавая новые подразделения научно-технического характера. Например, у нас очень сильные позиции в области разработок для строительства гидротехнических сооружений, наши преподаватели, аспиранты и даже студенты, занятые в этой области, имеют реальную возможность увеличить свои доходы. В гуманитарной сфере заработки пониже, но мы выигрываем различные гранты, побеждаем в научно-методических программах. В прошлом году мы по грантам, по различным договорам и программам выполнили работ на сумму около 150 миллионов рублей. Самое главное — сейчас появились возможности для заработка, кто хочет работать и зарабатывать — такую возможность имеет, в том числе в рамках инновационной образовательной программы.

— Как вы относитесь к идее создания Национального университета во Владивостоке?

— В целом положительно. Я знаю, что работа в этом направлении уже идет, при губернаторе создана специальная рабочая группа, которая занимается этим. К сожалению, пока модель университета не разработана, то есть мы пока не знаем, каким он будет. И, чтобы эту модель создать, надо четко представлять, какие задачи перед федеральным университетом будут стоять.

С моей точки зрения, возможны три варианта. Первый — университет, нацеленный на обеспечение кадрами экономики региона. В этом случае акцент должен делаться на технические и экономические специальности, а также на менеджмент производства. Второй вариант — это университет, ориентированный на развитие международного сотрудничества. В этом случае упор надо делать на высокий уровень языковой подготовки, необходимы большой процент преподавателей-иностранцев, и ориентация на образовательные и социальные стандарты и потребности стран АТР. Наконец, третья концепция — университет, ориентированный на большой объем научных исследований. Здесь должен быть представлен мощный блок специальностей естественных наук, нужно очень плотное сотрудничество с ДВО РАН, вплоть до объединения ДВГУ, ДВГТУ и ДВО РАН. Когда, наконец, будет определено предназначение федерального университета, его параметры, мы готовы к сотрудничеству.

Федеральный университет во Владивостоке может состояться как центральный элемент будущей инновационной инфраструктуры региона.

— Ваши коллеги-ректоры — Владимир Курилов, Геннадий Лазарев, ваш предшественник Геннадий Турмов — достаточно активно занимаются политикой. Вы собираетесь следовать их примеру?

— Так вопрос не стоит, на сегодня у меня хватает других задач. А дальше жизнь покажет.

Политика — не самоцель. Главное — это решение задач развития ДВГТУ, экономики региона, и механизмы достижения целей здесь должны быть адекватные.

Блиц

— Чего вам не хватает для счастья?

— Свободного времени.

— Ваша любимая книга?

— «Эроусмит» Льюиса Синклера.

— Кем вы хотели стать в детстве?

— Ихтиологом. Но стал горным инженером, о чем абсолютно не жалею.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ