Виктор Гутов, президент Ассоциации структур безопасности ДФО, председатель правления регионального объединения работодателей «Евразия-ДВ», член комиссии (эксперт) по безопасности бизнеса при РСПП, координатор ОО НСБ «Деловая Россия», руководитель Межрегионального объединения специализированных предприятий безопасности Global Security Group. Родился в Поронайске, Сахалинская область, в 1959 г. Окончил среднюю школу в пос. Яшкино Кемеровской области в 1976 г., летное училище в 1981 г., юрфак ДВГУ в 1991 г. Работал в РОВД Советского района Владивостока в 1982–1997 гг., преподавал в Юридическом институте МВД в 1992–1997 гг., затем занимался охранной деятельностью. Хобби — охота, горная рыбалка, вертолет.
На прошлой неделе Общественный совет Думы Владивостока провел заседание на тему «Комфортный город — безопасный город». Как эксперт в данной области, Виктор Гутов предлагает городской власти подойти к серьезным вопросам более ответственно.
— Виктор Владимирович, как получилось, что вы стали заниматься системами безопасности?
— Вся моя жизнь, в общем-то, так или иначе связана со сферой безопасности — практически и теоретически. По роду я сибиряк, происхожу от казаков, которые пришли за Урал с Ермаком. Учился на летчика, но карьера не задалась из-за травмы, меня комиссовали. Приехал во Владивосток, здесь друг предложил: «Ты офицер, иди к нам в ОВД».
Первоначально работал участковым в районе Второй Речки. Обязанностей тысячи, прав единицы. По вечерам ходишь по злачным местам, квартирам, притонам, проверяешь ранее судимых, в том числе рецидивистов. Лично контролировал криминальную ситуацию, раскрывал преступления, включая убийства. Были угрозы и нападения…
Одним из первых в городе получил оружие на постоянное ношение. В перестройку боролся с рэкетом, наводил порядок в районе, используя разные законные способы. Но поскольку являлся человеком свободолюбивым, за карьерой не гнался.
Понимая, что мне необходимо юридическое образование, отучился на юрфаке ДВГУ по специальности «правовед», о чем никогда не сожалел. До сих пор эта специальность востребована в моей профессии. Вышел на пенсию по выслуге лет. Несколько лет преподавал в Юридическом институте МВД на Котельникова, где, в частности, вел курс по негосударственной безопасности и охранной деятельности.
По мнению моих коллег, выходцев из различных структур госорганов, к безопасности в городе, где мы живем, относятся формально, без должного внимания. Концепция безопасности Владивостока и региона в целом отсутствует.
— Почему вы считаете, что во Владивостоке неправильно подходят к вопросам безопасности?
— Когда я вижу, что в области сохранения нашей жизни и здоровья полагаются только на полицию, добровольные народные дружины, казаков и самбистов, становится немного не по себе. Все это должно быть. Но понимают ли руководители и жители города, что такое надежная система безопасности? На обывательском уровне это железные двери, высокие заборы, злые собаки, охранные системы видеонаблюдения. Для профессионала — организованная в единое целое совокупность подсистем. Система «Безопасный город» — это не только набор технических средств, помещений и линий связи, но и определенная организационная структура.
При этом обязательным является как локальное управление каждой из подсистем, так и возможность контроля и управления всей системой из общего центра — единой дежурной части. В состав системы должно обязательно входить глобальное хранилище информации. Кроме того, система должна обеспечивать оперативную связь диспетчерских со всеми подразделениями, обеспечивающими безопасность в городе. До сих пор ни в городе, ни в крае нет единого органа, который бы отвечал за безопасность, все работает по ведомствам.
— Но есть же программы: «Безопасный край», «Безопасный город»?
— Да, потрачены огромные бюджетные средства. Только в 2017 г. из краевого бюджета израсходовано 649 млн рублей. В прошлые годы выделялись аналогичные суммы. В результате во Владивостоке якобы появилась система видеонаблюдения профилактики правонарушений. Исходя из докладов представителей полиции, данная система неэффективна, прикладного значения не имеет, на раскрываемость преступлений не влияет. Разрешение камер таково, что не позволяет определить приметы преступника, номер автомобиля. К тому же многие из них уже вышли из строя.
Что примечательно, система автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, которая пополняет казну благодаря штрафам, работает. В сентябре будет в очередной раз приниматься краевой бюджет, опять-таки нам посоветуют покупать новые видеокамеры взамен выбывших из строя. Я бы посоветовал ответственным лицам провести «работу над ошибками» — чтобы их не повторять. Изучите, в чем история вопроса, почему бюджетные средства потрачены неэффективно? Быть может, чиновники неправильно провели закупку или не на то, что полагается, потратили деньги?
Ведь вместе с тем в городе эффективно, в автономном режиме прекрасно действуют сотни систем безопасности: в вузах, административных зданиях, на объектах соцкультбыта. Там управляют грамотные, рачительные хозяева. Отлажен механизм контроля, фиксации, сбора информации, получения команд, работают квалифицированные охранники и организованы службы реагирования. Каждый руководитель и собственник учреждения дорожит своим именем и несет ответственность, вплоть до уголовной. Пример тому — «Зимняя вишня»…
Как правило, по российской практике в качестве заказчика установки систем безопасности выступает департамент (управление) информатизации и телекоммуникации. Преимущество такого подхода в том, что очевиден и прозрачен механизм финансирования развертывания и регулярного технического обслуживания. Передавать систему безопасности в пользование полиции, на мой взгляд, неправильно, пользователей системы «Безопасный город» должно быть много. Каждый будет решать задачи и проблемы.
— Кто будет оплачивать все это удовольствие?
— Развертывание технических средств системы обеспечения безопасности города — довольно дорогостоящее дело. Причем эффективность каждой подсистемы зависит от эффективности другой. Так, например, установка подсистемы видеонаблюдения за местами массового скопления людей и криминогенными зонами без сопутствующей системы экстренной связи и организации реагирования приведет к существенной потере эффективности. Подсистема видеонаблюдения жилого фонда сама по себе не столь эффективна, как в сочетании с указными функциями.
Наиболее вероятными на сегодняшний день выглядят три источника финансирования: бюджеты края, муниципального образования и частный инвестор. В качестве инвесторов для создания систем безопасности небольших городов обычно выступают градообразующие предприятия — такая схема применима в таких муниципальных образованиях, как Арсеньев.
Самая перспективная в условиях Владивостока — смешанная схема на основе государственно-частного партнерства. В этом случае нагрузка на каждого из участников распределяется в определенной пропорции, с одной стороны, облегчая нагрузку на бюджеты, с другой — снижая риски частного инвестора.
— Осенью в городе — очередной ВЭФ. Есть ли время подготовиться и начать работу в указанном направлении?
— Веление времени состоит в том, чтобы создать во Владивостоке современную систему безопасности. Не просто так в ДВФУ устанавливается 2,5 тыс. видеокамер.
Что касается полиции, на которую уповают в связи с крупными мероприятиями, то она не раз сокращалась, там практически не осталось опытных специалистов, отсутствует патрульно-постовая служба. Общественные организации? Может быть, предложим власть имущим, чтобы их коттеджи охраняли казаки и ДНД?
Для начала нужно систематизировать все риски города, определить, какова должна быть борьба с ними, чем, как и какими силами. Мы должны расставить иерархию рисков безопасности. Терроризм на первом месте, пожарная защищенность, общественный порядок, эпидемиология… Нужно создать структуру соподчинения, взаимодействия, пользования, контроля и ответственности по каждому направлению.
Но основой для всех наших желаний должна быть концепция безопасности. Ведь основой всех потребностей человека в пирамиде Маслоу, после физиологических, является безопасность.
Концепция безопасности должна представлять собой официально принятую систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления деятельности в области обеспечения безопасности устойчивого развития Владивостока, жизни и здоровья населения, его прав и свобод в условиях возможностей внешних и внутренних опасностей и угроз.
Концепция безопасности должна быть представлена в виде нормативного акта, обязательного к исполнению.