Шевелев Андрей Владимирович, 35 лет, родился во Владивостоке.
Окончил ДВГУ, факультет английской филологии. Работал региональным представителем на Дальнем Востоке японской корпорации «Киншо Матаичи», затем занимался поставками в Приморье мяса, ныне — генеральный директор компании «Ратимир». Женат, воспитывает сына и дочь. В свободное время выходит на беговую дорожку стадиона.
Владивосток посетил один из отцов-основателей лидера здешней мясной отрасли — компании «Ратимир» — Вадим Дымов. После встречи этого, теперь уже столичного бизнесмена с руководством «Ратимира» было объявлено о новом витке сотрудничества компании «Дымов» с приморским партнером. Теперь продукция «Дымов» будет представлена в сети фирменных магазинов «Ратимира». В свою очередь московские партнеры возьмутся за продвижение мясных изделий из Приморья в столице. Андрей Шевелев, глава компании «Ратимир», приветствует начало дальневосточной экспансии в Москву, однако свою роль как топ-менеджера предприятия видит в развитии бизнеса на Дальнем Востоке.
Его Величество случай
— Андрей Владимирович, во время встречи с Дымовым вы вспоминали общее прошлое?
— Эта тема в нашей беседе была самой трогательной.
С чего все начиналось? Мы арендовали помещение бывшей столовой, купили подержанное немецкое оборудование, наняли персонал — поначалу всего 10 человек. Учредители «Ратимира», если не были заняты закупками сырья и разъездами по магазинам, работали в цехе наравне со всеми. Сравнивая те времена с нынешними, даже не верится, что мы смогли создать предприятие такого масштаба. Вот об этом в основном и говорили.
— Значит, вы и Дымов — боевые товарищи в борьбе за любителей колбасы?
— В мясной бизнес я попал случайно. Работал региональным представителем в филиале японской корпорации, с колбасой сталкивался разве что в качестве покупателя. Друг предложил заняться поставками мяса во Владивосток, я решил попробовать. В 1999 году познакомился с Вадимом, и мы начали сотрудничать.
— Вы согласны с тем, что проявить свой потенциал можно лишь покорив столицу?
— Отвечу банальной, но верной фразой: не место красит человека, а наоборот. Работы и здесь хватает, я не ставлю перед собой цель завоевать Москву. Конечно, она всегда будет на шаг впереди, регионы лишь перенимают ее опыт. Но сегодняшние результаты развития «Ратимира» говорят о том, что реализовать себя возможно и на Дальнем Востоке.
— И все-таки ваша продукция будет продаваться в московских магазинах.
— Я бы назвал данное соглашение взаимовыгодным сотрудничеством. Мы продаем в своих магазинах продукцию «Дымов» — это ведь мясные изделия особой эстетики, они выгодно дополнят наш ассортимент. Вадим же поможет нам освоиться на прилавках в Москве.
— Колбасы Дымова завоевали столицу вкусовым предложением и, что немаловажно, особым позиционированием. Продукция «Ратимира» более массовая, значит, она столкнется с сильными конкурентами?
— Мы надеемся на московских партнеров, ведь у них есть опыт и знания для борьбы за колбасную столицу.
— Местный бизнес постоянно перенимает столичные «рецепты успеха». Грех не воспользоваться ими, если две компании связаны не только партнерством, но и духом преемственности...
— Безусловно, мы черпаем знания не только из местных ресурсов. Стоит отметить, у «Ратимира» есть партнеры в Австрии, Германии — их поддержка незаменима. Со столицей поддерживаем прочную связь — сотрудники «Ратимира» выезжают туда на обучение.
Одно из последних новшеств, привезенное из Москвы, — разработанная там упаковка для нашего нового продукта — блинчиков. Эта картонная коробочка является подобием тех, в которых упаковывают пирожные, изобретена в Москве.
Закономерность роста
— Какова доля рынка «Ратимира» в регионе на данный момент и планируется ли ее увеличение?
— Сегодня мы занимаем около 45% рынка, мощности заводов загружены на 100%. Между тем свободные площади еще есть, так что рост производства закономерен.
Одно из новых освоенных нами направлений — изготовление полуфабрикатов. Мясная отрасль в целом планомерно растет, естественный прирост составляет 10— 15%. «Ратимир» намерен расти вместе с ней.
— У вас нет проблем с поставщиками?
— К счастью, нет. Мы сотрудничаем со своими поставщиками не первый год, они поставляют мясо напрямую от производителя. Регулярно сами посещаем заводы, чтобы убедиться в отличной работе производителей. Используем российское мясо, а также самое качественное сырье из Бразилии, Дании, Австрии.
— Вы, наверное, не любите разговоры о генетически модифицированных продуктах в составе колбас...
— Вы не ошиблись. Сегодня цены на продукцию «Ратимира» несколько выше, чем у конкурентов. Это одно из доказательств того, что мы работаем на качественном сырье. Мы никогда не использовали ГМИ в нашей продукции, данный пункт находится под контролем. Каждая партия проходит тестирование на их содержание в лаборатории СЭС, а также у нас есть собственная лаборатория, в которой мы отслеживаем качество сырья и уже готовой продукции.
— Какова на сегодняшний день система сбыта компании? Собираетесь ли вводить какие-то изменения? Например, некоторые крупные производители открывают дочерние компании-дистрибуторы для полного контроля над розницей.
— Сегодня сбытовая структура «Ратимира» строится по двум направлениям: работа со сторонними дистрибуторами и прямые поставки в фирменные магазины. Брэндированных торговых точек сейчас семь. На данный момент такая схема дистрибуции нас вполне устраивает. Если когда-нибудь понадобится стопроцентный контроль над розницей, может, и задумаемся о дочернем дистрибуторе. Сейчас это в планы компании не входит.
Инструкции для грузчиков
— В этом году на конкурсе «Торговая марка года» колбасы «Ратимира» назвали «самой народной едой».
— Мы всегда стремились быть инновационной компанией, перенимали технологии у немецких и австрийских партнеров. Прогрессивное производство, учет покупательских вкусов, думаю, позволили опередить конкурентов и заслужить любовь народа.
— Несун и пьющий грузчик, олицетворяющие российскую державу, способны по кирпичикам разнести самое передовое производство, и заграница не поможет...
— Да, такие проблемы есть. Поэтому мы стремимся к абсолютной регламентированности всех бизнес-процессов. Чтобы никакая задержка на складе или другая мелочь не сорвала налаженную схему. Необходима оптимальная организация трудовой деятельности всех сотрудников. Кстати, начинается она именно с грузчиков. Составляются четкие инструкции: какие действия и в какой срок должны быть выполнены. Такая инструкция существует для каждого рабочего места, и чем ниже позиция сотрудника, тем более она детализирована. Аналогично функционируют все иностранные компании.
— В свое время Вадим Дымов ввел в «Ратимире» следующую схему работы с персоналом: часть полномочий по решению широкого спектра производственных вопросов возложена на совет общественных представителей — ведущих специалистов различных отделов предприятия. Она действует до сих пор?
— Да, более того, каждый день мы проводим производственные планерки, на которых любой сотрудник может обратиться к руководству с просьбой или предложением. Сейчас планируем перенять у Дымова еще один вид обратной связи: работник может написать письмо топ-менеджменту по электронной почте.
— И получить ответ?
— Да. Когда у меня нет времени ответить на все послания, для этого есть помощники. Если оставлять письма без ответа, нет смысла и начинать данную процедуру.
Менеджер не имеет национальности
— Для старого поколения вкус и запах колбасы ассоциируются с благополучием. Как вы считаете, по-прежнему этот продукт является мерилом сытой жизни?
— Во времена советского дефицита так и было. Сейчас же ситуация меняется — с ростом благосостояния людей продукты, которые не требуют долгого приготовления, становятся частью привычного рациона.
— В Западной Европе мясники, колбасники — просто культовые люди. Насколько престижна данная профессия в Приморье?
— По-моему, не профессия управляет человеком. Если ты сумел себя реализовать, достичь успеха в какой-либо области, то непременно станешь примером для подражания. Состоявшийся профессионал достоин уважения.
— Есть ли в мясном бизнесе место творчеству?
— Для меня — да. Любое действие должно совершаться с творческим подходом. Бизнес — такая среда, где ситуации постоянно меняются, и без творчества не обойтись. В моей работе соотношение рутины и импровизации 50 на 50.
— Каков ваш стиль руководства?
— Демократичный и обязательно культивирующий командный дух. Любое решение должно приниматься коллегиально, с учетом мнения всех участников процесса. Зато после его принятия я категоричен: отступать от решенного не должен никто.
— Русский менталитет накладывает отпечаток на поведение в бизнесе?
— Думаю, менеджер в Японии или Европе немногим отличается от менеджера в России. Это несомненно лидеры, целеустремленные и волевые люди. Национальность играет роль, но отнюдь не решающую.
БЛИЦ
— На вашем столе чаще можно увидеть какое мясное блюдо?
— Повседневный продукт — наши пельмени и вареники. А любимое блюдо — грудинка.
— Что должно произойти, чтобы вы стали вегетарианцем?
— Это слишком крамольное решение, такого не случится никогда.
— Шашлыки-полуфабрикаты — лучший выход для барбекю?
— Для меня — да. Лучше потрачу драгоценное время на общение с природой и друзьями.