2005-07-12T15:30:00+11:00 2005-07-12T15:30:00+11:00

Андрей Шевелев: «В мясном бизнесе есть место творчеству»

О колбасном производстве, экспансии Москвы и успехе

Конкурент |  «В мясном бизнесе есть место творчеству»
Конкурент
АНКЕТА
Шевелев Андрей Владимирович, 35 лет, родился во Владивостоке.
Окончил ДВГУ, факультет английской филологии. Работал региональным представителем на Дальнем Востоке японской корпорации «Киншо Матаичи», затем занимался поставками в Приморье мяса, ныне — генеральный директор компании «Ратимир». Женат, воспитывает сына и дочь. В свободное время выходит на беговую дорожку стадиона.

Владивосток посетил один из отцов-основателей лидера здешней мясной отрасли — компании «Ратимир» — Вадим Дымов. После встречи этого, теперь уже столичного бизнесмена с руководством «Ратимира» было объявлено о новом витке сотрудничества компании «Дымов» с приморским партнером. Теперь продукция «Дымов» будет представлена в сети фирменных магазинов «Ратимира». В свою очередь московские партнеры возьмутся за продвижение мясных изделий из Приморья в столице. Андрей Шевелев, глава компании «Ратимир», приветствует начало дальневосточной экспансии в Москву, однако свою роль как топ-менеджера предприятия видит в развитии бизнеса на Дальнем Востоке.

Его Величество случай

— Андрей Владимирович, во время встречи с Дымовым вы вспоминали общее прошлое?

— Эта тема в нашей беседе была самой трогательной.

С чего все начиналось? Мы арендовали помещение бывшей столовой, купили подержанное немецкое оборудование, наняли персонал — поначалу всего 10 человек. Учредители «Ратимира», если не были заняты закупками сырья и разъездами по магазинам, работали в цехе наравне со всеми. Сравнивая те времена с нынешними, даже не верится, что мы смогли создать предприятие такого масштаба. Вот об этом в основном и говорили.

— Значит, вы и Дымов — боевые товарищи в борьбе за любителей колбасы?

— В мясной бизнес я попал случайно. Работал региональным представителем в филиале японской корпорации, с колбасой сталкивался разве что в качестве покупателя. Друг предложил заняться поставками мяса во Владивосток, я решил попробовать. В 1999 году познакомился с Вадимом, и мы начали сотрудничать.

— Вы согласны с тем, что проявить свой потенциал можно лишь покорив столицу?

— Отвечу банальной, но верной фразой: не место красит человека, а наоборот. Работы и здесь хватает, я не ставлю перед собой цель завоевать Москву. Конечно, она всегда будет на шаг впереди, регионы лишь перенимают ее опыт. Но сегодняшние результаты развития «Ратимира» говорят о том, что реализовать себя возможно и на Дальнем Востоке.

— И все-таки ваша продукция будет продаваться в московских магазинах.

— Я бы назвал данное соглашение взаимовыгодным сотрудничеством. Мы продаем в своих магазинах продукцию «Дымов» — это ведь мясные изделия особой эстетики, они выгодно дополнят наш ассортимент. Вадим же поможет нам освоиться на прилавках в Москве.

— Колбасы Дымова завоевали столицу вкусовым предложением и, что немаловажно, особым позиционированием. Продукция «Ратимира» более массовая, значит, она столкнется с сильными конкурентами?

— Мы надеемся на московских партнеров, ведь у них есть опыт и знания для борьбы за колбасную столицу.

— Местный бизнес постоянно перенимает столичные «рецепты успеха». Грех не воспользоваться ими, если две компании связаны не только партнерством, но и духом преемственности...

— Безусловно, мы черпаем знания не только из местных ресурсов. Стоит отметить, у «Ратимира» есть партнеры в Австрии, Германии — их поддержка незаменима. Со столицей поддерживаем прочную связь — сотрудники «Ратимира» выезжают туда на обучение.

Одно из последних новшеств, привезенное из Москвы, — разработанная там упаковка для нашего нового продукта — блинчиков. Эта картонная коробочка является подобием тех, в которых упаковывают пирожные, изобретена в Москве.

Закономерность роста

— Какова доля рынка «Ратимира» в регионе на данный момент и планируется ли ее увеличение?

— Сегодня мы занимаем около 45% рынка, мощности заводов загружены на 100%. Между тем свободные площади еще есть, так что рост производства закономерен.

Одно из новых освоенных нами направлений — изготовление полуфабрикатов. Мясная отрасль в целом планомерно растет, естественный прирост составляет 10— 15%. «Ратимир» намерен расти вместе с ней.

— У вас нет проблем с поставщиками?

— К счастью, нет. Мы сотрудничаем со своими поставщиками не первый год, они поставляют мясо напрямую от производителя. Регулярно сами посещаем заводы, чтобы убедиться в отличной работе производителей. Используем российское мясо, а также самое качественное сырье из Бразилии, Дании, Австрии.

— Вы, наверное, не любите разговоры о генетически модифицированных продуктах в составе колбас...

— Вы не ошиблись. Сегодня цены на продукцию «Ратимира» несколько выше, чем у конкурентов. Это одно из доказательств того, что мы работаем на качественном сырье. Мы никогда не использовали ГМИ в нашей продукции, данный пункт находится под контролем. Каждая партия проходит тестирование на их содержание в лаборатории СЭС, а также у нас есть собственная лаборатория, в которой мы отслеживаем качество сырья и уже готовой продукции.

— Какова на сегодняшний день система сбыта компании? Собираетесь ли вводить какие-то изменения? Например, некоторые крупные производители открывают дочерние компании-дистрибуторы для полного контроля над розницей.

— Сегодня сбытовая структура «Ратимира» строится по двум направлениям: работа со сторонними дистрибуторами и прямые поставки в фирменные магазины. Брэндированных торговых точек сейчас семь. На данный момент такая схема дистрибуции нас вполне устраивает. Если когда-нибудь понадобится стопроцентный контроль над розницей, может, и задумаемся о дочернем дистрибуторе. Сейчас это в планы компании не входит.

Инструкции для грузчиков

— В этом году на конкурсе «Торговая марка года» колбасы «Ратимира» назвали «самой народной едой».

— Мы всегда стремились быть инновационной компанией, перенимали технологии у немецких и австрийских партнеров. Прогрессивное производство, учет покупательских вкусов, думаю, позволили опередить конкурентов и заслужить любовь народа.

— Несун и пьющий грузчик, олицетворяющие российскую державу, способны по кирпичикам разнести самое передовое производство, и заграница не поможет...

— Да, такие проблемы есть. Поэтому мы стремимся к абсолютной регламентированности всех бизнес-процессов. Чтобы никакая задержка на складе или другая мелочь не сорвала налаженную схему. Необходима оптимальная организация трудовой деятельности всех сотрудников. Кстати, начинается она именно с грузчиков. Составляются четкие инструкции: какие действия и в какой срок должны быть выполнены. Такая инструкция существует для каждого рабочего места, и чем ниже позиция сотрудника, тем более она детализирована. Аналогично функционируют все иностранные компании.

— В свое время Вадим Дымов ввел в «Ратимире» следующую схему работы с персоналом: часть полномочий по решению широкого спектра производственных вопросов возложена на совет общественных представителей — ведущих специалистов различных отделов предприятия. Она действует до сих пор?

— Да, более того, каждый день мы проводим производственные планерки, на которых любой сотрудник может обратиться к руководству с просьбой или предложением. Сейчас планируем перенять у Дымова еще один вид обратной связи: работник может написать письмо топ-менеджменту по электронной почте.

— И получить ответ?

— Да. Когда у меня нет времени ответить на все послания, для этого есть помощники. Если оставлять письма без ответа, нет смысла и начинать данную процедуру.

Менеджер не имеет национальности

— Для старого поколения вкус и запах колбасы ассоциируются с благополучием. Как вы считаете, по-прежнему этот продукт является мерилом сытой жизни?

— Во времена советского дефицита так и было. Сейчас же ситуация меняется — с ростом благосостояния людей продукты, которые не требуют долгого приготовления, становятся частью привычного рациона.

— В Западной Европе мясники, колбасники — просто культовые люди. Насколько престижна данная профессия в Приморье?

— По-моему, не профессия управляет человеком. Если ты сумел себя реализовать, достичь успеха в какой-либо области, то непременно станешь примером для подражания. Состоявшийся профессионал достоин уважения.

— Есть ли в мясном бизнесе место творчеству?

— Для меня — да. Любое действие должно совершаться с творческим подходом. Бизнес — такая среда, где ситуации постоянно меняются, и без творчества не обойтись. В моей работе соотношение рутины и импровизации 50 на 50.

— Каков ваш стиль руководства?

— Демократичный и обязательно культивирующий командный дух. Любое решение должно приниматься коллегиально, с учетом мнения всех участников процесса. Зато после его принятия я категоричен: отступать от решенного не должен никто.

— Русский менталитет накладывает отпечаток на поведение в бизнесе?

— Думаю, менеджер в Японии или Европе немногим отличается от менеджера в России. Это несомненно лидеры, целеустремленные и волевые люди. Национальность играет роль, но отнюдь не решающую.

БЛИЦ
— На вашем столе чаще можно увидеть какое мясное блюдо?
— Повседневный продукт — наши пельмени и вареники. А любимое блюдо — грудинка.
— Что должно произойти, чтобы вы стали вегетарианцем?
— Это слишком крамольное решение, такого не случится никогда.
— Шашлыки-полуфабрикаты — лучший выход для барбекю?
— Для меня — да. Лучше потрачу драгоценное время на общение с природой и друзьями.

Ольга ВЕЛИКАНОВА «Конкурент»

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ