Калюжко Ирина Демьяновна, руководитель представительства авиакомпании «Аэрофлот — РА» во Владивостоке.
Родилась в Белоруссии, в городе Могилеве.
Окончила Ленинградское авиационно-техническое училище гражданской авиации (Санкт-Петербург), ВГУЭС по специальности «Государственное муниципальное управление» (Владивосток), Высшую коммерческую школу (авиабизнес) по организации перевозок и управления на воздушном транспорте.
В авиации с 1985 г. Руководитель представительства авиакомпании «Аэрофлот-РА» во Владивостоке с 2000 г.
В 2005 г. награждена почетным знаком «Отличник «Аэрофлота».
Любимый жанр — русская классика и романтические произведения в музыке, поэзии и прозе.
На сегодняшний день из 106 представительств авиакомпании «Аэрофлот» только в 3 из них руководят женщины. Ирина Калюжко — одна из этим дам. В ее кабинете множество профессиональных наград и медалей (госпожа Калюжко является членом национальной сборной России по гребле), но глава представительства авиакомпании «Аэрофлот-РА» не захотела, чтобы читатели восприняли ее как «железную леди» или «бизнесвумен». Поэтому в беседе сделан акцент не столько на профессиональные качества, сколько на личные.
Отличник «Аэрофлота»
— Ирина Демьяновна, почему авиация? Это довольно специфичный род занятий для женщины.
— Как все дети, я мечтала летать. Сесть за штурвал не осмелилась, но всю сферу авиационной деятельности познаю до сих пор. Трудно, но интересно. Ленинградское авиационно-техническое училище, романтическое желание уехать покорять Дальний Восток — все это сбылось легко, потому что я любила и люблю то, чем занимаюсь и в настоящее время. Теперь для меня Приморье родной край — здесь родились мои дети, я встретила много интересных и уже любимых мною людей. И здесь моя работа, увлечения, надежды.
— Что на данный момент находится в вашем ведении?
— Обязанности руководителя многогранны. Но прежде всего — обеспечение правильной организации труда и соблюдение трудовой и производственной дисциплины (особенно необходимой в авиации), контроль за продажей авиабилетов, разгрузкой и погрузкой самолетов, обеспечение безопасности полетов пассажиров, контроль за техническим состоянием самолетов и взаимодействие с экипажами, а также внедрение новых международных стандартов и технологий.
— Каково это — нести на женских плечах ответственность за личный успех и процветание компании?
— Легко и сложно. Личным примером руководитель может не только донести до сотрудников понимание задач компании, но и показать правила поведения и взаимодействия в коллективе. А если в коллективе все органично, то это не такая уж и сложная задача. Нас семнадцать. Это сплоченная, единая команда, нацеленная только на успех и процветание «нашего» «Аэрофлота». Стараюсь управлять компанией на базе поощрительной основы. Такой подход стимулирует сотрудников. Отношение к работе и своим обязанностям становится гораздо ответственнее. Но и за проступки каждый отвечает в соответствующей мере.
— Большая ответственность вас никогда не пугала?
— Напротив, всегда воодушевляет и дает возможность раскрывать в себе неиссякаемый творческий потенциал, помогающий успешно решать все задачи, достигать желаемых результатов, видеть дальние горизонты и стремиться к ним.
«Главный враг потребителя — монополизм»
— Cейчас «Аэрофлот» нацелен на наращивание перевозок в Сибири, на Дальнем Востоке и заинтересован в приобретении авиакомпаний «Владавиа» и «Дальавиа». Планируется создание единого дальневосточного перевозчика путем передачи «Аэрофлоту» акций владивостокской авиакомпании, принадлежащей государству. Почему возникла подобная идея?
— Этот проект поможет повысить конкурентоспособность компании на внешнем международном рынке, но одновременно он имеет важное социальное значение — развитие региональных и местных авиаперевозок в Дальневосточном и Восточносибирском регионах. Опыт быстрого роста дочерних компаний «Аэрофлота» «А-Дон», «А-Норд» показывает, что ресурсы и менеджмент «Аэрофлота» позволяют компаниям стремительно развиваться, получать прибыль, генерировать доходы в местные бюджеты, инвестировать их в развитие аэропортовой инфраструктуры и местных перевозок.
— Предположим, проект реализован, и в Дальневосточном регионе созданы дочерние компании. Каким образом будет осуществляться управление «Дальавиа» и «Владавиа»?
— Это будут самостоятельные юридические лица, зарегистрированные по месту их деятельности при наличии контрольного пакета в собственности «Аэрофлота», а значит, под контролем государства.
— Авиакомпания планирует построить к 2007 году собственный терминал «Шереметьево-3». Как протекает работа в этом направлении?
— Строительство идет строго по графику и действительно завершится в октябре следующего года. Окончание работы ждет не только «Аэрофлот», но и наши партнеры по SKY TEAM, поскольку «Шереметьево-3» станет крупнейшим хабом в Восточной Европе. В апреле 2006 года «Аэрофлот» стал десятым членом международного альянса SKY TEAM, маршруты которого пролегают по всему миру за счет сети хабов, объединяющих земной шар, и предлагают нашим пассажирам наибольшие возможности и удобные стыковки в пунктах Европы, Азии и всего мира.
— Планируете завоевание новых направлений?
— Конечно. Совсем недавно мы открыли регулярные полеты в Красноярск, буквально прорвав многолетнюю монопольную блокаду, а с 3 июля хотим начать полеты в Южно-Сахалинск.
— Каким образом устанавливаются цены на авиабилеты и что на это влияет?
— Цены на авиабилеты формирует рынок, т.е. потребительский спрос. Главный враг потребителя — монополизм. Там, где он процветает, цены всегда высокие. «Аэрофлот» за развитие конкуренции, мы не являемся монополистом ни на одной линии.
— Вопрос обслуживания пассажиров для авиакомпании всегда являлся ключевым. Изменится ли сервис на борту аэрофлотских самолетов?
— «Аэрофлот» определил сервис на борту своих самолетов одним из стратегических направлений и вложил серьезные инвестиции. Мы реализовали программу нового уровня обслуживания в бизнес-классе. По питанию «Аэрофлот» стал третьим в Европе. Немножко отстает экономический класс. Но с летнего расписания 2007 года компания запустит целую комплексную программу по внедрению нового уровня обслуживания в эконом-классе. Сейчас сложившаяся атмосфера нас не устраивает: человек чувствует себя всего лишь одним из десятков пассажиров. Поэтому изменится стиль обслуживания: он будет сориентирован на каждого пассажира.
Верхом на «Драконе»
— Вам доводилось чувствовать зависть к себе как к успешной и сильной женщине?
— Зависть — хорошее, доброе качество, которое мотивирует человека совершенствовать и развивать себя и все сферы своей деятельности, что я и делаю.
— Что вы считаете своим главным достижением в жизни?
— Сохранение душевного благополучия и эмоциональной стабильности. Именно это мне помогает воспитывать двух очаровательных дочерей. Дети — моя гордость. Анастасия — студентка второго курса Юридического института ДВГУ, Верочка — творческая личность, ученица балетной школы. Между прочим, подает большие надежды.
— Выходит, ваши дочери не вдохновились идеей пойти по стопам матери?
— Я предоставила им право самостоятельного выбора профессии. Я их поддержка и опора. Возможно, с приобретенными специальностями девочки найдут себя и в авиации.
— Что вам помогает отвлечься на время от работы?
— Мои увлечения. Они все связаны со спортом. Я член сборной России по гребле на лодках типа «Дракон», участвовала в международных стартах в Польше, ЮАР, Германии, Англии, Китае и других странах. С большим удовольствием ныряю с аквалангом, еще не профессионал, но большой дайвингист-любитель (улыбается), а зимой предпочитаю горнолыжные спуски. Минимальные физические нагрузки в виде бега, гимнастики — повседневность.
— Любите риск? Неужели не хватает адреналина на работе?
— Он никогда не бывает лишним. Да и какой адреналин на работе — это любимое занятие, соответственно, положительные эмоции, удовольствие и удовлетворение.
БЛИЦ
— Ваш жизненный принцип?
— Оптимизм.
— Не задумывались о смене деятельности?
— Никогда, но совмещать разные ее виды всегда готова.
— 14 июля у вас день рождения. Ожидаете чего-то особенного в этот день?
— Ожидаю простого — любви, нежности, заботы, стабильности, но не только на один день рождения, а на все годы.