2004-07-27T15:30:00+11:00 2004-07-27T15:30:00+11:00

Валерий Алексеев: «Хочу дать людям возможность зарабатывать достойные деньги»

из личного архива героя публикации |  «Хочу дать людям возможность зарабатывать достойные деньги»
из личного архива героя публикации
Анкета
Алексеев Валерий Иванович, 49 лет.
Место рождения: Ленинград.
Образование: Ленинградский кораблестроительный институт, специальность «инженер-кораблестроитель», диплом с отличием. Кандидат экономических наук.
Карьера: от помощника мастера до начальника цеха на судоремонтном заводе «Нерпа», г. Снежногорск, Мурманская обл. (1979-1992), работа на государственном предприятии «Ксилема», г. Мурманск (1992-1994), директор ТОО «Дева» (1994-1997), зам. директора по экономике и финансам СРЗ «Нерпа» (1997-2003). С апреля 2004 г. — генеральный директор ОАО «Славянский судоремонтный завод».
Состав семьи: жена, четверо детей.
Главное личное достоинство: умеет доводить начатое дело до цели.
Главный недостаток: любит поспать.

В Славянке он человек новый, однако практически со всеми местными руководителями успел познакомиться. Знают его и простые жители района. Да и как может быть иначе, если наш герой возглавил одно из самых значимых для Хасана предприятие — Славянский судоремонтный завод. Несмотря на то, что Алексеев в отрасли судоремонта всю жизнь, подобное постоянство нисколько не изменило его характер: «Я всегда был максималистом. Вот и на новом для себя месте хочу сделать из хорошего предприятия лучшее в отрасли, а людям дать возможность зарабатывать достойные деньги». С момента назначения Алексеева на новую должность прошло 100 дней. Это и стало поводом для беседы.

«Праздновать рано»

— Вы как-нибудь отметили 100 дней с момента назначения генеральным директором?

— Конечно, отметил. Кратким отчетом перед акционерами. Праздновать что-то еще рано...

— Сложно было вот так, сразу, переехать на работу в Приморье с другого конца страны?

— Жизнь с самого начала производственной карьеры предлагала не самые легкие участки. Сейчас сложно определить, то ли я с рождения очень беспокойный, то ли жизнь меня таким сделала. Поэтому, когда мне предложили самостоятельную работу, возможность реализовать себя на посту руководителя большого завода, раздумывал недолго. И сейчас могу сказать: не жалею о том, что перебрался сюда. Мы с женой к перемене места жительства отнеслись спокойно. Испугать нас расстояниями, дальней дорогой, иными трудностями сложно.

— И в каком состоянии вы нашли новое предприятие? Есть куда приложить свои навыки работы на «проблемных» участках?

— Я бы не назвал Славянский судоремонтный завод проблемным участком. Состояние предприятия в настоящий момент достаточно стабильное. Правда, необходимо обеспечить определенную динамику для дальнейшего его развития. Если этого не будет, то любая стабильность рано и поздно закончится. Существовать без поступательного движения вперед, только на старом багаже в нынешних условиях вряд ли возможно. Задача, поставленная передо мной акционерами, «скромна» — сделать из хорошего предприятия лучшее. И я взялся за ее решение.

Первое и самое главное, с чего я начал, — ряд мероприятий, которые систематизировали экономику ССРЗ, помогли поставить на более устойчивые рельсы вопросы экономического, финансового и производственного планирования.

— В цехах часто бываете?

— Обязательно, но не для того, чтобы работать за своих подчиненных. Больше для формирования и уточнения задач, которые я должен поставить перед коллективом.

— Вам понятно, что необходимо сделать для того, чтобы Славянский судоремонтный увеличил свои показатели?

— Если коротко, то главная задача — формирование последовательной, гибкой кадровой, финансово-экономической, инвестиционной и кредитной политики. Потом — модернизация, обновление основных фондов, внедрение прогрессивных технологий.

Ну и, наконец, маркетинг. Работа на заказчика, формирование партнерских, длительных отношений с ним, привлечение нетрадиционных для завода клиентов.

— Ваше назначение на пост главы Славянского судоремонтного завода практически совпало по времени с появлением на свет ряда краевых программ по развитию отрасли. Судоремонт действительно нуждается в таких программах?

— Так сложилось, что в России отрасль много лет реально не работала, мы многое потеряли. Сейчас это все надо возвращать. Хотя бы частично выйти на те объемы работ, которые были в советское время. Главное сегодня для нас — добиться стабильной загрузки производственных мощностей.

Поэтому проекты и программы, которые есть в крае, я воспринимаю положительно. Если таких попыток не предпринимать, не действовать активно, то будет еще хуже.

А так что-то может реально получиться. И Славянский судоремонтный завод готов участвовать в реализации таких программ. Другое дело, что реальные проекты появятся не завтра. Для разрешения ситуации в комплексе нужны более активные действия не отдельных заводов и субъектов федерации, а совместные усилия всех заинтересованных сторон и конкретные решения на федеральном уровне.

«Для всех отцом не будешь»

— В свое время вы принимали активное участие в разрешении трудового конфликта, возникшего из-за невыплаты зарплаты на СРЗ «Нерпа». Вас можно назвать «отцом родным» для рабочих?

— Та проблема возникла из-за того, что государство вовремя не расплачивалось за выполненную работу по оборонному заказу. Тогда, к слову, я понял, что работать по правилам трудно, но даже в тяжелых условиях любые проблемы можно решить в строгом соответствии с действующим законодательством. Но я, отмечу, подходил к решению вопроса с точки зрения менеджера, стоял на позиции администрации завода.

Отвечая на ваш вопрос, замечу, что для всех «отцом родным» все равно не будешь. Любые дополнительные социальные гарантии — адресные, и в них очень часто присутствует субъективизм. Поэтому политика и акционеров ССРЗ, и моя, как генерального директора, предельно ясна и прозрачна — те социальные гарантии, которые оговорены законом, мы обязаны работникам предоставлять, и это выполняется неукоснительно. Мне как менеджеру надо больше думать над тем, как дать людям возможность заработать достойную зарплату и обеспечить ее выплату в срок. А уж куда они будут тратить эти деньги — на лечение, отдых, машину — личное дело каждого. Тем не менее завод предоставляет дополнительные социальные гарантии, спектр их расширяется, но обдуманно и взвешенно.

Кстати, со сроками выплаты зарплаты на заводе были некоторые проблемы. Деньги давали примерно с месячным опозданием. И это одна из первых проблем, за решение которой я взялся. И принятые сегодня меры уже дают результаты. Сейчас на заводе задержка зарплаты — две недели, надеюсь, сентябрьскую дадим вовремя. Может, это пример не самый значительный, но весьма показательный с точки зрения не столько социальных проблем, сколько формирования в трудовом коллективе атмосферы взаимного доверия и стабильности.

— Но ведь ССРЗ, помимо всего прочего, градообразующее предприятие. Вы это учитываете в своей работе?

— Взаимосвязь поселка и завода важна. Поэтому моя задача, во-первых, исправно платить налоги, из которых формируется в том числе и местный бюджет. Во-вторых, взаимодействие поселка и завода в тех аспектах, где оно есть, будет продолжено. Например, завод обеспечивает теплом Славянку. Могу заверить, что в этом плане ухудшения ситуации, по крайней мере с нашей стороны, точно не будет. За минувшие 100 дней у меня наладилось конструктивное взаимодействие с администрацией поселка.

«Волнуюсь, глядя на спуск корабля»

— Вам времени на все хватает? Все-таки вы в этих местах человек новый и во многое пришлось вникать заново.

— У меня такой характер, что работы я не боюсь, сколько бы ее не было. При этом не считаю, что мне не везет в жизни. Когда рабочий день с 8 до 17 — пришел, переложил бумажки, позвонил, дал пару указаний, газету почитал, — это не для меня. Но и нельзя сказать, что я живу только работой. Просто ставлю для себя цель, допустим увеличить загрузку производственных мощностей, и все делаю для ее достижения. Когда есть к чему стремиться, появляется смысл в действиях. Иначе не могу. Четкое осознание цели помогает развиваться самому и развивать ту сферу деятельности, за которую на сегодняшний момент ты взялся.

— Тем не менее вы нашли время для кандидатской диссертации.

— Тема кандидатской, хотя она и чисто теоретическая, тоже связана с работой: касается кризиса неплатежей 90-х. Я сделал общий анализ ситуации в стране на тот момент и предложил варианты выхода из нее. При написании диссертации хотелось глубже понять экономические процессы, происходящие в отрасли. По-моему, это удалось. Во время научной работы пришлось читать много специальной литературы, думать, анализировать. Зато сегодня все процессы в отрасли и на заводе мне совершенно понятны. И это позволяет более спокойно заниматься экономикой и финансами.

Вообще, на мой взгляд, для того, чтобы добиться в жизни успеха, нужно иметь четкое представление о том, чем ты занимаешься, и стремиться постоянно учиться. Генеральный директор, глядя только на цифры, должен знать, что происходит в конкретном цехе или доке, и вовремя влиять на ситуацию.

— Как вы решили стать кораблестроителем?

— В старших классах я уже четко знал, что буду поступать в технический вуз.Не потому, что физика и математика в школе мне лучше давались, чем другие предметы. Я окончил школу со средним баллом 4,5. Если честно, сильным математиком себя тоже не считал. Просто всегда интересовался тем, что можно физически сделать самому — так сказать, пощупать руками. А почему потянуло именно в корабелы? Родители с этой отраслью никогда не были связаны. Наверное, когда я поступал в институт, это была чистая романтика.

— А сейчас вы романтик?

— Постоянная жизнь у моря неизбежно накладывает определенный отпечаток на судьбу. Поэтому есть моменты, которые у меня не могут не вызывать волнения. Например, подъем, спуск корабля, закладка нового.

БЛИЦ

— Ранее были в Приморье?

— Дважды, в командировках. Владивосток с того времени очень изменился. Например, по плотности дорожного движения обошел даже Москву.

— Не страшно за рулем?

— Иномаркой пока управляю только в Славянке. Считаю, что правый руль — это неудобно, хотя меня все убеждают, что разницы никакой нет.

— Как предпочитаете отдыхать?

— Люблю отдых спокойный: берег моря, шашлыки.

— Где все-таки ваш дом: в Санкт-Петербурге, Мурманске, в Приморье?

— Сегодня — в Славянке. На вторую неделю приезда начал говорить: «домой», «у нас на заводе», «наш поселок» и т.д.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ