2017-03-28T11:28:37+10:00 2017-03-28T11:28:37+10:00

Достойный род

Чем Сибиряковы запомнились в Приморье

Род богатых купцов Иркутска насчитывает 200 лет истории и дал стране много достойных людей. Их имя прочно связывают с благотворительностью, немалые суммы были направлены на строительство и содержание церквей. В том числе и в Приморье.

В 1894 г. при назначении на должность генерал-губернатора Приамурского и Приморского края Сергей Духовский обратился к императору Александру III с просьбой посодействовать в открытии на Крайнем Востоке России монастыря, как меру, способствующую «слиянию края с коренною Россиею» на основе распространения здесь православия. Разрешение было получено, и «всем миром» приступили к осуществлению.

Устроение монастыря

Выбранный для осуществления строительства отец Алексей вскоре получил благословение оберпрокурора, Священного Синода и запечатанный конверт. «Вскрыв заклеенный пакет, я нашел в нем 300 рублей, — вспоминал в 1903 г. во Владивостоке отец Алексей. — Тогда только я ужаснулся, поняв свое неразумие, свою растерянность и свое смущение, приведшие меня к тому, что я совершенно забыл, что у меня не имеется ни гроша денег, и что даже за сшитую одежду заплатил отец Антонин».

На полученные деньги отец Алексей отправился на Дальний Восток. Однако средств явно не хватало. И тут Алексей получает письмо от владыки: «Выезжайте-ка в Петербург. Отец Стефан подготовит вам список лиц, нам знакомых, живущих в городах, через которые предстоит вам проезжать, так что, может, и еще что соберете. Захватите мое баранье одеяло, по-сибирски укутайтесь в него. Морозы у нас в Сибири бывают суровые». Алексей укутался в одеяло и отправился в столицу.

Одним из списка был и Иннокентий Сибиряков, на тот момент проживавший в Петербурге. В 1894 г., по прибытии в столицу, Алексей хотел отправиться к Сибирякову, славившемуся благотворительностью и любовью к монашеству. Но «с ним случилась какая-то беда. У него на дверях комнат в квартире висели печати градоначальника и ему грозит заключение в доме умалишенных, — вспоминал Алексей. — Каждый день его посещает комиссия — доктора, эксперты и полиция, и вот как признанного за умалишенного не сегодня, так завтра отдадут его под опеку. Какая же причина тому? А вот видите ли: он дал одной монашенке 43 000 рублей на монастырь, от которого она была послана за сбором. А градоначальник петербургский Валь давно уже стерег его миллионы, ибо женат был на его сестре!»

Сибиряков, «маленький аккуратный человек», выслушал Алексея и сказал, что с радостью бы помог монастырю, но за недавнее пожертвование его самого посчитали умалишенным и все опечатали.

Алексей рассказал о случившемся митрополиту. Через восемь дней митрополит встретил отца Алексея, отвел в сторону и сказал: «Вечером мы, министр юстиции, министр внутренних дел и я, рассуждали о деле И. М. Сибирякова и решили вполне освободить его и запретили градоначальнику вмешиваться в его дела. Поезжайте обрадовать его и поздравить».

Алексей поздравил Сибирякова и произнес: «Что же касается вашего чудесного избавления от угрожающего вам заключения в доме умалишенных, то на вас лежит долг наипервее принести благодарение Богу, затем митрополиту Палладию, оберпрокурору Победоносцеву и другим высокопоставленным сильным людям, содействовавшим — по повелению Бога — вашему освобождению.

Много времени после сего, когда я уже был в Сибири, когда уже открыл Богу служения в первоначально устроенном монастыре, то услышал, что Сибиряков был у оберпрокурора и, благодаря его за освобождение от беды, представил ему 25 000 рублей на устроение монастыря».

1700 рублей из выделенной суммы ушли на закупку колоколов. Таким образом и появился на карте Приморья первый монастырь — знаменитый Свято-Троицкий Уссурийский монастырь, более известный как Шмаковский.

Острова забытых молитв

Остров Сибирякова был обследован и нанесен на карту в ходе гидрографической экспедиции В. М. Бабкина в 1863 г. и был назван последним по фамилии Ксенофонта Александровича Сибирякова, судового врача корвета «Калевала», непосредственно принимавшего участие в обследовании побережья.

Потомка Сибиряковых в шестом поколении назвали по имени деда, поставившего храм на Байкале. Он обучался в Московском университете на медицинском факультете. После его окончания поступил лекарем на службу в морское ведомство. В должности младшего врача 42-го флотского экипажа Черноморского флота он участвовал в обороне Севастополя и даже был награжден за это. В должности судового врача он совершил длительное путешествие из Кронштадта на Дальний Восток. Тогда еще не было точных карт Дальнего Востока, и данная экспедиция как раз ставила себе задачу по изучению побережья и его картографированию. Ксенофонт Александрович Сибиряков принимал участие в выполнении ряда гидрографических работ в заливе Петра Великого. Свои работы он вел так хорошо, что его именем был назван один из островов в районе Славянки.

На западном берегу острова местные жители (В. В. Чекалов, Н. В. Рябухин) отыскали каменную плиту в форме трапеции размерами 46х32 см и толщиной 17–18 см. На плите имелась вертикальная колонка из четырех китайских иероглифов, выбитых острым инструментом. Лингвист А. М. Певнов перевел эту запись как «храм спасения души» или «пагода спасения мира». Вероятно, стела была установлена вблизи молитвенного места или храма, где моряки благодарили духов моря за благополучное прохождение опасных участков морского пути. Такая традиция существовала, например, после прохождения опасного мыса Гамова.

Объект «пагода спасения мира» был зафиксирован Г. Л. Силантьевым в 1989 г. В отчете Г. Л. Силантьева представлена следующая информация об объекте: «В центральной части западного побережья острова Сибирякова находится выступающий в море скалистый утес, к которому с севера примыкает обширная лагуна с удобной якорной стоянкой. Этот утес расположен в 400–450 м к северу от поселения Сибирякова-2.

Отдельные скалы утеса разрушены артиллерийскими обстрелами. Выше по склону сопки некоторые деревья срезаны крупными осколками снарядов. При посещении этого участка группой краеведов-аквалангистов поселка Славянка Рябухина Николая ими была обнаружена сброшенная со скалы каменная стела с надписью. Стела была доставлена в поселок Славянка и впоследствии осмотрена и зарисована автором. Стела имеет трапециевидную форму. На ее лицевой стороне находится вертикальная колонка китайских иероглифов, выбитых острым инструментом. Надпись переводится как «храм спасения мира» — первый вариант, второй вариант — «пагода спасения мира» (переводчик А. М. Певнов). Вероятно, стела стояла на краю скалистого обрыва и была сброшена вниз взрывом. Возможно, возле стелы находилось молитвенное место, где молились моряки при посещении этого места. Стела, вероятнее всего, относится к XIX в., но она могла быть поставлена и в период Средневековья, когда вдоль островов проходил морской торговый путь». Такие камни устанавливались на месте бывшей пагоды, а такие пагоды повсеместно устанавливались в Китае в местах «неспокойных», например, там, где часты были землетрясения. Храм на Сибирякова был в неспокойном для моряков месте — отмели, рифы между островов — здесь часты были кораблекрушения, особенно в частых туманах.

При обследовании западного побережья острова в 2015 г. не удалось идентифицировать первоначальное место установки стелы, которая была удалена с территории острова. По словам местного жителя Александра, стелу «в свое время отдали пограничникам, которые ее с наукой и переводили».

Кроме того, на острове Сибирякова имеется священный грот, а сам остров покрыт курганами ритуального характера. Только в восточной части на Сибирякова выявлено пять каменных насыпей (курганчиков). Курганчики сложены из угловатых глыб местного камня, имеют округлую форму, размер у основания 1,5–2 м, высоту 0,4–0,5 м. Курганчики можно датировать в широком хронологическом диапазоне, от эпохи Средневековья до этнографической современности (VII — нач. XX вв. н. э.). Но, вероятнее всего, надо отнести их к корейцам. Достоверная культурная идентификация данных объектов затруднительна и требует исследований раскопками. Но одно можно сказать с точностью: здесь жили и молились люди, заходили суда задобрить морских богов с древности до наших дней.

Может, и не случайно именно этот маленький остров с храмом Спасения получил имя представителя рода, славившегося возведением храмов во спасение душ. И жаль, что храм был разрушен, как, впрочем, и все построенные Сибиряковыми в Иркутске храмы. Жаль, что не сохранился, как и почти все могилы этого достойного рода сибирских купцов.

Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ