2003-07-01T15:30:00+11:00 2003-07-01T15:30:00+11:00

Валентина Собовая: «Больше, чем деньги, помогут дело или совет»

Руководитель банковского отделения о доверии, технологиях и доступности

из личного архива героя публикации |  «Больше, чем деньги, помогут дело или совет»
из личного архива героя публикации
Анкета
Собовая Валентина Ивановна
Место рождения: Украина, г. Шпола Черкасской области.
Образование: Львовский кредитно-учетный институт (1976 г.), специальность «бухгалтер», в этом году получает диплом Московского современного гуманитарного университета по специальности «экономист». (В 2001 г. награждена почетной грамотой «За добросовестную и верную службу Сберегательному банку»).
Карьера: с августа 1995 г. — руководитель подразделения №0168 Приморского отделения ОСБ №8635; апрель 1995 г. — заместитель управляющего Первореченского ОСБ № 0168. 1993-95 гг. — ведущий специалист последующего контроля Фрунзенского ОСБ № 273; 1992 г.— заместитель управляющего там же; 1988-1991 гг. — главный бухгалтер объединения «Агропромтранс»; 1974-87 гг. — инспектор-ревизор сберкассы г. Шпола.
Семейное положение: замужем, два сына Александр и Станислав.
Хобби: разведение цветов, смена домашнего интерьера (в зависимости от времени года).
Любимый исторический персонаж: дипломат Александра Коллонтай.
Любимые кинофильмы: «Офицеры», «Москва слезам не верит».
Главное личное достоинство: добродушие, прямота.
Главный недостаток: самоедство.

Часто бывает, что трудные обстоятельства ведут к счастью. «Испытаю вас, — говорит Господь, — выйдите как золото». В случае с героиней нашей рубрики так и случилось. После взрыва на Чернобыльской АЭС Валентина Собовая оставила нажитое и вместе с семьей переехала на Дальний Восток. Закрытый портовый город стал для нее второй родиной. Испытания сделали ее характер сильным, а работу — значимой для людей. Но украинские корни неистребимы. Руководитель одного из подразделений Сбербанка сохранила земляческую молодость души, гостеприимство, открытость. Наша беседа прошла за чашкой чая и почти родственным общением, несмотря на включенный диктофон.

Жестокие и необходимые

— Валентина Ивановна, деньги — зло?

— Крупные деньги многих ожесточают. Богатый человек теряет чувство сострадания. Думаю, у всех в жизни случались моменты, когда деньги служили мерилом дружбы. Однажды мне нужна была крупная сумма. Тогда я смогла проверить, кто настоящий друг. В тот раз деньги сослужили мне хорошую службу.

— Сами охотно даете взаймы?

— По мере возможности, но считаю, что больше, чем деньги, помогут дело или совет.

— Или кредит, взятый в банке? Как вы сейчас оцениваете доверие к Сбербанку у населения?

— После 1992-93 года, когда коммерческие банки начали лопаться, как мыльные пузыри, доверие к нам увеличилось, несмотря на гиперинфляцию и дефолты. Ни один банк не может похвастаться клиентами, пользующимися нашими услугами в течение 40-50 лет. В 2001 году, в год празднования 160-летия Сбербанка, тридцати человекам были вручены денежные премии и почетные грамоты — за доверие. Ну и сейчас мы выплачиваем компенсацию за те вложения, которые были обесценены в связи с экономической политикой страны в 90-х годах прошлого столетия, по соглашению с Министерством финансов в 1996 году. Я думаю, этот факт существенно влияет на авторитет банка.

Интересный возраст

— Как вы относитесь к закону о гарантировании вкладов? Не думаете ли, что после его принятия часть вкладчиков уйдут от вас?

— Нашей системе 162 года. Образовалась она при Николае I, пережила революцию, несколько войн и жива до сих пор. Мы остаемся на плаву при любых исторических действиях. Поэтому я уверена, что у нас с принятием этого закона проблем не возникнет. Кроме того, за всю историю банка не было ни одного случая, чтобы мы не возвращали сбережения.

И потом, ведь сам банк не может принимать решения, банковские структуры — часть политики государства. Я не думаю, что коммерческие банки надежнее. Более 60% акций Сбербанка находится у государства плюс их цена сегодня значительно возросла — до 8 тысяч рублей. Я думаю, это убедительные аргументы.

— Расскажите о новообразованиях в системе Сбербанка.

— Сбербанк — самый крупный в стране, занимает не последнее место на международном рынке. Ни один коммерческий банк не может сравниться с нашей филиальной сетью — это больше 20 тысяч подразделений по России и 17 территориальных банков. Сейчас их работа автоматизирована. Компьютеризация особенно помогает в выплате компенсаци, ведь поиск данных о клиенте занимает много времени, а архив банка громадный: номер счета клиента сохраняется в течение 75 лет с момента его закрытия.

Недавно банк перешел на новые технологии. Теперь мы заключаем договора с крупными компаниями на их обслуживание в нашем банке. Кроме того, если раньше сбережения заносились в голубенькую книжку, то теперь мы переводим клиентов на пластиковые карты, это — «Сберкарта» и международные пластиковые карточки разных видов. Нашими картами можно также оплачивать в супермаркетах свои покупки. Еще по городу мы установили круглосуточные банкоматы. Пока их пять, но в этом году планируется еще несколько.

С деньгами по жизни

— Лично вам сложно было принимать все новое?

— К собственному удивлению, мне довольно легко даются технические и другие новшества. Кроме того, у нас есть клуб заведующих крупных филиалов. Это такое неформальное объединение, где мы обсуждаем проблемы, нововведения, советуемся и учимся друг у друга. Ну, а к своему 50-летнему юбилею я сама сделала себе подарок — 5 июля получу диплом экономиста. Я всегда всем говорю: «Знание — сила».

— Скажите, труднее стало заработать деньги в рыночных условиях по сравнению с временами Советского Союза?

— Время от времени я ностальгирую по 70-м, той большой и могучей стране, в которой было все бесплатно и доступно. Во времена Советского Союза было три вклада: «До востребования», «Выигрышный» и «Срочный». С 1991 года мы акционировались и стали привлекать к обслуживанию юридических лиц. Естественно, спектр услуг расширился — кредитование, обмен валюты, ценные бумаги, пластиковые карты, векселя. Количество депозитов, предоставляемых банками, стало свыше 20 — как в рублях, так и в валюте. Сегодняшняя позиция банка — долгосрочное хранение сбережений населения.

— Легко ли получить кредит частному лицу?

— Поручитель, конечно, мог бы одолжить клиенту необходимую сумму денег — при ее наличии, но такое случается не всегда. И потом, очень часто происходит так, что дружеская основа не всегда надежна, договоров друзья не подписывают. Через банк надежнее. Ко всему прочему, если друг может утаить источник своих доходов, то банк обязательно проверит его через службу безопасности, чтобы кредиты были ликвидными.

— Кто является основным клиентом банка?

— 70% — это пенсионеры, не только социальных структур, но и силовых. Но пенсионеры разные — и состоятельные, с международными счетами, и те, что живут только на пенсию. Среди первой названной категории много военных, имеющих международные карты, удобные для бизнеса.

— Вы говорите, что повернулись лицом к клиенту. А когда в окошке кассы исчезнет объявление «Обед. Очередь не занимать»?

— Наши операторы уже третий год работают в режиме «скользящий обед», а банк — без выходных. Еще по поводу «лица» банка. Недавно мы пошили единую форму для работников, считаю, что она еще больше обязывает к дисциплине, да и клиент относится с полной серьезностью к банку, в том числе и владивостокская ВИП-клиентура. Таковых мы обслуживаем с 1999 года.

Чеканка характера

— Вам легко дался переезд из украинского городка в закрытый, портовый Владивосток?

— Судьба нас забросила сюда по несчастью, после взрыва на Чернобыльской АЭС мы вынуждены были переехать. Наш городок находился в 130 километрах от места, где случилась трагедия. А здесь у нас были знакомые, которые помогли обустроиться. Первые три года мы жили на съемных квартирах с двумя детьми, и главная цель, которую мы наметили себе с мужем — это покупка квартиры. Через три года купили однокомнатную... Этот переезд дал мне внутреннюю силу, которую я сама не ожидала от себя. Тогда я даже предположить не могла, что сегодня буду сидеть в кресле руководителя.

— Вы воспитали двух сыновей. Скажите, каково отношение к деньгам у современных молодых людей по сравнению с вашим поколением?

— У нас есть вкладчики, которым по 27-30 лет — это уже зрелые клиенты. Некоторые из них имеют крупные сбережения, в том числе и в валюте. Но есть и беспечные молодые люди. Я не могу сказать, что современная молодежь плохая. На самом деле в мою молодость мы тоже жили одним днем. Поэтому беспечность — это нормально. Быть слишком серьезным в 25 лет не очень полезно.

Деньги считать — не сало кушать

— В каком возрасте вы своим детям доверили деньги?

— Во-первых, мы с мужем давали им деньги за выполненные домашние обязанности. На Украине у нас был дом, сыновья работали на огороде, ухаживали за хозяйством. Старший уже в 8-9 лет выполнял простейшие денежные операции, например, покупал продукты. Деньги всегда лежали на видном месте, там же — список, что необходимо купить. Все основывалось на доверии. Если кто-то из ребят брал деньги и распоряжался ими по своему усмотрению, мы обсуждали, почему он принял такое решение и позволил себе купить эту вещь и, главное, насколько она ему нужна. Хоть это было и строго, но сегодня они сами говорят, что дисциплина в детстве помогла им не сломаться перед трудностями в нынешнее время. Что же касается их матери, то сегодня я довольна своими детьми.

— Общественное мнение таково, что если человек работает в банке, то непременно имеет кругленькую сумму на счету...

— Я зарабатываю не так много, как кажется некоторым. Что касается счета, то, конечно, у нас есть необходимые сбережения.

— В Америке жена и муж держат отдельные счета в банке. Как вы относитесь к этому?

— Я не думаю, что это разделяет семью. Все равно у русских другие ценности — дружба, душевная теплота. Даже если супруги имеют отдельные счета, они всегда друг другу помогут. Мне даже нравится эта финансовая независимость, особенно в отношении молодежи. В 18 лет начинать работать и иметь накопления в банке — российской молодежи следовало бы перенять это у своих американских сверстников.

— С какой суммы для вас начинается понятие «деньги» и что можно купить на эту сумму?

— Неважно, сколько человек зарабатывает, важно, как он распоряжается своими доходами. Но ни за сто рублей, ни за миллион долларов не купишь ум, совесть, доброту.

БЛИЦ

— Всегда даете милостыню?

— Не всем. Молодой женщине с ребенком, обложившейся иконами, не дам. Это лень и слабость.

— До сих пор варите украинский борщ своей семье?

— Борщ, котлеты и жареная картошка — неизменные блюда на нашем столе, но только по выходным. В будни работа не позволяет стоять на кухне по 2-3 часа.

— Чем можно скрасить офисную рутину?

— Я развожу цветы, любимые — дифенбах и азалия. Они требуют повышенного к себе внимания, точно так же, как клиенты банка.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ