2019-05-14T11:35:42+10:00 2019-05-14T11:35:42+10:00

Елена Пархоменко: «Мы будем использовать цифровые технологии»

primorsky.ru |  «Мы будем использовать цифровые технологии»
primorsky.ru

Недавно назначенная врио вице-губернатора Елена Пархоменко считает, что главная задача в ЖКХ Приморья сегодня — грамотно распределять денежные средства, а при формировании комфортной городской среды — активнее использовать «умные» технологии. Какие полномочия получила экс-директор департамента по ЖКХ и топливным ресурсам и на каких направлениях сосредоточится — в интервью «К».

— Елена Александровна, в начале апреля губернатор Олег Кожемяко назначил вас вице-губернатором. На каких вопросах вы прежде всего сосредоточитесь?

— Блок полномочий, который находится в моем ведении, значительно расширился. Кроме болезненной темы ЖКХ сюда теперь входят дороги, энергетика, формирование комфортной городской среды и жилищная инспекция. На мой взгляд, мне сейчас прежде всего необходимо сосредоточится на дорожном фонде Приморья. Почему? Ведь если на услуги ЖКХ жалуются в основном люди, которые живут в благоустроенном фонде (это далеко даже не 50% многоквартирных домов), то проблематика дорог касается всех жителей края, независимо от того, в городе они находятся или в деревне.

— А как же программа капитального ремонта многоквартирных домов в Приморье? Считается, что она буксует.

— Программа капитального ремонта МКД на 2014–2043 гг. не может охватить те приоритетные дома, которые валом должны реализоваться в первые годы. У нас была массовая застройка и, соответственно, массовое старение многоквартирных домов, поэтому законодатели Российской Федерации пришли к выводу, что на бюджете невозможно вытащить такие огромные объемы финансовых затрат. По Приморью фонд капитального ремонта собирает в год порядка 2 млрд рублей взносов граждан. Главная задача на сегодня — грамотно эти деньги тратить в рамках госпрограммы «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами ЖКХ населения Приморского края» на 2013–2021 гг.

— Два миллиарда — это много или мало?

— Этой суммы хватает на ремонт 350–400 многоквартирных домов в год. Система такая: люди должны маленькими порциями делать взносы в фонд капремонта, в свою очередь, дома должны равномерно подвергаться планомерному ремонту раз в несколько лет. Но, понимаете, для того чтобы эту программу грамотно сверстать, необходимо инвентаризировать весь жилищный фонд. И вот здесь мы сталкиваемся с проблемой — никто этого не делает. По Жилищному кодексу эта проблема собственников, то есть им надо расходовать дополнительные средства.

Отсутствие инвентаризации и правильных современных технических паспортов, а не 1960-х годов, которые уже не соответствуют, — это те факторы, которые сигнализируют о необходимости совершенствования программного продукта. Также необходимо наладить взаимодействие населения с главами населенных пунктов Приморья. Кроме того, нужно создать все условия прозрачности этой программы.

— В Приморье есть часть районов с многоквартирными домами, в которых платежи жителей не покрывают стоимость ремонта. Какое решение принято в таких случаях?

— Принят закон, концепция которого заключается в том, что средства из фонда капремонта распределяются на то количество нуждающихся, которое есть на данный момент. Есть программа, есть дома в программе, соответственно, этот «общий котел» должен идти на приоритетные объекты. Вопрос в гарантии заимствования средств. У жильцов домов, которым потребуется ремонт только через 25 лет, возникают справедливые опасения: вернутся ли к ним деньги потом? То есть должны быть созданы подзаконные акты, регулирующие эти процессы. Также сейчас решается государственная задача относительно категории домов, где установленный взнос никогда не позволит выполнить даже один вид ремонта. Есть мнение, что такие строения должны субсидироваться за счет государства.

— А как быть с аварийным жильем?

— Проблема старения жилищного фонда и качества жилья — очень обширная тема. Есть дома, которым сто лет, но они еще столько же простоят, а есть дома, которые возводились для того, чтобы обеспечить людей дешевым жильем на небольшой промежуток времени. Поэтому сейчас активно поднимается вопрос о ликвидации аварийного жилья, который включен в указ президента Российской Федерации № 204. В Приморье на эти цели будет направлено более 6 млрд рублей.

— Вы сказали, что дороги — главная боль приморцев. Какие перспективы на 2019 год?

— Хотелось бы, чтобы национальный проект «Безопасные и качественные дороги», который подпитывается существенными финансами из федерального и краевого бюджетов, работал на благо наших жителей. Но одной из проблем являются подрядчики. В Приморье в сфере строительства и ремонта дорог практически нет конкуренции, которая бы стимулировала повышение качества работ и снижение их стоимости. Мы намерены переломить эту тенденцию.

Еще один немаловажный момент — вовлеченность граждан в принятие решений. Не только по дорогам, а вообще по вопросам формирования комфортной среды. В век цифровизации у каждого должна быть возможность без отрыва от работы написать пожелание или оставить свой голос за тот или иной проект.

— По принципу «Цифровой экономики»?

— Именно. Наш проект «Умный город» пока не утвержден, но куратором, скорее всего, буду я. Этот проект включает в себя и ЖКХ, и «умные» светофоры, «умные» парковки, современные переходы и вывоз мусора по новой технологии.

— В Приморье планируется вводить такой мировой тренд, как сортировка мусора?

— Мы хотим использовать цифровые технологии, чтобы отрегулировать сам процесс вывоза мусора. Но в этой истории важно, чтобы компании грамотно и ответственно подошли к новой системе и не повысили тариф. В других субъектах такие вещи давно работают: приехал мусоровоз, собрал мусор, четко сфотографировал, отчитался. В систему пришло оповещение, что эта площадка очищена, мусор убран. На сортировочной станции мусор взвесили, все данные передались в диспетчерский центр. Если кому-то не хочется платить за вывоз мусора, упаковать и вывезти в лес уже не получится, потому что квитанцию тебе в любом случае пришлют. Тогда и теряется смысл создания несанкционированных свалок.

Относительно сортировки мусора: мы поддерживаем этот мировой тренд. В Приморье есть компании, которые при определенных гарантиях объемов готовы предварительно эти объемы оплачивать и брать на переработку. Интересантами выступили картонный комбинат в Уссурийске и переработчики пластика и пленки. Появляется много интересных идей для бизнеса, потому что, как только появляется сырье, просыпается интерес работать.

Во Владивостоке мы запустили одну сортировочную станцию и поняли, как много полезных фракций можно извлекать, — минимум 10% полезного сырья. В настоящее время я считаю, что целесообразно приучать людей сортировать мусор в два контейнера — для пищевых отходов и непищевых.

— После введения этой системы у нас появится шанс избавиться от пресловутых полигонов?

— От полигонов никуда не уйдешь, потому что все равно будут оставаться хвосты, которые придется хоронить. Все-таки 100% мусора не рассортируешь. Стимул всего хорошего — это бедственное положение. Во Владивостоке закрыли мусоросжигательный завод, тем самым увеличили поток мусора на полигон, который уже достаточно переполнен. Соответственно, мы ищем решения: работаем над сортировкой и прессовкой мусора, занимаемся ликвидацией несанкционированных свалок. Например, во Владивостоке расположена огромная свалка на Горностае, которую уже не уберешь. На этом объекте ведется экологический мониторинг. Новая задача — грамотно спланировать полигоны, обеспечить сортировочные линии. В этом году мы предусматриваем средства на проектирование сортировочных станций по госпрограмме «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами ЖКХ населения Приморского края» на 2013–2021?гг., чтобы мусор сортировать, отбирать полезные фракции, уменьшать вывоз мусора на полигоны.

— Еще одной актуальной темой для приморцев является перспектива газификации. Сколько населенных пунктов получат газ в этом году?

— В этом году по программе газификации активно субсидируются такие муниципалитеты, как Уссурийск (где уже пять котельных переведены на газовое топливо), Надеждинский район и Владивосток. В этом отопительном сезоне мы надеемся увидеть, что это действительно экологично, это оправданный уход от дорогого мазута и угля.

Во Владивостоке мы занимаемся переводом большой котельной в поселке Трудовое и строительством газопроводов. Исполнитель, ПАО «Газпром», сталкивается со множеством вопросов. Во-первых, не все собственники земельных участков хотят пускать газопровод по своей земле. Во-вторых, во многих местах идет пересечение с дорогами и железнодорожными путями. В-третьих, земли Минобороны никуда не делись. Но самая главная задача — создать условия, чтобы магистраль и внутренние поселковые газопроводы возводились синхронно. Мы надеемся, что уже в этом году газ придет в Уссурийск и частично в Надеждинский район. Владивосток запланирован на 2020 г.

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ