«Трудно быть руководителем»

Александр Соколов, директор предприятия общественного питания «Кулинар»
«Трудно быть руководителем»
Из личного архива А. Соколова

— Сейчас я занимаюсь своим делом, а в прошлом был наемным работником и понимаю, что работать на себя мне нравится намного больше.

После окончания вуза я пошел работать в в IT-отдел одного крупного банка. Проходили месяцы, годы, и я стал все больше понимать, что огромная корпорация подобна болоту, в котором ничего не происходит. Все размеренно, каждый день похож на предыдущий. Моя работа стала мне напоминать работу на заводе: по звонку пришел и также по звонку ушел. Меня стало мучить чувство неудовлетворенности, я понимал, что способен на большее, но не знал, как развить это. В общем, было чувство, что я нахожусь не на своем месте.

На открытие своего бизнеса меня вдохновил один мой друг, который ни на кого не работал и был совершенно свободным человеком. Я начал пробовать себя в различных сферах, пытался понять, куда мне двигаться. ЭТО БЫЛ ИНТЕРЕСНЫЙ ОПЫТ И ОПРЕДЕЛЕННЫЙ РИСК. Я пробовал себя в автобизнесе (отправка резины, запчастей, продажа авто), арендовали с другом уголок в аптеке под продажу оптики (очков, линз и аксессуаров к ним). Дело шло с переменным успехом.

ОДНАЖДЫ ПРИШЛИ ВРЕМЯ И СЛУЧАЙ. Нам с товарищами предложили на очень приемлемых условиях арендовать студенческое кафе. У нас не было абсолютно никаких знаний и опыта в сфере общепита, и я решил пригласить на роль консультанта своего отца. Он, так же как и большинство людей, когда-то мечтал о своем деле. Он очень помог и дал жизнь этому кафе, которое и по сей день работает. Но я изначально не видел себя в этом и решил оставить это направление. Как-то раз ко мне подошел отец и сказал, что ему предлагают арендовать кулинарный цех. И если мы хотим заняться этим делом, то придется рискнуть и оставить текущую работу, что мы и сделали.

Так мы начали заниматься производством кулинарной продукции и развозить обеды по нескольким точкам. Сейчас у нас работает восемь человек в цеху и четыре водителя. Мы поставляем нашу продукцию в различные фирмы, магазины, автосервисы, буфеты, медицинские учреждения.

ЧТО ПУГАЕТ ЛЮДЕЙ ПРИ ОТКРЫТИИ СВОЕГО ДЕЛА? Отсутствие стартового капитала. На самом деле, скопить сумму, необходимую для своего бизнеса, не так сложно, к тому же всегда можно взять небольшой кредит. Главное — это начать что-то предпринимать, а не сидеть сложа руки. Еще очень важно обратить внимание на свое окружение. Не тратьте время на пассивных неудачников, которые ничего не хотят и ни к чему не стремятся, а только лишь ноют. Со временем сам станешь таким, они потянут тебя на дно.

КОГДА ПРИХОДИШЬ К СВОЕМУ ДЕЛУ, СЛЕДУЕТ НАПОЛНИТЬ СЕБЯ ЗНАНИЯМИ, больше читать, в том числе и бизнес-литературу. Прежде чем стать руководителем собственного бизнеса, я понял, что должен уважать своего начальника, ведь во главе предприятия он, а не я. К тому же этот человек прошел непростой путь, прежде чем стать тем, кем он является.

Первая проблема, с которой я столкнулся, — это понимание того, что Я СОВЕРШЕННО НЕ УМЕЮ РУКОВОДИТЬ. Примерно год я приходил в себя и осознавал, что теперь начальник — это я сам. Более того, тот негатив, который я порой испытывал к руководству, стал видеть в своих подчиненных по отношению ко мне. Понимал ли, почему они так делают и что их мотивировало так мыслить? Да, но важнее было справиться с этим. И я начал изучать литературу по менеджменту, общаться с людьми, у которых солидный опыт руководящей деятельности, и советовался с ними. Так я учился на опыте профессионалов.

В российских бизнес-реалиях ЕСТЬ РЯД ПРОБЛЕМ, КОТОРЫЕ НЕ РЕШАЮТСЯ ОБЩЕПРИЗНАННЫМИ МЕТОДАМИ, и это нужно учитывать. Прежде всего, это специфический менталитет. Важно четко понимать, что ты сам хочешь от персонала, и суметь грамотно донести это до людей. Конечно, необходимо выслушивать мнения сотрудников, не оставлять проблемы в коллективе неразрешенными.

Также могу сказать, что, помимо поощрения, должно быть и наказание. Дать грамотную критику, правильно применить дисциплинарные санкции требует определенных навыков. Хвалить человека намного проще, чем донести до него его недочеты, ошибки. Люди порой не понимают, что НЕ ТОЛЬКО ОТ РАБОТОДАТЕЛЯ СЛЕДУЕТ ТРЕБОВАТЬ ВЫСОКУЮ ЗАРПЛАТУ, НО И САМОМУ НАДО МЕНЯТЬСЯ ПРИ ЭТОМ И ПОКАЗЫВАТЬ РЕЗУЛЬТАТ.

Когда я открыл свой бизнес, я понял, как тяжело быть руководителем, и осознал, что раньше сам часто неправильно относился к начальству. Я увидел разницу между работой по найму и собственным делом, и она очень большая, это просто разные измерения. Наемным работником быть проще, но иметь свое дело намного интереснее. Для меня бизнес — это, прежде всего, свобода и возможность жить не только ради обеспечения насущных потребностей.

Записала Екатерина СВИНОВА

 

 

Карьера
Хамство или подготовка к нервной работе
Хамство или подготовка к нервной работе
Приморцы рассказали о своем отношении к стрессовым собеседованиям
9 февраля 2018, 17:37
Некоторые профессии могут оказаться ненужными и малооплачиваемыми
Некоторые профессии могут оказаться ненужными и малооплачиваемыми
Эксперты оценили перспективы рынка труда на Дальнем Востоке
28 декабря 2017, 08:25
«Этот процесс многих затягивает. Очень похоже на секту»
«Этот процесс многих затягивает. Очень похоже на секту»
Второе высшее — инвестиции в будущее или пустая трата времени?
15 декабря 2017, 19:11
Бортпроводница из Приморья рассказала, как "Аэрофлот" принимает сотрудников на работу
Бортпроводница из Приморья рассказала, как "Аэрофлот" принимает сотрудников на работу
И о том, каких пассажиров считают деструктивными
14 ноября 2017, 08:57
Искусство завязывать деловые связи имеет массу нюансов
Искусство завязывать деловые связи имеет массу нюансов
Как в Приморье используют net working
7 ноября 2017, 19:51
Приморские работодатели все чаще используют детекторы лжи. Законно ли?
Приморские работодатели все чаще используют детекторы лжи. Законно ли?
Лучше сосредоточиться на прозрачности компании и бизнес-процессов, считают эксперты
26 октября 2017, 16:53