Геннадий Апанасенко родился в пос. Трудовое Артемовского района 14 сентября 1950 г. Коренной приморец.
В 1972 г. с успехом окончил Дальневосточное высшее инженерно-морское училище им. Адмирала Г.И. Невельского по специальности инженер-судомеханик. Мастер спорта по морскому пятиборью, неоднократный чемпион Владивостока и Приморского края.
До 1984 г. работал на Славянском судоремонтном заводе. Прошел все ступени производственной лестницы от мастера до заместителя главного инженера завода. С 1985 г. - начальник Базы технического обслуживания флота "ДВМП". В 1988 г. был направлен на работу на судоремонтный завод в г. Советская Гавань, где трудовой коллектив избрал его директором.
За успехи был удостоен звания "Почетный работник отрасли". В 1995 г. приглашен на работу в качестве первого заместителя губернатора Хабаровского края.
Успешная хозяйственная деятельность Геннадия Апанасенко была оценена в администрации президента: 8 августа Президентом РФ Владимиром Путиным Г.В. Апанасенко был назначен заместителем Представителя Президента в Дальневосточном федеральном округе. А 5 марта 2001 г. Геннадию Апанасенко присвоено звание действительного статского советника 2-го класса.
Нынешние взаимоотношения бизнеса и власти в России, и в Приморье в особенности, характеризуются тотальным контролем власти за предпринимательством. Подобная форма взаимодействия давно изжила себя и не способствует развитию экономики. Об этом говорил и президент Путин в своем обращении к Федеральному Собранию РФ. Эта тема легла и в основу нашей беседы с Геннадием Апанасенко, который знает проблемы бизнеса не понаслышке, поскольку очень плотно занимался ими в бытность первого заместителя главы администрации Хабаровского края, курирующего экономические вопросы.
- Геннадий Васильевич, можно ли изменить существующее положение вещей, при котором предприниматель становится заложником административного наката?
- Можно, и об этом свидетельствует мой опыт работы в Хабаровском крае. Для этого власть должна думать не о кармане своем, не о взятках, а растить бизнесмена, плечо ему подставить и нести его чуть ли не на руках, чтобы потом он платил налоги, пополнял бюджет. Чтобы люди получали зарплату и были способны пользоваться услугами и потреблять продукцию других производителей края. Власть может и должна помочь предприятию встать на ноги, ей это самой прежде всего выгодно. Этим мы и занимались все годы. Это была рутинная, кропотливая работа с конкретными предприятиями - реструктуризация долгов, расчистка балансов. Мы всегда знали, что происходит на том или ином производстве. Приглашали руководство на Экономический совет при губернаторе и вместе рассматривали проблемы, анализировали структуру балансов этих предприятий, состояние кредиторской и дебиторской задолженностей, вырабатывали рекомендации, затем вместе выезжали на производство, изучали ситуацию на месте. Совет искал возможности развести задолженности между предприятиями, фондами, бюджетом. Самое важное, что была создана система, с помощью которой можно было ставить и решать конкретные задачи. Так мы вытягивали одно предприятие за другим, в итоге подняли десятки производств. А отсюда и средства в бюджете. Так руководят практики, а не политики.
- Чтобы власть принялась помогать конкретному предприятию, взялась его "вытаскивать", для этого у нее непременно должен быть пакет акций этого предприятия?
- Не обязательно. Реструктуризация долгов через передачу части акций предприятия в муниципальную или краевую собственность - один из вариантов финансового оздоровления предприятия. Собственно говоря, эти акции власти не особенно и нужны. Они полезны только для страхования средств, которые власть вкладывает в то или иное предприятие. И для того, чтобы потом можно было продать этот пакет акций подходящему инвестору, который способен и хочет развивать данное предприятие.
Есть разные варианты возрождения предприятий. Одному подходит реструктуризация долгов через передачу в краевую или муниципальную собственность части имущества, другому - через активы, третьему - другие формы погашения задолженности.
Мы занимались главным - помогали предприятию расчистить долги, чтобы оно могло по сути начать с чистого листа. Нет какой-то одной формулы вывода предприятия из кризиса, в каждом конкретном случае должны быть свои подходы, способы решения той или иной задачи. Есть социально необходимые предприятия - к ним нужен особый подход. Есть градообразующие предприятия, на которых завязана жизнедеятельность целых поселков, городов - там власть должна присутствовать в обязательном порядке, владеть пусть не контрольным, но блокирующим пакетом акций. Но задача власти не в том, чтобы стать собственником предприятия, а в том, чтобы предприятия развивались, прибыльно работали, трудовые коллективы регулярно получали зарплату и платили налоги, за счет которых можно было содержать и решать социальные вопросы на территории края. Власти нужны устойчивые предприятия и чем их больше, тем лучше.
Надо просто каждый день заниматься реальной экономикой, что я и делал 5 с лишним лет работы в должности первого вице-губернатора. И сегодня в Хабаровском крае сотни работающих предприятий, которым мы своевременно помогли. Недаром там и показатели в целом лучше по сравнению с Приморским краем, хотя потенциал последнего намного выше. Там команда профессионалов-практиков, а не политиков руководит краем, в этом вся разница.
- Проблема участия власти в акционерном капитале не однозначна. Популярно мнение, что власти не вправе вмешиваться в деятельность акционерных обществ.
- Любое предприятие, а подавляющее большинство из них сегодня это акционерные общества, будет только благодарно, если власть вмешивается и помогает ему. Помогает решать конкретные проблемы, которых всегда возникает выше крыши. В том числе и по преодолению бюрократических препон. Если власть вредит предприятию, ставит "палки в колеса" - это, конечно, плохо, если она безучастна - это еще хуже. А вот когда между властью и бизнесом идет нормальный диалог, когда есть социальный контракт, то возникают совсем другие отношения.
- Как вы относитесь к такому радикальному методу как банкротство предприятия?
- Бывает, когда оно необходимо, когда единственный выход - полностью обанкротить предприятие, чтобы забрать имущество за долги, а потом на его базе создать новое предприятие, перевести туда людей и начать работу с чистого листа. Бывает, что не удается договориться с советом кредиторов и учредителями. Но и в этом случае бросать предприятие нельзя, надо отслеживать ситуацию, управлять ею. А вот когда предприятие уже встанет на ноги, тогда можно и отойти в сторону - найти инвестора, продать ему свою долю и больше не вмешиваться, только наблюдать. То есть можно менять "правила игры" в зависимости от ситуации.
- Как вы оцениваете инвестиционную привлекательность Приморья? В последнее время крупные инвесторы побаиваются осуществлять сюда серьезные вложения, слишком у Приморья подмоченная репутация.
- Безусловно, высоко. Приморье привлекательно прежде всего как мощный транспортный перегрузочный узел - основная масса экспортных грузов идет через здешние порты - Владивосток, Находка, Восточный, Посьет. Об этом свидетельствует и сумма таможенных сборов за 2000-й год - 7,5 миллиардов рублей. Развитая промышленность - судоремонт, машиностроение, транспортная инфраструктура, компактность (здесь самая большая плотность населения на Дальнем Востоке), большой интеллектуальный потенциал - все располагает к благоприятному инвестиционному климату. Другое дело, что этот потенциал не используется, и в первую очередь потому, что здесь не работают правовые нормы, необходимые для бизнесмена, имеющего ликвидный проект.
Кроме работающих норм и правил, еще нужна уверенность, что они не изменятся ни через год, ни через два, что они не будут зависеть от того, какие чиновники займут высокие посты. И вот задача власти - создать такие условия, при которых у инвестора подобная уверенность будет. Власть должна гарантировать надежность возврата средств, защиту собственности, неизменность налоговой базы.
- Наверное, для того, чтобы потенциальный инвестор чувствовал себя уверенно, защищенно, он должен знать, предвидеть, в каком направлении движется край, то есть должна существовать ясная программа развития края на несколько лет вперед. Вы знакомы с такой программой?
- В Приморье существует так называемая антикризисная программа на период 1999-2003 годы, но программой по большому счету ее назвать нельзя, это лишь перечень мероприятий, которые планируется осуществить, не больше. Но полноценная, настоящая программа развития, которая действительно совершенно необходима, должна прежде всего четко обозначить цели - чего мы хотим добиться для края, для отрасли, для конкретного предприятия и в какие сроки. Надо не только выработать мероприятия, но и обозначить способы их осуществления, определить ответственных, источники финансирования. То есть по любому мероприятию должен быть представлен бизнес-план. Программа должна давать четкие ответы на вопросы - куда и сколько должно быть вложено средств, какой доход будет получен в результате этих вложений, на что они будут направлены в дальнейшем и кто отвечает за конкретные участки работы.
В Хабаровском крае такая программа разрабатывалась в течении 1995-97-го годов. К работе были привлечены сотни специалистов. Конечно, в программу в процессе вносятся корректировки, но главное, что в целом она дает ясное понимание того, куда мы движемся, что действительно очень важно для инвестора. Этим и должна озаботиться власть в Приморье.
- О такой власти можно только мечтать...
- Все зависит от нас, от того, кого мы во власть избираем. Ведь в наших силах избрать нормальных управленцев, способных эффективно исполнять свои функции. Зря мы не верим в свои силы, в способность изменить ситуацию к лучшему - ведь все в наших руках, кого изберем, такую власть и получим.
Публикация оплачена из избирательного фонда кандидата в губернаторы Приморского края Г.В. Апанасенко.