Лупаловская Ольга Владимировна
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: с. Анучино, Приморский край.
ОБРАЗОВАНИЕ: государственный университет Алма-Аты (1978 г.), историк на английском языке.
КАРЬЕРА: с 1978 г. - преподаватель истории, общественных наук и английского языка в средней школе, 1988-89 гг.- преподаватель в художественном училище, с 1992 г. - директор частной гуманитарной школы "Святая Ольга".
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: разведена, воспитывает трех дочерей.
ХОББИ: работа.
ДЕВИЗ ЖИЗНИ: неразрешимых проблем нет, нужно просто найти оптимальное решение среди множества вариантов.
АВТОМОБИЛЬ: Mitsubishi Pajero.
ЛЮБИМЫЙ НАПИТОК: горячий чай с сахаром.
Еще не так давно никто не мог представить, что наши дети будут учиться в частных школах, которые в то время воспринимались скорее как элемент образа жизни на Западе. Ольга Лупаловская, директор частной гуманитарной школы "Святая Ольга", на заре 90-х стала одной из "первых ласточек", кто привнес в нашу реальность такое явление, как частная школа. Можно сказать, что эта хрупкая женщина внесла свою немалую лепту в "бархатную революцию", произошедшую в нашем школьном образовании. Успешные результаты этих начинаний сегодня ни у кого не вызывают сомнений. Ольга Лупаловская считает школу "Святая Ольга" своим четвертым ребенком и, конечно, относится к нему с материнской любовью и заботой.
Три стимула к успеху
- Ольга Владимировна, скажите, почему вы связали свою жизнь со школой, с обучением детей? Это ваше призвание или способ зарабатывать на жизнь?
- Дело в том, что моя карьера начиналась именно с работы в государственной школе и настолько она запала мне в душу, что потом, где бы я ни работала, меня всегда тянуло обратно в школу. Особенно эта "ностальгия" ощущалась 1 сентября при виде радостных школьников в белых фартучках и рубашках. Так сложилась, что мне пришлось оставить эту работу и поработать какое-то время в вузе, причем с отличной перспективой поступить в аспирантуру. Вскоре я поняла, что это не для меня, потому что я по натуре человек деятельный, активный, подвижный. И школа - это как раз то место, где я отлично вписываюсь и получаю удовольствие от своей работы. И вот в 1992 году я открыла свою школу и, как говориться, успокоилась.
- То есть стимулом создать свою частную школу была именно любовь к школе?
- Не только это, главным моим стимулом, конечно, были мои дети. Каждая из моих трех дочерей на разных этапах побуждали меня к созданию школы и ее совершенствованию. Они для меня как будто три маячка, по которым я ориентировалась, куда мне идти дальше. Началось все с того, что у моей старшей дочери Насти возникли проблемы в школе с учительницей по математике: та ей совершенно необоснованно ставила плохие отметки, ни за что ни про что придиралась к ней, в общем-то, ситуация обычная для большинства государственных школ. Именно тогда я точно решила, что непременно создам свою школу, где мои дети смогут нормально учиться.
- Вторая дочь, Ярославна, тоже училась в вашей школе, какой путь вам освещал этот "маячок"?
- Ярославна стала еще одним моим мощным стимулом. Дело в том, что когда я только-только открывала свою школу, еще сама не зная, что из этого получится, Ярославна уже настроилась, как положено, 1 сентября пойти в свой веселый, дружный третий класс государственной школы. Конечно, она восприняла в штыки мамину инициативу учиться в никому не известной новой школе. "Я не знаю, что там у тебя за школа, вдруг там плохо", - чуть ли не в слезах заявила мне моя дочь. И тогда я стала убеждать Ярославну, что в моей школе все будет так хорошо и прекрасно, как никогда и нигде не было. Так постепенно я убедила не только ее, но и себя настроила на успех и сама же в него поверила.
- И что же, Ярославна не пожалела, что перевелась в мамину школу?
- Нисколько. Тем более со временем школа улучшалась прямо у нее на глазах, и она видела все это и всячески поддерживала меня своим оптимизмом.
- Ваша младшая дочь, Софья, с самого начала учится в "Святой Ольге" и, вообще, не знает, что такое государственная школа, как она вас поддерживает?
- То, что она учится в моей школе и ей предстоит еще учиться и учиться, это, пожалуй, и есть самый мощный стимул совершенствовать школу дальше. Ведь вся ответственность за ее обучение лежит на мне: у Софьи нет "базы" государственной школы. И по сей день дети остаются моими главными помощниками в работе, ведь они знают эту школу изнутри, и поэтому я всегда воспринимаю их критику или похвалу как очень объективную. Иными словами, так здорово иметь в деле таких вот "своих людей", искренних, стремящихся тебе всячески помочь.
Только вперед!
- Ольга Владимировна, меня всегда интересовал вопрос, каким образом у нас стали открываться первые частные школы, причем зачастую открывали их вовсе не солидные бизнесмены, а интеллигентные женщины, весьма далекие от бизнеса?
- На самом деле, чтобы открыть свое дело, совсем не обязательно быть бизнесменом. Лично я, например, могу заниматься всем, чем угодно. В то время когда я задумала создать школу и мне нужны были для этого деньги, я открыла автостоянку и автомагазин. Полгода я занималась прямыми поставками автомобилей из Японии, в результате чего создала свой автопарк. То есть для меня в этом смысле не было проблем. Я считаю, что вообще нет проблем, есть разные способы их решения, и нужно найти самые оптимальные из них. Честно говоря, не понимаю тех людей, которые сетуют на то, что у них много проблем в жизни.
- Вы начинали свою частную школу в эпоху "безвременья" в 1992 году. Как вам кажется, было ли легче тогда открыть подобное дело, чем сейчас?
- По большому счету, конечно, легче. В то время данная образовательная ниша была незанята, и мой проект прекрасно вписался в тогдашнюю реальность. Сложности были в другом - юридического и административного характера. Когда я в первый раз пришла в райисполком по месту жительства и сказала, что хочу создать свою частную школу, на меня посмотрели, как на человека с другой планеты. Поскольку для Приморья, да и для всей России, частные школы тогда были в новинку, то никто толком не знал, "что это такое и с чем его едят", причем не знали даже в органах власти. И пока я делала первые шаги - суетилась по разным инстанциям, собирала необходимую документацию - ко мне все относились с некоторым любопытством и подозрением, выжидая, что же из этого выйдет?
- Наверняка, много сложностей было связано с бюрократическими и административными препонами. Кстати, не ставили ли вам "палки в колеса" те чиновники, с которыми приходилось иметь дело?
- В тот период я просто молила Бога, чтобы мне не мешали. Я была уверена, что все сделаю сама, главное, чтобы не мешали. И ведь действительно серьезных препон не возникало. Тем не менее сложностей и неразберихи хватало: тогда я и понятия не имела, что такое устав предприятия, что надо писать концепцию школы, еще кучу каких-то важных документов. Всю эту информацию я узнавала от своих друзей и знакомых, причем каждый утверждал и советовал по-разному.
Интересно, что в тот день, когда закончилась моя "эпопея" с регистрацией школы, и я уже облегченно вздохнула, то ни с того ни с сего, прямо на ровном месте у меня сломался каблук на туфлях, в которых я больше месяца бегала по разным инстанциям с этими документами. Это было нечто вроде знака, что вся неразбериха и суета позади, и теперь можно по-настоящему браться за дело - обустраивать школу.
- Что представляла из себя "Святая Ольга" в самом начале?
- В самом начале школа находилась в районе бухты Емар и размещалась в четырех комнатах гостинки, которые нам предоставила администрация детского лагеря "Океан" бесплатно. Я очень благодарна директору Александру Исаченко и его заместителю Морзоеву за то, что они нашли возможность предоставить мне помещение для школы на самом трудном, первом этапе. Школа №12 отдала мне парты, правда старые, но ничего страшного - мы вместе с плотником их неплохо подремонтировали.
- Родители охотно отдавали своих детей в вашу новую неизведанную школу, ведь это же могло показаться в какой-то мере рискованно? Сколько учеников тогда пришло учиться в "Святую Ольгу"?
- Родители с удовольствием приводили к нам своих детей, я даже не думала, что в школе сразу будет так много учеников - 61 человек. В основном это были местные ребята с Емара, и нам приходилось учиться в две смены.
- Как прошел ваш первый рабочий день в новой должности директора собственной школы?
- У меня такое чувство, что этот день продолжается и до сих пор. Я сразу ощутила на себе всю меру ответственности за свою работу. А когда в школе закончился первый день работы, который мне показался бесконечным, я совершенно измученная освободилась уже заполночь, и, схватившись за голову, с ужасом подумала, неужели теперь у меня каждый день будет таким. Но отступать было некуда - процесс уже пошел и дети приняты в школу, так что надо идти и работать с ними дальше. Утром встала и начала работать дальше, полностью окунувшись в этот круговорот, так по сей день и кручусь. Первые два года действительно было тяжело, а потом привыкла, да и немного полегче стало, дела уже во многом идут по накатанной.
- Тогда вы были директором и учителем одновременно?
- Самое сложное было то, что я одна участвовала сразу во всех ролях: директор школы, преподаватель, завхоз, водитель и даже всю бухгалтерию я высчитывала тоже сама, поскольку финансы всегда должны быть под контролем. Так и началась "Святая Ольга", но несмотря ни на какие трудности, все состоялось, и сейчас понимаешь, что это было просто здорово.
- Самое главное в школе - это ее учителя. По каким критериям вы набирали педагогов в свою школу?
- Я отдаю предпочтение педагогам с опытом. С одной стороны, это люди старой закалки, а с другой - они отлично адаптированы к современной жизни, открыты для всего нового, стремящиеся совершенствоваться в своей работе, применять новые методики. Сочетание опыта и новаторских идей - это именно то, что нужно "Святой Ольге".
Школа без дневников и двоек
- Сейчас, спустя 10 лет, ваша школа уже "встала на ноги" и вполне сформировалась. Расскажите, каким вырос ваш "четвертый ребенок"? Чем "Святая Ольга" отличается от государственных школ?
- Наконец-то школа обрела свое постоянное "место под солнцем", очень уютное и удобное в районе станции Садгород. "Святая Ольга" дает ученикам обычное среднее образование. Обычное оно лишь в том смысле, что здесь на весьма высоком уровне преподаются обыкновенные школьные предметы: математика, химия, физика, география и так далее, но помимо них каждый ребенок получает здесь еще много такого интересного, полезного и просто необходимого, что далеко не всегда предлагают государственные общеобразовательные школы. Каждый ученик "Святой Ольги" имеет возможности проявить и развить свои скрытые таланты и способности. Таланты детей на то и скрытые, что, возможно, никто никогда бы не узнал о них, если бы не сердечные, внимательные педагоги школы, которые тонко чувствуют детские желания, стремления, интересы. В "Святой Ольге" действительно можно учиться, не имея дневников и двоек.
- Как же вам удается "раскрыть" каждого ребенка, ведь для этого необходимо уделять ему довольно много внимания и времени.
- Дело в том, что учеников у нас немного, ровно столько, чтобы каждый ребенок находился в центре внимания чутких и опытных педагогов. Ведь для них работа с детьми не заканчивается вместе со звонком с урока - наоборот, здесь начинается самое главное - творческое и культурное развитие личности ребенка. Например, каждый ребенок может попробовать себя в музыке, живописи, вышивании, лепке и т. д. Как правило, многие ребята активно занимаются еще по какому-нибудь спортивному направлению: теннис, туризм, верховая езда, стрельба, хореография и так далее. Кстати, при школе существует ансамбль спортивного бального танца "Легенда", в котором охотно занимаются девчонки и мальчишки.
- Почему ваша школа называется гуманитарной?
- Гуманитарная она именно потому, что гуманность является главным принципом, по которому здесь строится вся работа, то есть в гуманном подходе к образованию и воспитанию детей. Педагоги относятся к ребятам как к равным, прислушиваются к их мнению и уважают в каждом ребенке личность маленького человека. Конечно, дети, чувствуя такое искреннее к себе отношение, отвечают тем же - любят преподавателей, их предметы и просто любят ходить в школу. Кроме того, "Святая Ольга" сейчас активно выходит на международный уровень: в школе учатся ребята из Китая, и вскоре приедут ученики из США и Японии, а в мае этого года у нас впервые состоялся большой слет ребят из разных стран, членов всемирно известного международного молодежного клуба "Ротари". Надеемся, что это станет нашим ежегодным мероприятием.
- Как складываются ваши отношения с педагогами и другими подчиненными?
- Прекрасно. Безусловно, соблюдается субординация, и в то же время держатся очень теплые отношения. Кстати, недавно один молодой педагог с особым уважением и благодарностью назвал меня "работодателем", подчеркнув, что работодатель - это тот человек, который предоставляет другим людям работу, одним словом, это звучит гордо. Хотя, конечно, часто приходится делать замечания педагогам, но всегда стараюсь, сделать это в очень тактичной и вежливой форме, находя подход к каждому.
Чем больше частных школ, тем лучше
- Существует мнение, что частные школы дают несколько однобокое или поверхностное образование. Как бы вы оценили качество образования в "Святой Ольге"?
- В "Святой Ольге" учатся мои дети и делают при этом большие успехи в учебе. Ни это ли самый яркий показатель высокого качества обучения? Видя прекрасные результаты, которых мы добились за 10 лет, я полностью доверяю своим педагогам. Иногда бывает, что мои первые ученики приходят и благодарят меня, хотя на самом деле этого не ждешь, - ведь для них школьный этап уже пройден, и они также, как и я, устремлены вперед.
- Сколько стоит обучение в школе "Святая Ольга", и возможно ли сделать частное обучение бесплатным?
- Обучение в "Святой Ольге" обходится в 4500 рублей в месяц, причем сюда помимо обучения входит еще питание школьников и доставка их нашим автобусом домой и в школу. Конечно, у нас существуют различные варианты скидок. Что касается бесплатного обучения, то я считаю, что частное образование в принципе не может быть бесплатным. Даже если государство станет все-таки выплачивать частным школам все аккредитованные деньги, то в этом случае школы будет просто расширяться и совершенствоваться. Я убеждена, что частное образование обязательно должно быть, как достойная альтернатива государственному, причем, чем больше частных школ, тем лучше - у людей непременно должен быть свободный выбор.
- Вам приходилось бывать в США, расскажите, что из себя представляют американские частные школы?
- Вообще, за рубежом частное образование очень популярно. Интересно, что, как только в семье рождается ребенок, родители сразу же начинают копить деньги на его учебу в частной школе. Каждая школа имеет свою определенную направленность, свои традиции и принципы обучения, и существуют такие школы порой по 100 лет и более. Почти всегда в руководстве школой присутствует семейная преемственность, создается тем самым очень надежный клан, что, конечно, очень укрепляет школу и способствует ее процветанию. Кстати, моя младшая дочь Софья сама мечтает в будущем стать директором школы по примеру мамы. Я думаю, это было бы здорово, тогда мне можно будет не беспокоиться о своем детище - он будет в надежных руках.
- Что нового и прогрессивного можно было бы перенять из опыта частных школ в США?
- Многое в своей системе образования американцы скопировали у нас в эпоху социализма, причем со свойственным им патриотизмом они с апломбом выдают эти идеи за свои собственные. На одной из экскурсий, увидев, как работают американские частные ремесленные училища, я даже испытала некоторую досаду - ведь эта система была прекрасно отлажена у нас в советских профтехучилищах, когда еще мой брат учился в училище. Теперь американцы сделали все по нашему образцу, а нам снова придется все это наверстывать.
Шляпа, шпильки и сумочка
- Расскажите немного о себе, о ваших увлечениях, у вас есть какое-то хобби?
- У меня одно самое главное хобби - работа. Я просто живу работой, причем мне настолько это нравится, что ничего больше и не надо. Для меня самое большое наслаждение видеть результаты своей работы. Когда помогаешь детям в их обучении и воспитании и потом видишь отдачу через несколько лет, то ощущаешь неописуемое удовлетворение. А отдача и заключается в том, что ребенок выучился, поступил в вуз, не пошел по "скользкой" дорожке, одним словом, состоялся как личность.
- Весь ваш внешний облик, такой романтичный и утонченный, никак не позволяет предположить, что вы так много работаете, все-таки наверняка у вас есть какая-то творческая струнка, никак не связанная с работой.
- Недавно я стала писать стихи - они как-то сами собой пришли мне в голову. Так необычно: поток стихов сливался с потоком дождя, создавая какую-то особую гармонию. Постепенно стихи стали даже моей своеобразной потребностью выразить что-то, в основном выражается, конечно, любовь.
- В вашем умении одеваться четко прослеживается определенный стиль и тонкий вкус, для вас действительно одежда означает что-то индивидуальное?
- Как и большинство женщин, я не чувствую себя комфортно, если одета как-то не так. Кстати, для меня очень важно носить такие вещи, которых ни у кого больше нет. Раньше многое из своей одежды я шила сама, а теперь в основном покупаю одежду, но лишь в том случае, если вещь есть в единственном экземпляре.
- Вы почти не расстаетесь со своей роскошной красной шляпой, это тоже часть вашего стиля?
- Совершенно верно, мне кажется, что шляпа придает облику полную законченность и безупречность. То же самое можно сказать о туфлях на тонких шпильках и об изящной сумочке - именно эти три детали, подобранные со вкусом, делают любую женщину элегантной.