В условиях экономического кризиса, наступившего в 2014 г., рынок торговли заметно пошатнулся. Предприниматели вынуждены искать новые способы для существования своих проектов, потому что денег хватает только на аренду и зарплату продавцам. О конкурентах, новых трендах и о том, почему закрытие магазина стало единственным правильным решением, рассказала Галина Лорентсен.
— Галина Алексеевна, вы открыли магазин 10 лет назад, какой была ситуация на рынке?
— Знаете, я с детства любила хорошо выглядеть и хотела нести это умение одеваться в массы, поэтому в 2009 г. открыла магазин итальянской одежды «Селебрити». Перед тем как выйти на рынок, я изучила все магазины, существовавшие на тот момент во Владивостоке, со многими владельцами поддерживала связь и старалась, чтобы марки одежды не пересекались. Вот и все.
Понятно, что первый год открытия всегда сложный, но в последующие четыре года был настоящий пик продаж. Два раза в год я ездила в Милан, сама делала закупки, знакомилась с дизайнерами, привозила вещи, и люди были очень довольны. Бизнес быстро развивался: в торговом зале стояло по два-три продавца в смену. Люди тратили деньги на хорошую, качественную итальянскую одежду.
— Когда вы почувствовали эту точку, что торговля идет на спад?
— Сильный спад начался после того, как в 2014 г. в России случился валютный кризис. Соответственно, все товары поднялись в цене ровно в два раза. Люди очень напряглись, многие потеряли работу, стало тяжело вести бизнес. То есть это произошло практически моментально: помню, в октябре был скачок, и уже в ноябре наступила тишина. Я уменьшала закуп товаров, снижала обороты, переориентировалась на русские бренды (тогда случился бум русского дизайнерства), однако люди теперь приходили очень редко.
— На сегодняшний день кризис продолжает влиять на бизнес?
— У людей сменились приоритеты: они тратят деньги на образование детей, семью, путешествия. Вместо фирменных бутиков они просто выбирают масс-маркет. Магазины закрываются, потому что исчез дефицит вещей. Раньше, когда мы только вышли из коммунистических времен, на полках ничего не было. Когда появились магазины, люди кинулись все скупать, потому что в нас осталось желание покупать впрок. В то время мы приходили в магазин за тремя парами джинсов, тремя парами обуви, порой даже одинаковыми. Сейчас другое поколение. Если тебе нужна вещь — ты с легкостью можешь пойти и купить ее, заказать в Интернете или пошить у местных дизайнеров.
— Новые технологии «съедают» малый и средний бизнес?
— Интернет-торговля все просто заполонила. Моим коллегам курьер коробками приносит заказы с разных сайтов. Они грамотно придумали: курьер приносит вещи, 15 минут стоит перед тобой, пока ты все примеряешь, что не подошло — отдаешь обратно, за то, что понравилось, расплачиваешься на месте. Настолько все быстро и удобно. Хотя еще относительно недавно совершать интернет-покупки было сложно, потому что, глядя на вещи в Интернете, было невозможно оценить качество, понять текстуру ткани. Но технологии не стоят на месте, они подстраиваются под запросы потребителей.
— Вы рассматривали вариант перевода своего магазина в цифровой формат?
— Я ничего в этом не понимаю. Здесь нужен помощник или наставник, этому нужно учиться. Кстати, в этом преимущество нового поколения. Сейчас молодые люди очень креативные, легко адаптируются ко всем новшествам. Мне кажется, скоро все уйдет в Интернет.
— Но ведь существуют магазины одежды, в которых стилисты индивидуально работают с клиентами?
— Не забывайте, что таких магазинов не очень много, и те расположены в центральной части нашей страны. В городах-миллионниках, где и туристов больше, и зарплаты выше. По сравнению с ними Владивосток слишком мал для торговли. Посмотрите, у нас нет ни одного брендового магазина вроде Louis Vuitton или Chanel. Какой у нас потребитель? Обычные простые люди, которые не могут позволить себе одежду такого уровня. Для успешной торговли все-таки нужно больше людей, больше туристов. Это еще один фактор, который влияет на бизнес.
— Во Владивостоке существует проблема с кадрами?
— У нас в принципе нет культуры сервиса в России. Люди не умеют обслуживать. Такая проблема была всегда. Во Владивостоке нет школы, в которой обучали бы продавцов. В наших головах сидит какой-то стереотип о том, что продавать сервис — это недостойно, на таких профессиях люди себя униженно чувствуют. И сейчас я вижу, что современное поколение не хочет работать, потому что им нужно все, сразу и прямо сейчас. Такого не бывает. Кто после окончания университета хочет работать продавцом? Выпускники очень амбициозные. Также у меня был опыт работы со взрослыми людьми, но из них буквально единицы способны работать в этой сфере, потому что в большинстве своем они не прогрессивны.
— Что теперь стало с вашей мечтой?
— Я закрыла магазин, сдала помещение в аренду и сейчас распродаю вещи, которые остались, через Instagram. Вот так. Все меняется, становится по-другому. То, что было раньше, изжило себя. Поэтому нам нужно постоянно адаптироваться к новому времени, подстраиваться под ситуацию, прислушиваться к современным технологиям, к молодым прогрессивным ребятам, давать дорогу молодым и учиться у них.