1998-06-30T10:52:54+11:00 1998-06-30T10:52:54+11:00

Сергей Рычков: «Для владивостокцев машины — это лишь средства передвижения»

Бизнес на автопилоте и владивостокская специфика

Из личного архива героя публикации |  «Для владивостокцев машины — это лишь средства передвижения»
Из личного архива героя публикации

Все-таки есть что-то в директоре владивостокской фирмы «Автопилот» Сергее Рычкове от авантюриста. В хорошем смысле. Вот и герой у него любимый — Остап Бендер.

Регулярно Сергея Романовича посещают необычные идеи. Но самое удивительное, что он отважно берется эти идеи воплощать. Так было и с самым первым в его жизни проектом — службой «Сюрприз». На заре перестройки он придумал доставлять по заказанным адресам цветочные букеты. Придумал и сделал. Услуга, новая для Владивостока, пользовалась немалой популярностью.

Было еще и так: в самолете сосед по креслу предложил Рычкову стать партнером в бизнесе. Вернувшись домой и собрав денег, Сергей Романович полетел в далекий город, чтобы отыскать там случайного попутчика. Результатом спонтанного решения стал бизнес, который стабильно «кормил» его в течение нескольких лет.

Идея «Автопилота» пришла ему в голову тоже спонтанно, во время просмотра футбольного матча по телевизору. Она показалась ему настолько замечательной, что он бросил матч, сел за рабочий стол и записал ее. Чтобы не забыть. И взялся осуществлять.

Потом его часто спрашивали: как удалось такое гениальное название для фирмы придумать, наверное, у журнала одноименного позаимствовал? Но о том, что существует столичный журнал «Автопилот», он не знал. Когда узнал, отослал туда информацию о своей новорожденной фирме. Оказалось, что такая услуга — развозить по домам и гаражам перебравших лишнего автовладельцев и их машины — действительно новинка даже в масштабах страны, о чем столичный журнал и написал на своих страницах, направив перед этим к Рычкову корреспондента. Так фирма «Автопилот» прославилась на всю страну.

В офис Рычкову беспрерывно звонили: интересовались, поздравляли, ободряли. Но заказов не делали. И первые несколько месяцев ему приходилось платить диспетчерам и водителям из собственного кармана. Рычков не унывал, а упорно рекламировал свою услугу. Справедливо рассуждал: десятки автомобилистов, находясь «под мухой», ежедневно задерживаются работниками ГАИ, платят штрафы, лишаются водительских прав и машин. Когда-нибудь должно же до них дойти, насколько выгодно просто вызвать «Автопилот».

Теперь (прошло два года) «Автопилот» крепко встал на ноги, заматерел и оброс дополнительными услугами. Не так давно звонили из журнала-«однофамильца»: мол, жив еще, курилка?

Оказывается, в Москве тоже была попытка создания подобной рычковскому «Автопилоту» службы, но, недолго продержавшись, фирма развалилась из-за отсутствия заказов. С подобным феноменом столкнулся и сам Рычков, когда попытался организовать филиал «Автопилота» в Улан-Удэ. Бизнес не пошел.

Рычков объясняет это отличием менталитета жителей портового Владивостока от населения континентальных городов России: «Для владивостокцев машины — это всего лишь средства передвижения. Здесь легко их меняют, легко передают друг другу. В других городах к собственному авто относятся настолько трепетно, что доверить его кому-то для них совершенно немыслимо. Они даже ближайшему родственнику не дадут по двору проехать, не говоря уже о незнакомом водителе из «Автопилота». «Машину и жену не доверяй никому» — есть там такая поговорка».

Между тем, сегодня развоз пьяных водителей уже не является приоритетным направлением в работе «Автопилота», хотя Рычков говорит, что никогда от него не откажется, ведь с этого фирма начиналась, этим и славится. Теперь главное направление — это услуги предприятиям. Менеджеры компании сделали расчеты, которые показали: для многих фирм содержать собственный парк машин и штатных водителей накладнее, чем пользоваться услугами «Автопилота». Приобретая, например, представительный джип, фирма изымает из оборота $30—40 тыс., замораживая эти деньги. Плюс расходы на содержание и обслуживание машины. При этом часто работа джипа сводится к доставке директора из дома в офис и обратно. Все остальное время шофер спит в кабине. К тому же в скором времени всем, кто занимается перевозкой людей, в том числе и штатным водителям фирм, придется приобретать лицензию. Такой сюрприз приготовила всем Лицензионная палата.

Номер телефона «Автопилота» так хорошо усвоен горожанами, что они звонят по нему, попав в любые затруднительные ситуации. Потому что просто не знают, куда еще можно позвонить.

Например, звонят, если в сауне кончилось пиво: «Але, диспетчер, пришлите водителя, и пускай он заедет по пути в гастроном». Или если понадобилось такси. Как-то женщина вызвала машину: на улице была непогода, грязь, она из подъезда вышла и велела перевезти ее через двор к автостоянке, где стоял ее собственный автомобиль. Боялась туфельки испачкать. Еще спросила, можно ли и вечером машину вызвать, доехать через двор до подъезда. Звонят, когда забыли ключи, а дверь в квартиру захлопнулась. Зимой масса звонков: просят приехать и «дать прикурить». Это, конечно, казусы. Которые, однако, натолкнули директора «Автопилота» на мысль создать службу спасения.

Рычков берется за новые идеи еще и потому, что долго заниматься одним тем же ему просто скучно. Он перепоручает раскрученный проект своим менеджерам.

Один из таких — это «Автопилот-сервис»: производство и доставка готовых обедов, организация банкетов. В доме на краю Эгершельда, где у Рычкова располагается офис, построены цеха по производству пищи, и повара уже не справляются с растущим количеством заказов.

Очередной проект, которым Рычков сейчас занимается, это новая услуга по доставке привезенных морем японских авто из Славянки во Владивосток.

Недавно на автомойке он увидел шикарный бронированный лимузин. Тот самый, который в 1977 г. привезли во Владивосток специально к визиту американского президента Форда. Да так тут и оставили, «законсервировав». Рычков решил дать ему вторую жизнь и уже подписывает договор на использование этого лимузина для обслуживания свадеб.

В этом году глава «Автопилота» отмечает свое сорокалетие. И двадцать лет совместной жизни с женой Ириной. «У нас обоих сложные характеры. Но за два десятка лет мы научились ладить. И теперь, когда она уезжает в командировку, я чувствую себя не в своей тарелке».

Каждую зиму Рычковы стараются путешествовать. Поездили по Европе, отдыхали в Америке. Но перебраться за границу на ПМЖ мысли не возникает. «Может быть, там и лучше. Но если уж я здесь родился и вырос, то только здесь я свой».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ