2003-05-13T15:30:00+11:00 2003-05-13T15:30:00+11:00

Игорь Чемерисин: «Люди просто забыли о том, что трамвайные пути нужно ремонтировать»

 «Люди просто забыли о том, что трамвайные пути нужно ремонтировать»

На прошлой неделе во Владивостокском трамвайно-троллейбусном управлении были запущены в эксплуатацию два капитально отремонтированных трамвайных вагона — ремонт передвижного парка был проведен в рамках договора, который администрация города заключила с авиационным заводом КнАППО. О настоящем и будущем муниципального электротранспорта Владивостока наш разговор с начальником трамвайного депо ТТУ Игорем Черемисиным.

— Игорь Владленович, каково нынешнее состояние трамвайного парка?

— Износ техники составляет 80%, новых вагонов город давно уже не закупал. Тем не менее из 60 трамваев каждый день выходят на линию 55, остальные — в ремонте.

Правда, что касается ремонта, за последние годы мы добились снижения его себестоимости в 3 раза. Допустим, у нас собралось много изношенных алюминиевых накладок токоприемников. Если бы мы сдавали их в металлолом, то получали бы копейки, между тем как одна новая такая деталь стоит 1000 руб. В депо соорудили печь, изготовили формы, научили персонал плавильным работам — и вот из двух старых накладок изготавливали одну новую, запасов алюминия хватило на год. Таким вот образом сейчас наше депо самостоятельно выпускает порядка 80 наименований комплектующих для трамваев, которые в других городах вынуждены закупать у производителя.

— А что включает в себя капитальный ремонт, который делают на заводе КнАППО в Комсомольске-на-Амуре?

— Мы направляем туда трамваи, которые безнадежно одряхлели. Новый трамвай стоит порядка 300 тысяч долларов, срок службы — 18 лет. Завод же за 30 тысяч долларов фактически реконструирует машину с гарантией на 9 лет. Механизмы меняют практически полностью, внутри ставят огнеупорные провода, снаружи покрывают авиационной краской. Через Комсомольский завод прошло уже 10 наших трамваев.

— Лет 15 назад много говорилось о соединении трамвайных колец на Мингородке и на ул. Баляева. Будет ли осуществлен этот проект?

— Пока даже не ясно, каким будет это соединение — надземным или подземным, хотя понятно, что второй вариант окажется намного дороже. В нынешнем виде идея соединения возникла не от хорошей жизни: в связи с тем, что движение трамваев по улице Светланской хотят прекратить. Действительно, трамваи создают там сильную вибрацию.

— Как обстоят дела в ТТУ с кадрами?

— Мы достаточно большое предприятие, здесь работает 1200 человек, половина из них — в трамвайном депо. Как и на любом другом крупном производстве, не хватает молодежи. По мере возможностей мы ее привлекаем — приглашаем учащихся на практику, многие после окончания учебы остаются у нас.

— Работа водителя трамвая имеет свою специфику...

— Она действительно тяжелая: заторы, пробки, поломка техники, нападение грабителей, хулиганов... Слабые духом не выдерживают. Водить трамвай в условиях Владивостока не так просто — вагон весит 18 тонн, его тормозной путь может достигать 40 метров. При этом медкомиссия у нас весьма жесткая, ее проходят все как перед сменой, так и после нее. Подозрительно выглядящие люди от работы отстраняются. Потому вы никогда не услышите о том, что «пьяный водитель перевернул трамвай с пассажирами».

— Каковы ваши отношения с администрацией Владивостока?

— У нас налажен хороший контакт с «Серым домом». У администрации города есть понимание наших проблем. ТТУ недаром считается лучшим муниципальным предприятием — очистка путей, буксировка у нас налажены отлично. В случае стихийных бедствий, снегопадов, ливневых дождей к нам даже обращаются другие организации. Диспетчерская служба ТТУ работает оперативней, чем в армии.

— С вводом платного проезда на трамвае у предприятия наверняка появилась возможность собирать собственные средства...

— Основной наш источник финансирования — городской бюджет. Тех денег, которые мы собираем с пассажиров, нам не хватит даже на зарплату. При этом у нас очень строго контролируется сбор средств за проезд: если обнаружится, что кондуктор не выдал билет, он увольняется за нарушение финансовой отчетности. Проверка осуществляется каждый день.

— В трамваях и троллейбусах обычно не возникает проблем с перевозкой «льготных» пассажиров. Не хотите поделиться опытом, как нужно организовать работу с льготниками предприятиям коммерческого транспорта?

— В стране давно установились рыночные отношения, и заставлять предпринимателей работать бесплатно нельзя. Разумно, на мой взгляд, организован провоз льготников в городе Хабаровске — там собесы выдают пенсионерам и инвалидам талончики, после проезда они отдаются водителю. Когда водитель накопит определенное число талончиков, то меняет их на деньги.

— Какие перспективы вы видите для развития трамвайно-троллейбусного движения в городе?

— ТТУ надо не только содержать, но и развивать. Во-первых, необходимо приобретать новую технику — у большинства наших троллейбусов, например, срок эксплуатации заканчивается в следующем году.

Во-вторых, необходимо восстанавливать инфраструктуру. В 90-х годах, когда всех охватила эйфория свободы, люди просто забыли о том, что трамвайные пути нужно ремонтировать. К примеру, сейчас в районе 3-й Рабочей рельсы находятся в аварийном состоянии, есть другие «тяжелые» участки.

И, наконец, я считаю необходимым запуск новых трамвайных маршрутов — ведь когда-то пути собирались вести на Нейбута, на Маяк, на Чуркин. Однако пока это бюджету не по карману, гораздо дешевле развивать троллейбусное движение. Сейчас идет запуск новой линии по улице Магнитогорской — она соединит остановку «Заря» и улицу Русскую.

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ