Александр Ролик, начальник Управления Министерства юстиции РФ по Приморскому краю.
Окончил юридический факультет ДВГУ — Дальневосточный социально–политический институт. С 1981 по 1992 гг. находился на оперативных и руководящих должностях в органах государственной безопасности, с 1992 по 2003 гг. — в органах налоговой полиции, в том числе на должности начальника Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Приморскому краю, с 2003 по 2010 гг. — в органах наркоконтроля на должности начальника Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Приморскому краю. На нынешнюю должность назначен в октябре 2010 г.
Награжден нагрудным знаком «Почетный сотрудник органов наркоконтроля», имеет звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», генерал лейтенант полиции.
Кандидат юридических наук. Совмещает практическую работу с преподавательской и научной деятельностью на кафедре уголовного права и криминологии Юридической школы ДВФУ.
С девяностых годов Александр Ролик уже третий раз становится героем рубрики «Персона»! И всякий раз — в новой ипостаси. Об особенностях своей нынешней работы, а также о происхождении своей фамилии он рассказал «К»
— Более 10 лет вы посвятили работе в налоговой полиции, почти столько же — органам наркоконтроля. Теперь — юстиция. Где работать интереснее?
— Общий мой стаж правоохранительной службы составляет почти 30 лет. Конечно, эта служба порой связана с риском для жизни. И степень ответственности там чрезвычайно высока, как перед государством, обществом, так и перед конкретными людьми.
Работа в органах юстиции — это государственная гражданская служба. Здесь, как правило, не находишься в состоянии постоянной напряженности и стрессовых ситуаций. С другой стороны, порой приходится принимать очень важные и ответственные решения, затрагивающие права и свободы граждан, и ошибки здесь недопустимы. А это требует глубокого знания всего спектра нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровней, регулирующих общественные отношения в установленной для органов юстиции сфере деятельности. Поэтому для меня как для юриста интересна и правоохранительная, и гражданская служба. Работаю я с удовольствием, опираясь на поддержку надежных друзей и коллег.
Юстиция — федеральные органы исполнительной власти, которые занимаются нормативно-правовым регулированием в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая общественные объединения, политические партии и религиозные организации и т. д.
— Какие задачи — первоочередные для вас?
— У Управления Минюста России по Приморскому краю, как у территориального органа, достаточно широкий спектр полномочий и задач. В качестве приоритетных, которым уделяется особое внимание, я бы выделил обеспечение единства правового пространства. Сотрудники нашего управления проводят экспертизу нормативных правовых актов Приморского края, органов его государственной власти и уставов муниципальных образований. Мы также занимаемся регистрацией некоммерческих организаций и осуществляем контроль их деятельности.
Широта дискреционных полномочий
— Приморский край слывет одним из самых коррумпированных регионов страны. Вы согласны?
— Мне представляется, что такие оценки Приморья слишком преувеличены. Проблема коррупции имеет сегодня общегосударственное значение и борьба с ней действительно должна стать общенациональным делом. В нашем крае, в отличие от некоторых других регионов РФ, достаточно активно с темой коррупции работают СМИ, активны и институты гражданского общества, правоохранительных органов, прежде всего органов ФСБ, следственного комитета и прокуратуры, по обнародованию, вскрытию и пресечению фактов коррупции. И поскольку в Приморье информация о коррупции не закрыта, она регулярно обнародуется, создается впечатление, что здесь высокий уровень коррупциогенности. В действительности же край выглядит не лучше и не хуже на общероссийском фоне.
— Могли бы назвать наиболее характерные проявления коррупции здесь?
— Опираясь на результаты антикоррупционной экспертизы нормативных актов Приморского края, сказал бы, что распространенными являются широта дискреционных полномочий (т.е. отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения органами государственной власти), а также отсутствие или неполнота административных процедур. Последние заключаются в отсутствии порядка совершения органами государственной власти и должностными лицами определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
— Однако имидж России в целом как коррумпированного государства кажется соответствующим действительности.
— Думаю, это связано с нашим историческим путем. Россия — она постоянно нестабильна. Смотрите, только за 20-е столетие несколько раз менялся государственный строй, система, лица у власти и т.п. А наше антикоррупционное законодательство лишь формируется в последние годы. В любом случае, эту проблему нельзя назвать неизбывной: всплывает в голове пример Сингапура, где с помощью жестких законодательных мер был достигнут положительный результат в борьбе с коррупцией. В нашей стране в первую очередь нужно усиленно формировать правосознание масс путем нормативного правового регулирования всех сторон жизни общества и государства.
— В конце прошлого года юридическое сообщество России и стран АТР провели Международную научно-практическую конференцию «Развитие национального законодательства в условиях глобализации: опыт России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона». Насколько полезной она оказалась для Приморья?
— Мероприятие способствовало поднятию авторитета, укреплению места и роли органов Министерства юстиции Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в преддверии проведения в г. Владивостоке саммита АТЭС 2012 года.
Служба закону
— Почему когда-то вы выбрали юридическую стезю?
— Я поступил на юридический факультет Дальневосточного государственного университета вполне осознанно, так как считал и считаю, что юридическая профессия является одной из важнейших и востребованных, примером этому являются руководители нашего государства сегодня. Выбор профессии в определенной мере был связан и с тем, что я всегда негативно относился к любым нарушениям закона и хотел служить закону. Полагаю, что этот выбор был сделан правильно, так как мне удалось самореализоваться в профессии.
— Вы не оставляете преподавательскую деятельность. Зачем вам лишние заботы?
— Не рассматриваю это как «лишние заботы». Занятия преподавательской и научной работой требуют постоянного совершенствования и обновления профессиональных знаний, что оказывает положительное влияние на служебную деятельность и позволяет чувствовать себя уверенно в жизни, в профессии.
— Что приносит вам моральное удовлетворение в жизни?
— Чувство честно исполненного долга, понимание, поддержка и уважение окружения, любовь близких.