С начала 1990-х Александр Ролик занимал руководящие посты в государственных структурах власти в крае, пока, наконец, 5 октября 2016 г. не стал «вторым человеком» Приморья — он был избран председателем Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК).
Александр Иванович Ролик родился 28 апреля 1956 г. в Ростове-на-Дону. В 1978 г. окончил юридический факультет Дальневосточного государственного университета, в 1991 г. — Дальневосточный социально-политический институт. Кандидат юридических наук. Заслуженный юрист РФ. С 1981 г. по 1992 г. проходил военную службу на оперативных и руководящих должностях в органах государственной безопасности. С 1992 г. по 2003 г. служил в органах налоговой полиции, в том числе на должности начальника Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Приморскому краю, с 2003 г. по 2010 г. — в органах наркоконтроля на должности начальника Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Приморскому краю. С 2010 г. по октябрь 2012 г. — начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю. С октября 2012 г. — вице-губернатор Приморского края по вопросам внутренней политики, взаимодействия с Законодательным собранием ПК, Избирательной комиссией ПК и органами местного самоуправления.
18 сентября 2016 г. избран депутатом ЗС ПК шестого созыва от приморского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». 5 октября 2016 г. избран председателем Законодательного собрания Приморья.
— Александр Иванович, помните вы или нет, но за последние 20 лет вы становились героем рубрики «Персона» в «Конкуренте» четыре раза — по числу ваших рабочих мест. Сейчас — пятый…
— Знаете, согласно одной из теорий управленческой деятельности, человек на новом месте работы проходит несколько этапов развития. Причем определенным образом. Первые три года он набирает опыт, потом в течение пары лет удерживает прочные позиции, уверенно решая задачи, старые и новые, в полном объеме. В последующие два года работоспособность и эффективность плавно снижаются, а если человек просидел на одном месте свыше семи лет, то показатели просто падают. Чтобы вернуть человека к работе, требуется его переместить: по вертикали либо по горизонтали. Недаром, кстати, сейчас для всех федеральных структур предусмотрен принцип ротации: пять лет отслужил — иди в рост либо переезжай в другой регион.
— Видимо, при вашем опыте «горизонтальных» перемещений переход с позиции госслужащего, заместителя главы региона, в депутаты прошел легко?
— Работая в правоохранительных органах, я занимался правоприменительной практикой, в органах юстиции — в том числе мониторингом правоприменения и соответствия краевых законов федеральным, выполняя в большей степени контрольные функции. Законодательное собрание — это сфера правотворчества, принятия новых и совершенствования существующих законов плюс депутатская деятельность в округе. В новом деле я только осваиваюсь, и это, конечно, займет определенное время. Но вообще думаю, что ближайшие пять лет мне придется работать и учиться одновременно.
— Парламент Приморья иногда называют местом для одобрения законов по указаниям из краевой администрации. А как вообще, с вашей точки зрения, Законодательное собрание должно вести себя в отношениях с исполнительной властью?
— Начнем с того, что исполнительная и законодательная — это две ветви одной государственной власти. Перед обеими стоят одни и те же цели — социально-экономическое развитие территории и улучшение жизни приморцев. Мы должны работать в тесном взаимодействии для их достижения.
Мы ведем себя конструктивно с администрацией края. И, кстати, никогда приморские депутаты не «штамповали законы по указке»! Само это выражение — скорее штамп, причем введенный с определенными целями. Не забывайте, что губернатор является субъектом права законодательной инициативы, и, реализуя это право, он вносит законопроекты, необходимые для решения стоящих перед органами государственной власти задач. Как это делают и другие субъекты права законодательной инициативы: депутаты и комитеты ЗС ПК, прокурор края, представительные органы местного самоуправления и т. д.
— Не беспокоит ли вас, что в ЗС ПК шестого созыва пришло много новичков, без опыта депутатской работы?
— Депутаты избраны населением. Кому люди доверили, те и получили мандаты. Действительно, больше половины — 21 человек из 40 — не работали в предыдущем созыве. С точки зрения обновления института власти это нормально. Соотношение 50/50 — практически оптимальное. «Новая кровь» всегда полезна. Это люди, которые работали в органах местного самоуправления, были депутатами представительных органов муниципальных образований, состоялись как личности на государственной, муниципальной службе либо в бизнесе. «Молодые» депутаты способны привнести новые идеи и предложить новые форматы работы по всем направлениям. Они быстро освоятся во взаимодействии с более опытными коллегами. Тем более что наиболее подготовленные «старослужащие» возглавили комитеты ЗС ПК.
— Есть ли законодательные инициативы, которые, на ваш взгляд, должны быть внесены в ближайшее время? Чего более всего не хватает в краевой правовой базе?
— На сегодняшний день действуют 320 краевых законов, которыми, на мой взгляд, урегулированы практически все сферы правоотношений, как по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъекта, так и по вопросам собственной компетенции Приморского края. Если в процессе мониторинга правоприменения выявляются пробелы в правовом регулировании, то органами государственной власти незамедлительно принимаются меры по устранению данных лакун.
Все законы должны быть понятны людям и работать эффективно. В этой связи, на мой взгляд, необходимо совершенствование краевого законодательства, регулирующего такие сферы правоотношений, как обеспечение служебными жилыми помещениями работников медицинских и образовательных учреждений, поддержка граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, работа малокомплектных школ, предупреждение болезней животных, опасных для человека, отлов и содержание безнадзорных животных. Как спикер, считаю необходимым установление ответственности депутатов, уклоняющихся от исполнения своих обязанностей принимать личное участие в работе комитетов и заседаниях ЗС ПК. По такому пути, кстати, пошли недавно депутаты Государственной думы.
— А когда вы шли на выборы, то какие пожелания в основном высказывали вам избиратели?
— Да ничего сверхъестественного. Когда я встречался с трудовыми коллективами и избирателями во дворах, мы говорили, может быть, о самых приземленных, но важных вещах. Людей волнуют проблемы доступности и качества медицинских услуг, состояния дорог и тротуаров, по которым они передвигаются, недостаточности детских и спортивных площадок, уличного освещения, охраны общественного порядка.
За последние годы у меня сформировалось определенное видение пирамиды общественных проблем. Используя полномочия депутата, я продолжаю работать над их решением. Это касается в том числе Артема и части Советского района Владивостока — территорий, от которых я прошел в депутаты. Совместно с главами этих городов будем решать волнующие жителей проблемы путем формирования соответствующих муниципальных программ, включения тех или иных вопросов в краевые государственные программы, инициирования совершенствования краевого и федерального законодательства. Куда идти и что нужно делать, нам понятно.
— Как вы оцениваете работу фракции партии «Единая Россия», оппозиции в ЗС ПК?
— Мы с уважением относимся к представителям иных фракций и настроены на совместную конструктивную работу с ними. Однако самая большая фракция, куда вхожу и я сам, — это «Единая Россия», нас 25 человек.
Все важные социально значимые законопроекты обсуждаются на заседании нашей фракции. Проходят они далеко не всегда просто и гладко. Каждый депутат — личность, у каждого есть свои представления, собственные оценки происходящих в крае событий. На заседания нашей фракции регулярно приходит губернатор Владимир Миклушевский, с его участием рассматриваются многие вопросы, которые в дальнейшем выносятся на заседания Заксобрания. Думаю, эта практика, которая зародилась в прошлом созыве, не должна быть потеряна.
Ключевые вопросы, где объединяются усилия, — социально-экономические, вопросы привлечения инвестиций, эффективной реализации тех федеральных законов, в разработке которых мы принимали участие (ТОР, свободный порт Владивосток, «дальневосточный гектар»). Эти фундаментальные законы на определенном этапе помогут прорывному развитию Приморья. И мы добьемся того, с чем шли на выборы.
Позиция моя и моих коллег простая: здесь мы живем и уезжать не собираемся. Хотим, чтобы Приморский край стал лучшим субъектом не только на Дальнем Востоке, но и в целом в стране. Чтобы наши дети и внуки не хотели покинуть край. Чтобы те, кто приехал в регион, хотели бы здесь остаться.
— Приморье делегировало в Государственную думу трех одномандатников-единороссов, еще один член «ЕР» прошел по партийному списку. С ними получается работать в одной упряжке?
— В соответствии с регламентом Госдумы, в каждом месяце есть депутатская неделя, которую народные избранники обязаны проводить на территории. Виктор Пинский, Сергей Сопчук, Владимир Новиков, Виктория Николаева приезжают и регулярно присутствуют на наших заседаниях. Как и сенатор Людмила Талабаева — еще одна опора Приморья в федеральном центре.
Мы договорились с нашими депутатами Госдумы о поддержке законодательной инициативы Заксобрания «О внесении изменений в статью 92 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части установления возможности лишения государственной аккредитации образовательной организации только по окончании текущего учебного года. Заручились поддержкой инициативы о внесении изменений в закон о государственной границе в части предоставления возможности рыбопромысловым судам неоднократного пересечения госграницы для перехода через территориальное море РФ из одного района промысла в другой без многократного осуществления пограничного и таможенного контроля. Депутаты Госдумы пообещали поддержать наши обращения в Государственную думу по вопросам внесения изменений в Лесной кодекс в части совершенствования регулирования вопросов защиты лесов от вредных организмов, а также обращение по вопросу установления федеральным законом права на досрочное назначение страховой пенсии по старости работникам противопожарных служб субъектов Российской Федерации.
Конструктивное сотрудничество будет продолжаться и по вопросам местного значения. Допустим, на заседании фракции я обозначил проблему оборудования федеральной трассы М-60 в районе поселка Угловое. Там есть пешеходный переход — зебра, но нет светофора, а если по-хорошему, то нужен виадук. Это наказ избирателей. И ведь вопрос-то, казалось бы, не самый серьезный, но на краевом уровне он не решается! Дело в том, что федеральная трасса находится в распоряжении Росавтодора. Долгое время мы пробовали решить вопрос через профильный департамент администрации края, но результата так и не добились. Теперь Сергей Сопчук взялся помочь с решением данной проблемы. Вот так мы и будем работать, получая наказы от жителей. Отмечу, депутат Госдумы Владимир Новиков — еще и председатель Совета муниципальных образований Приморского края. Данная общественная нагрузка позволяет ему не отрываться от территории, а быть постоянно в курсе того, что здесь происходит. Так что мы объединяем наши ресурсы, и выходит, что и с федеральными нашими парламентариями мы работаем в одной команде. И это правильно.
— Вы юрист с очень большим стажем и опытом. Интересно, в какой степени знания, полученные вами в уже далеких семидесятых-восьмидесятых годах, пригодны сегодня?
— Помнится, сразу по окончании университета я считал себя высоко подготовленным юристом… Почти по всем предметам у меня были пятерки, во всех отраслях права я хорошо разбирался. Теоретически, мог реализовать себя в любом направлении правоприменения. Я занялся преподавательской и общественной деятельностью, поступил в аспирантуру, а вскоре пошел на службу в органы госбезопасности. Без знаний и базовых принципов, которые я получил в советское время в ДВГУ, впоследствии была бы невозможна успешная работа в федеральных структурах и администрации края.
Всегда высоко ценил уровень подготовки специалистов университета, и хорошо, что эти традиции перешли в Юридическую школу ДВФУ. С этой школой я поддерживаю контакты, так как занимаюсь научной работой. В 2003 году защитил кандидатскую диссертацию, сейчас работаю над докторской. Тема? Занимаюсь проблемами наркопреступности, планирую, если сложатся звезды, в следующем году выйти на защиту. Все-таки я отдал семь лет работе в Госнаркоконтроле и собрал большой эмпирический материал, а параллельно, кстати, преподавал. Сейчас систематизирую, обобщаю полученные знания, определяю свои подходы. Надеюсь, мой опыт будет полезен молодым людям, которые хотят стать юристами и занимаются правоприменительной деятельностью.
— Вы работали в органах госбезопасности в ту эпоху, когда Владивосток был закрытым городом. Сегодня Владивосток стремится стать центром международного сотрудничества России в АТР. А не станет ли он заодно и центром организованной преступности, стремящейся взаимодействовать с «коллегами» из Азии?
— С одной стороны, Азиатско-Тихоокеанский регион является одним из центров глобальной экономики и в перспективе, по мнению многих, станет ее локомотивом. Россия — это естественный мост между Европой и Азией. Руководство страны ставит задачу полноценной экономической интеграции в АТР на уровне субъектов Федерации Дальнего Востока. Сегодня вектор интереса многих стран и бизнесменов направлен на Приморье, чья инвестиционная привлекательность растет. Очевидно, что организованная преступность всех стран региона использует возможности международной экономической интеграции в своих целях. Я мог в этом убедиться, когда руководил краевым управлением наркоконтроля. Мы постоянно во взаимодействии с коллегами из ФСБ вскрывали и пресекали международные сети российских и зарубежных наркоторговцев. Но Владивосток все же не станет центром организованной преступности по объективным и субъективным причинам. Во-первых, наши правоохранительные органы способны эффективно противодействовать оргпреступности, в том числе и международной. Во-вторых, в России нет тех либеральных форм оборота капиталов, которые привлекают преступные сообщества для легализации своих доходов.
— Александр Иванович, вы в российском Крыму уже побывали?
— Я там отдыхал, когда был офицером госбезопасности, в ведомственном санатории… Конечно, хотелось бы съездить в Крым сейчас! Слышал, что там почти ничего не изменилось с советских времен, что само по себе интересно. Притягивает и Сочи, куда я приезжал еще до проведения Олимпиады, так что интересно было бы своими глазами увидеть, какие там произошли изменения в плане инфраструктуры. Я ведь увлекаюсь горными лыжами и катался в Красной Поляне, когда там был один-единственный кресельный подъемник. Значит, в Сочи нужно ехать зимой, а в Крым — летом. Но все же лучше отдыхать у нас в крае, где есть и море, и тайга, и возможность покататься на лыжах зимой.
— Кроме горных лыж, какими способами снимаете напряжение?
— Посещаю церковь, потому что получаю там определенный заряд. Захожу в храм — надо мной купол, а оттуда исходит положительная энергия. Знаете, в последнее время, будучи вице-губернатором, курировавшим вопросы внутренней политики, постоянно пребывал в состоянии, так сказать, высокого внутреннего напряжения. А человек — не механическая пружина, он должен иметь возможность разрядки. Каким образом? Летом — море, зимой — горные лыжи, а храм — круглый год — для души.
— Наверное, когда уходили из чиновников в депутаты, ваша семья рассчитывала, что вы наконец-то начнете проводить с ней больше времени…
— Близкие надеются, что я буду больше бывать дома. Я, кстати, понял ваш намек: уже глубокий вечер. Но у меня, как видите, полная приемная записавшихся, и после вашего ухода буду со всеми работать.