2003-12-02T15:30:00+10:00 2003-12-02T15:30:00+10:00

Игорь Польченко: «Будешь вести дело честно — никто по носу не щелкнет»

Глава транспортной и топливной компании о добросовестности, состоятельности и политике

Из личного архива героя публикации |  «Будешь вести дело честно — никто по носу не щелкнет»
Из личного архива героя публикации
АНКЕТА
Польченко Игорь Александрович, 41 год.
Место рождения: г. Николаевск-на-Амуре.
Образование: ДВВИМУ, судоводительский факультет (1986 г.).
Карьера: штурман на судах ДВМП (1986-1994 гг.), член Совета директоров компании «Шиппинг энд Трейдинг групп» (1995-2001 гг.), с 2001 г. по настоящее время — генеральный директор ООО «Транзит-Север-Восток» (морские перевозки, оптовая реализация нефтепродуктов и угля, интермодальные перевозки, обеспечение морского завоза).
Состав семьи: жена, дочь.
Главное личное достоинство: «доброта».
Главный недостаток: «эмоциональность».

«Нефтяные короли» следуют неписаному правилу — «солидному человеку не пристало высовываться», и с прессой, как правило, немногословны. Тем не менее корр. «К» попытался достучаться до личности Игоря Польченко, генерального директора «Транзит-Север-Восток» — одной из самых успешных топливных компаний в Дальневосточном регионе России.

Правильная идея

— Бытует мнение, что более прибыльного дела, чем торговать топливом, нет. Вы считаете себя «нефтяным королем»?

— Тех высот и финансовой мощи, при которых можно говорить о своей «империи», достигают именно нефтяные компании, владеющие месторождениями и т.д. На оптовом рынке, где мы работаем, рентабельность всего 5-7%. И то лишь за счет оборота, увеличения объема поставок. Если говорить о заводской и розничной ценах на бензин и дизельное топливо, то разница между ними может составлять 300-400 рублей, поэтому доходность бизнеса в этом секторе выше. «Транзит-Север-Восток» — трейдинговая компания.

— «Работа на оптовом рынке в основном строится по формуле трех «К» — «Кто Кого Кинет». Многие партнеры и поставщики «съедают» всю прибыль, их долги тянутся годами. Поэтому я пришел к АЗС — это более надежно и стабильно». Такое мнение высказал «Конкуренту» один из ваших коллег. А как вы думаете, какой бизнес чище? По крайней мере, клиент на заправке никого не обманет...

— Недобросовестные партнеры есть везде, и в розничной торговле бензином тоже. Каждый человек сам определяет, насколько важно для него быть порядочным в той или иной ситуации. Хотя, по-моему, важнее другое. Ведь как у нас бывает? Собрались люди, решили начать определенное дело, сказали друг другу: «Назовем-ка нашу компанию... «Счастье». Хорошо. Проходит время, и жизнь разводит их по разным направлениям. Теперь каждый кует счастье по-своему. Один пока удачлив — много и с удовольствием говорит о себе, легко тратит заработанные компаньонами деньги. Другой не столь везучий, довольствуется чем-то хиленьким, но своим. А настоящее, масштабное дело продолжает строить третий — самый терпеливый и трудолюбивый. Он, в отличие от тех двух, мыслит системно, знает, чего хочет в действительности и КАК этого достичь. Вот, на мой взгляд, что отличает правильный подход к бизнесу от неправильного.

— И гарантирует успешный результат?

— Секрет успеха — упертость и вера в то, что ты делаешь. Это тоже очень правильная идея. Если ты сам не веришь, то как в это могут поверить другие, твои подчиненные?

Связанные одной целью

— Предположим, я решил заняться топливным бизнесом. Если сунусь туда, щелкнут по носу?

— Сегодня вряд ли, потому что и бизнес устоялся, и порядочных людей стало больше. Будешь вести дело честно — никто тебя «не щелкнет». Конечно, стать хозяином АЗС у нас не так просто, как, скажем, в Америке. Но иметь свою «заправку» можно, почему бы и нет. Договорился с компаниями, получаешь у них под процент топливо и продаешь потихоньку. Нюансы — во взаимоотношениях с поставщиками, которые, как правило, диктуют свои условия. Гораздо сложнее стать игроком на оптовом рынке. Здесь желания и некоторого количества денег мало. Нужно разбираться в экономических и бизнес-процессах, иметь большие связи в регионах.

— Под большими связями вы подразумеваете большие лоббистские возможности?

— Да, если угодно. Это нормальная практика, поскольку в основном мы работаем на государственный заказ и в меньшей степени продаем топливо коммерческим структурам. Однако так называемые «полезные» знакомства с влиятельными лицами не являются решающим фактором в определении победителя очередного тендера на поставку нефтепродуктов в тот или иной регион. Конкуренцию в этой сфере еще никто не отменял.

— Ваши соперники следуют правилам fair play?

— Не всегда. Конкуренция перестает быть честной, как только, к примеру, возобладает мнение о том, что есть компании, имеющие право выиграть тендер по «нереально» меньшей цене. Подобное происходило в Магаданской, Камчатской областях. Тогда возникает вопрос: «Если я обязуюсь поставить топливо по рублю за тонну, то тендер достанется мне?..» Тем не менее мы готовимся к тендерам очень ответственно: не навязывая свои услуги, делимся с главами территорий аналитической информацией, часто выступаем экспертами.

— Чем же вам благодарны губернаторы?

— Конструктивной совместной работой. «Транзит-Север-Восток» не первый год участвует в северном завозе. Мы финансируем этот процесс, потому что местные власти, согласно существующему законодательству, даже при наличии у них необходимых средств могут заплатить за топливо только после того, как его доставят в пункт назначения. Поэтому мы берем кредиты, тесно общаемся с администрациями краев и областей. Последние должны быть уверены в нашей обязательности и четком следовании букве закона. Чего бы это нам ни стоило. Мы даем возможность заработать нашим деловым партнерам из других краев и областей.

Экспорт подождет

— Насколько, по вашему мнению, криминализирован топливный бизнес на Дальнем Востоке?

— Значительно меньше, чем в 90-х годах. Доля криминала остается, я не берусь ее измерить. Главным образом, нелегальные сделки заключают фирмы, поставляющие нефтепродукты «по остаточному принципу». Их теневые поставщики — рыбацкие суда с остатками топлива после бункеровки, иногда военные организации.

Замечу, что государство предпринимает шаги по легализации торговли топливом повсеместно, не ограничиваясь выявлением упомянутых выше «нелегалов». По моему убеждению, компании, владеющие крупными предприятиями, месторождениями природных ресурсов, должны быть зарегистрированы там, где работают и, следовательно, направлять налоговые платежи не только в федеральный, но и в местный бюджет. Государство, в свою очередь, могло бы гарантировать этим собственникам, например, налоговые послабления. А поскольку сегодня все обстоит иначе, нефтяные и иные «империи» не заинтересованы в развитии отдаленных территорий вообще. Для них на первом месте прибыль, которая зарабатывается в основном на экспортных операциях.

Так вот, если говорить упрощенно, сначала необходимо удовлетворять интересы территорий, потом — экспортеров. При этом нужно ввести дополнительные пошлины на экспортируемое топливо, либо сезонные ограничения на эти поставки. Говорю это как человек, давно работающий на внутреннем топливном рынке и знающий не понаслышке о нуждах северных территорий.

Северный ветер

— Насколько вы состоятельный человек? Что можете себе позволить?

— Я ни в чем не нуждаюсь и редко в чем себе отказываю. У меня есть хорошая дача — кто-то называет ее загородным домом. (Cмеется). Есть два автомобиля — для жены и дочери. Могу позволить себе один раз в год недельный отдых — только зимой! — в любимом мною Таиланде. Но в отпуск вырываюсь с трудом, потому что причисляю себя к трудоголикам. Это не бахвальство, просто я так привык работать.

— Какие люди оказали на вас определяющее влияние?

— Прежде всего — Владимир Пехтин (ныне глава думской фракции «Единство». — Прим. авт.). Познакомился с ним, когда он возглавлял «Колымаэнерго» в тяжелые для Магаданской области времена. Строительство Среднекамской ГЭС было на грани остановки, тогда он смог убедить меня — уже закоренелого коммерсанта! — привезти в долг стратегически важный строительный материал... Владимир Алексеевич — гениальный руководитель, научил меня, как вести себя на рынке. Из общения с ним я вынес аксиому: и в бизнесе, и в жизни — чем выше, тем ветер сильнее.

— Ветер северный, надо полагать?

— Мне приходилось слышать отзывы о «северных прелестях» — мол, повсюду печать Гулага, забытый Богом и людьми край и т.п. Что бы там ни было, но Север воспитывает! Суровый мир требует единения, взаимовыручки, доброты, особого отношения к жизни. Бывая на «северах», я пришел к выводу, что деньги — это последнее.

— Не лукавите?

— Нисколько. Деньги обязательно будут, если ты создашь команду, если найдешь себя в бизнесе — тогда ты просто не имеешь права их не заработать. А лукавит тот, кто говорит, что работает бесплатно и ждет своего звездного часа.

— На лацкане вашего пиджака — значок «Единой России». Вы «единоросс» по убеждению?

— Абсолютно, и прошу не считать это политической рекламой. Я вступил в эту партию, потому что мне глубоко импонирует ее отношение к отечественному бизнесу. Душой поддерживаю идеалы «Единой России». Тем более, партийный лозунг «Больше делать и меньше говорить» — это мой принцип в жизни.

— Политика и бизнес для вас — понятия взаимоисключающие или дополняющие друг друга?

— Однозначно второе. Тот, кто занимается политикой, должен делать это для бизнеса. С другой стороны, я часто бываю в северных территориях, общаюсь с людьми разных социальных категорий и иногда ловлю себя на мысли, что наравне с делом занимаюсь... политикой. Очевидно, такова моя сегодняшняя жизнь, таков мой бизнес. Разве то, о чем я говорил выше — приоритет внутреннего рынка над экспортом, развитие отдаленных регионов на благо не только предпринимателей — это не политика?!..

Жить по Чехову

— Преуспевающие люди в России — их имидж, в частности — служат неким показателем жизненного благополучия, которого хотят достичь многие. Как вы считаете, дорогие аксессуары в одежде, престижная марка автомобиля, отдых за границей — это стремление «не ударить лицом в грязь» или необходимая составляющая в бизнесе?

— Каждый человек должен жить по Чехову — в частности, носить красивую одежду. Я довольно равнодушен к машинам (до недавних пор меня устраивал «Краун» 98 года, сейчас подыскиваю что-нибудь посвежее). А вот костюмы, галстуки — моя слабость. Люблю эффектно одеваться, производить приятное впечатление на окружающих. Покупаю костюмы светлых тонов, красивые, дорогие часы. Высококачественная и модная одежда — отражение моего внутреннего мира.

— Какой парфюм предпочитаете?

— Тот, что особенно нравится женщинам. И дело не в цене — к сожалению, дешевый одеколон пахнет соответствующе.

— Слабый пол оценивает ваши старания по достоинству?

— По всей видимости, да. (Улыбается).

БЛИЦ

— Кем мечтали стать в детстве?

— Военным.

— Говорят, каждый человек ассоциирует себя с каким-то животным. С кем бы вы себя сравнили?

— С тигром.

— Что должно случиться, чтобы вы сказали: всё, в этой стране я больше жить не могу и уезжаю отсюда на все четыре стороны?

— Россия поменяет континент.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ