Родился в Магадане.
Образование: ДВПИ, специальность «инженер-строитель» (Владивосток, 1962), аспирантура (1967-й — защита кандидатской диссертации).
Карьера: в ДВПИ проработал до 1978 г., затем год в Академии наук, откуда был приглашен на должность директора информационно-вычислительного центра Главдальводстроя (1979). В 1984-м стал заместителем директора Дальневосточного филиала Всесоюзного института повышения квалификации работников Минводхоза СССР. В 1991-м — директор этого филиала, преобразованного год спустя в Институт переподготовки и повышения квалификации госслужащих. С тех пор является ректором данного института. Заслуженный работник Высшей школы.
Семейное положение: жена, двое сыновей, трое внуков (старшему 27 лет), внучка. Пристрастия: летняя рыбалка, игра в нарды и шахматы.
Будучи сыном военного, армейскую жизнь он с лихвой познал с ранних лет, когда отца перевели в 39-м году осваивать Дальний Восток. Себя называет «довоенным». Леонид Болтянский сменил 11 школ в Приморье, прежде чем получить среднее образование. В советский период он был одним из немногих непартийных руководителей. И именно он стоял у истоков формирования Приморского института государственного и муниципального управления. На данный момент в институте прошли профессиональную переподготовку более 3,5 тыс. государственных и муниципальных служащих, свыше 10 тыс. повысили свою квалификацию. И сегодня, в свой 66-й год рождения, г-н Болтянский рассказал «К» о том, каким должен быть современный чиновник.
Бунтарь
— Леонид Исаакович, какова доля сына военнослужащего?
— Постоянные переезды. Отец был заместителем командующего Тихоокеанским флотом по инженерной работе, полковник, инженер-строитель. В 43-м году его перевели в Приморье. Именно он забил первый колышек города Фокино, бывший поселок Промысловка. Жили мы недалеко от Фокино — в поселке Крым. Потом были Находка, Владивосток, остров Русский...
Особенно запомнилось время, когда учился в пятом классе и нас возили в школу из Крыма в Смоляниново. Расстояние около 20 километров. Тогда до обеда первый класс учился вместе с третьим, но на разных рядах, после обеда — второй класс с четвертым. Была одна учительница на школу, однако с нами, мальчишками-бунтарями, с легкостью справлялась с помощью полутораметровой указки. В школу зимой мы приезжали в хлебной машине. До сих пор помню этот вкус, необыкновенный запах и хруст свежей корочки.
А какой я первый выговор получил от Находкинского горкома комсомола в 1955 году! На школьном вечере поставил фокстрот и танго — в то время запрещенные танцы. Это было сверхнарушением (улыбается)!
— Профессия строителя — выбор отца?
— Нет. Отец строил дороги Приморья, а я — здания. Я постоянно ездил на объекты с отцом, поэтому и решил пойти на факультет промышленно-гражданского строительства ДВПИ. Люблю свою специальность. И первый мой объект — это торгово-кооперативный техникум, а первый жилой дом — это первая во Владивостоке кирпичная «девятиэтажка» в районе Столетия.
— Как получилось, что связали свою жизнь с высшей школой?
— В 1964 году начались напряженные отношения с Китаем: стали призывать в армию высококвалифицированных специалистов-строителей. Тогда по всему Дальнему Востоку строились укрепрайоны. Меня дважды призывали в кадровую армию. Единственный путь был избежать ее — поступить в аспирантуру, что я и сделал. Спустя три года стал кандидатом технических наук и остался работать в этом институте на кафедре строительного производства.
— С 1992 года вы — ректор института, который готовит чиновников, при этом в свое время вам удалось избежать вступления в партию.
— Я не был членом партии, когда руководил вычислительным центром Главдальводстроя, а в 1992 году партийная принадлежность не влияла на карьеру. На территории Приморского края не было Высшей партийной школы, как в Хабаровске. В 1991-м Дальневосточная партшкола была преобразована в Дальневосточную академию государственной службы. В 1992-м по согласованию с зампредкрайисполкома Евгением Иосилевичем мы создали аналогичный Хабаровску институт. То, что я не состоял в партии, не мешало мне руководить институтом. Для меня неважно, к какой партии принадлежит обучающийся. Я уважаю должность, которую занимает чиновник.
Новый чиновник — новое мышление
— Насколько современная схема отбора чиновников для органов власти отличается от советских времен? Тогда был жесткий отбор кадров.
— Именно строгого отбора нам и не хватает. Создание кадрового резерва — это то хорошее, что было до перестройки. В настоящее время идет административно-муниципальная реформа, и порой очень трудно подобрать специалистов, отвечающих всем требованиям. Нужно как можно скорее организовать обучение новых государственных и муниципальных служащих, сформировать их социальное мышление. Предприниматели, вошедшие в политику, как раз та категория людей, которые, как правило, имеют только представление, а не знают основ госуправления, Конституцию России и федеральные законы. На работу человек должен проходить по конкурсу, а не по признаку «я свой».
За годы работы я встречал людей, которые работали в высших органах власти без высшего образования, а руководители некоторых районных администраций не имеют даже законченного среднеспециального образования и подбирают соответственно кадры под себя.
— Как вы относитесь к тому, что сейчас многие вузы Приморья готовят кадры по специальности «Государственное муниципальное управление»?
— Я против массовой подготовки по этой специальности. Честно говоря, не понимаю, как можно готовить чиновников, которые должны прийти к госуправлению «поточно». Зачем вводить в заблуждение абитуриента и его родителей, что после окончания он в перспективе мэр или губернатор? У нас стоит другая цель — переподготовка, приобретение конкретных знаний и навыков в деятельности чиновника.
— Изменились ли задачи института за годы работы?
— Они остались прежними. Главная цель — формирование нового социального мышления у чиновника. Лидеры партии, чиновничества прекрасно понимают, что предлагаемые ими идеи в полной мере не воспринимаются обществом. Они вместо идеологической работы стали заниматься манипулированием сознания масс, то есть технологиями вместо идеологии. Я до сих пор уверен, что воспитать личность можно только на красивом. Если посадить «первоклашку» за красивый лакированный стол, а затем за обыкновенную деревянную парту, то исписанной и испорченной, вероятнее всего, окажется последняя.
Получение выборных должностей стало зависеть не столько от воли избирателей, сколько от финансовых ресурсов претендентов и отношения к ним вышестоящей власти. Власть получила столь желанную независимость населения, что подобными методами она может формально демократически подтвердить легитимность своих полномочий, не ведя идеологической, образовательной работы. А наличие административного ресурса позволило ей добиваться практически гарантированного результата. Для достижения этих целей и была создана партия власти. Впервые в мировой истории появилось политическое объединение, открыто провозгласившее отказ от идеологии.
— Что должен знать прежде всего настоящий чиновник?
— В первую очередь — знать и соблюдать Конституцию РФ, федеральные и региональные законы. Приведу реальный пример. Недавно во Владивостоке отреставрировали Спортивную набережную. Накануне Дня города решил по ней прогуляться. Вдоль набережной развевались флаги, среди которых был и российский. В Конституции четко написано, что если стоят два стяга, то российский флаг должен быть слева, когда вы стоите к ним лицом. Размеры любого другого флага должны быть меньше либо равны российскому. При количестве флагов больше трех российский должен быть в центре. Так вот, он стоял первым, а его размер был в два раза меньше остальных. При этом мимо спокойно ходят государственные люди, которые не обращают внимания на то, что нарушена Конституция РФ, в частности федеральный закон о государственном флаге Российской Федерации. А мы еще хотим создать идеологию сильной России!
— Какими качествами должен обладать претендент на статус госслужащего?
— Я считаю, люди, которые находятся у власти и работают с людьми, должны иметь педагогический дар. Система образования нашего института переподготовки чиновников затрагивает такие области, как конфликтология, этика, психология работы руководителя, теорию государства и права. Здесь же у обучающихся есть возможность получить знания по технологии разговоров и переговоров.
Власть — это слепок общества, и ее необходимо постоянно обучать, чтобы на внешнем рынке выглядеть достойно. И я могу уверенно сказать, что региональная власть не занимается системно профессиональной переподготовкой и повышением квалификации своих кадров. Сегодня сотрудники нашего института присутствуют в качестве независимых экспертов при аттестации и проведении конкурсов на замещение вакантных должностей федеральных государственных служащих, в системе судебных приставов, миграционных и налоговых службах. Практически во всех территориальных органах исполнительной власти федерального уровня.
БЛИЦ
— Какие профессии выбрали ваши дети?
— Старший сын — строитель. Он сам выбрал эту профессию. Младший занимается предпринимательской деятельностью.
— Ваши любимые исторические персонажи?
— Отто фон Бисмарк, О’ Генри.