«Эффективный способ контроля каждая компания должна выбирать исходя из собственных потребностей и задач, — рассказала Наталья Барахтенко, руководитель группы консультантов кадрового холдинга АНКОР в Иркутске. — Например, электронные регистраторы могут быть использованы на производстве; видеонаблюдение и контроль ПК, как правило, используются в торговых залах либо в офисах open space, а также в банках. Но чаще всего компании используют комплексный анализ трудовых и технологических процессов и сопоставляют их с корпоративными стандартами, принятыми в компании».
Контроль сотрудников позволяет руководству «держать руку на пульсе» всего, что происходит в рабочем коллективе, и предотвращать очень многие неприятные для себя моменты. Алексей Бунтин, руководитель отдела продаж ООО «Пасифик Авто»: «В автобизнесе контроль рабочего времени необходим. У сотрудников отдела продаж в период планового отсутствия задач образуются «окна» в течение рабочего дня. Мониторинг позволяет перераспределять работы и вовлекать сотрудников в смежные сферы деятельности. Секрет эффективного контроля за работой сотрудников кроется в индивидуальном подходе. Необходимо присмотреться к каждому сотруднику и выяснить, какими знаниями и навыками он обладает, применяет ли их в работе и если нет, то почему. В нашей компании в режиме реального времени отслеживаются показатели эффективности работы каждого специалиста. По таким чек-листам вносятся корректировки в планы, даются рекомендации. Таким образом, человек видит не только те сферы, в которых ему нужно «поднажать», но и то, какую заработную плату он получит по итогам месяца».
Алевтина Баранова, сотрудник кадрового агентства Right way: «Контроль укрепляет корпоративную дисциплину. Важно грамотно проинформировать сотрудников, показать им пример того, что на работе следует выполнять свои должностные обязанности, а не обсуждать новинки видеоигр и новости социальных сетей. Увеличивается рост производительности труда, появляется возможность точного планирования времени, необходимого для совершения того или иного вида деятельности».
Саадат Кузнецова, руководитель отдела кадров ООО «Авторитет-Авто»: «Система мониторинга является удобным средством анализа бизнеса. Она позволяет вовремя выявлять проблемы организации труда сотрудников, оценивать их профессиональные качества и эффективность работы различных структурных подразделений организации. Если не проводить такого рода мероприятия, компания может понести убытки вследствие простоев, отсутствия нормативов и нечеткого распределения функциональных обязанностей между подразделениями».
Однако подобный контроль несет в себе и ряд отрицательных моментов. Во-первых, средства контроля могут использоваться испытывающими друг к другу неприязнь сотрудниками для ведения кулуарной борьбы. Второй негативный момент заключается в том, что некоторые ценные сотрудники, привыкшие к отсутствию строгого контроля за своей деятельностью, могут отказаться от продолжения работы в данной организации, мотивируя свое решение отсутствием доверия со стороны руководства.
Сергей Кривоносов, директор ООО «Эльдорадо»: «Контроль в нашей компании происходит за счет бейдж-авторизации. Это позволяет отследить присутствие сотрудника на рабочем месте и выполнение его обязанностей, ведь все процедуры он производит через свой бейдж. В торговом зале полно видеокамер, а поведение персонала строго регламентировано. Но я уверен, что секрет высокой эффективности работы сотрудников не в повышенном контроле. Ни один работодатель не должен забывать о том, что задача, которую он ставит, должна быть понятна не только руководителю, но и подчиненному. Она должна быть достижима, оговорены конкретные сроки ее выполнения. Тогда и многие элементы контроля просто не будут иметь под собой основы. Когда за сотрудником постоянно следят, контролируют любое его действие, он чувствует себя зайцем, загнанным волками. В таких ситуациях он не будет чувствовать комфорта, а значит, станет работать хуже. Человек только тогда будет работать эффективно, когда к нему станут относиться по-человечески. И в таких условиях не нужен никакой контроль».
Наталья Барахтенко: «Сотрудники обязательно должны быть поставлены в известность о том, какие методы контроля используют в компании. В большинстве случаев подчиненные готовы к контролю со стороны работодателя и понимают, для чего это необходимо. Однако взамен они ожидают доверия со стороны руководства, а также честности и порядочности.
Организация процесса контроля рабочего времени должна происходить поэтапно. Необходимо изначально понимать цели и задачи внедрения инструментов контроля. Необходимо разработать стандарты, показатели, с помощью которых можно описать количество времени, которое сотрудник затрачивает на то или иное действие, а также KPI. К контролю рабочего времени сотрудника нужно подходить системно и применять его даже к самым успешным сотрудникам».
При создании любой системы контроля необходимо учитывать особенности человеческого поведения. Сотрудник службы персонала должен провести беседу с наблюдаемыми работниками: объяснить цели и методы проведения мониторинга, ответить на все возникшие вопросы. «Раньше при расчете оптимального количества персонала экономисты по труду пользовались отраслевыми нормативами, теперь наиболее эффективные инструменты нормирования — хронометраж и фотография рабочего дня. На их основе сотрудники службы персонала делают выводы о наличии проблем в компании, масштабах и причинах потерь рабочего времени, намечают мероприятия по совершенствованию труда и производства. Если вы сумеете грамотно организовать свое рабочее время и рабочее время тех сотрудников, которые трудятся под вашим началом, то вы очень скоро заметите положительную динамику в работе вашей компании», — считает Кузнецова.
Алевтина Баранова: «Совершенно очевидно, что осуществлять контроль за работой сотрудников только лишь видеокамерами или электронными фиксаторами фактического прихода недостаточно. Поэтому, как мне кажется, наиболее рациональным будет использование хотя бы нескольких мер одновременно. Например, установить при входе в офис устройство, считывающее специальные микрочипы, заранее розданные всем сотрудникам. Во всех офисных помещениях установить камеры видеонаблюдения, а на всех компьютерах программы, ограничивающие доступ к социальным сетям и развлекательным порталам. На мой взгляд, подобный ряд мер прост, распространен и наиболее эффективен. Другой вопрос: как на появление этих мер отреагируют сотрудники? Людям нужно точно, четко и категорично изложить новые правила, однако сделать акцент на том, что это во благо компании и самих же сотрудников.
Итак, как в моем понимании должна выглядеть схема введения на предприятии мониторинга рабочего времени: сначала нужно заранее предупредить персонал об ужесточении контроля за его работой. После этого установить всю необходимую аппаратуру и проследить за реакцией работников. Если что-то пойдет не так, то можно либо ослабить какие-то меры, либо, напротив, ужесточить и добавить новые. Главное, чтобы рабочее пространство не напоминало тюрьму или «реалити-шоу», где человек будет бояться, что за каждым его шагом пристально следят. Контроль должен быть, но он не должен мешать рабочему процессу. Не стоит забывать, что работники — это прежде всего живые люди. Им следует давать немного времени на отдых».
Наталья КОМИССАРОВА