В начале 2000-х Вячеслав Андреев был той самой рукой Сергея Дарькина, которой в Приморье проводились многие экономические реформы. Правда, тандем работал не очень долго. Как внезапно появившись в администрации края, Андреев так же просто ушел. И сегодня многие острые вопросы бывший руководитель комитета экономического развития старается обходить. Но кое-что он все-таки рассказал.
— Вячеслав Андреевич, будучи чиновником, вы часто говорили о каких-то чудесах в экономике Приморья. Сейчас можете оценить то время?
— «Бурным ростом» я бы тот период не называл. Скорее, было время стабильного развития.
— Этого почти никто не заметил.
— Все происходило на уровне макроэкономической политики. Она была сбалансирована. Экономика России была обеспечена сравнительно доступными инвестиционными ресурсами. Предприниматели выдвигали инициативы, направленные на структурную перестройку натурального хозяйства.
Приморье от страны в целом не отставало, край активно участвовал в федеральных целевых программах, принимал на себя обязательства по их софинансированию, обеспечению условий участия. Затем Приморье вошло в процессы подготовки к саммиту АТЭС, ряда других мероприятий федерального значения. Как результат — приток бюджетных инвестиций, развитие инфраструктуры. Все в совокупности давало стимул для развития. Потому кризис 2009 г. мало сказался на регионе.
— Зато потом кризис взял свое. Вопрос принципиально заключается в том, есть ли силы в регионе, которые способны поднимать экономику? Предпринимательство, например, живет в обстановке недоверия к государству.
— Кризисы, внешнее давление, неустойчивость в отношениях с внешнеполитическими партнерами, безусловно, влияют на темпы развития. Но в целом сравнительно невысокие темпы развития — следствие замедлившегося процесса перехода на инновационный уклад экономики. В целом госинвестиции хороши для экономики, их используют многие страны. Нам необходимы вложения в модернизацию производства, новые технологии, повышение производительности производственных процессов. Процесс этот сложный. Возможно, не хватает предпринимательской активности. Возможно, внутренний рынок пока не готов востребовать в должном объеме продукцию, с которой выходят российские компании.
Производителям приходится выходить на внешние рынки, а конкурировать на них сложно, особенно когда под боком Китай. Данная страна, с одной стороны, способна перерабатывать огромное количество сырья — сюда и перемещается добавленная стоимость. С другой стороны, пробиться на китайский рынок с готовой продукцией невероятно трудно с точки зрения продвижения и предложения адекватного рынку объема товаров и услуг.
Поэтому темпы развития Приморья в целом отстают от желаемых показателей. Задача по опережающему развитию края должна быть решена за счет реализации стратегии трансформации экономики, перехода на инновационные методы производства товаров и услуг, конкурентоспособных по цене и качеству.
— Опять все за счет государства?
— В чем специфика Приморья, да и всего ДФО? Высоки риски для инвесторов. Существующая энергетическая, транспортная инфраструктура либо не отвечает требованиям инвестора, либо нуждается в модернизации. Население в 6–8 миллионов — слишком маленький рынок. Конечно, можно строить заводы здесь, а продукцию отправлять на российский рынок — в этом случае высоки транспортные издержки. Внешние рынки с учетом транспортного плеча, таможенного оформления могут обуславливать неконкурентоспособность наших товаров и услуг по цене.
Когда частный инвестор собирается построить, например, современную судоверфь, которая бы конкурировала с верфями «Хендэ» и шанхайскими, он должен быть уверен, что инвестиции вернутся, и с определенной доходностью. Государство выступает гарантом, соинвестором, предоставляет налоговые каникулы. Соответственно, имеет право предъявлять требования менеджерам данного проекта по окупаемости и доходности инвестиций и социально-экономическому эффекту от проекта.
Кроме того, экономика ДФО исторически представлена предприятиями ВПК, которые обеспечиваются госзаказом, у них особые условия хозяйствования. Какие крупные промышленные предприятия могли бы отвечать требованиям СПИК (специнвестконтракта)? В ДФО — прежде всего оборонные, как крупные промышленные комплексы, в связи с реализацией программ производства гражданской продукции. В то же время расширяется список региональных инвестиционных проектов. Изначально сюда относились ресурсодобывающие предприятия, требующие развития инфраструктуры. Сегодня в список также относят проекты других отраслей экономики и даже девелоперские проекты.
— Губернатор Сергей Дарькин считался опытным в экономике человеком. С последующими руководителями региону в этом плане не так везло. Есть ли зависимость между тем, кто руководит краем, и успехами в экономике?
— Конечно, власть должна быть адекватна стоящим перед ней задачам. Главы субъектов и муниципальных образований отвечают за формирование управленческих команд и предъявляют к кадрам определенные требования. Если губернатор ставит задачу в области экономики, то вправе ожидать от подчиненных определенной компетентности, эффективности и результативности. Для региона это в чем проявляется? Сюда приходят инвестиции, в том числе бюджетные, а за них нужно бороться. Реализуя экономическую политику, глава региона должен организовать безусловное выполнение поручений президента, планов действий Правительства РФ.
— Насколько соотносятся в экономике теория и практика?
— Основная часть идей и публикаций — результат практики, поскольку все-таки экономика — инструмент решения практических задач. Конечно, применить на практике идеи Майкла Портера или Пола Кругмана надо очень постараться — с точки зрения настройки на конкретное предприятие. Однако в основе их предложений — исследования реальных производственных механизмов. Знания, которые генерируются учеными и преподавателями, должны быть прагматичными, иметь осязаемый капитал.