2016-12-13T18:57:20+10:00 2016-12-13T18:57:20+10:00

Неизвестные «игреки»

Что с ними делать

«Они слишком амбициозны! Они постоянно сидят в социальных сетях! С ними трудно найти общий язык!» С легкой руки экспертов это поколение, родившееся в период со второй половины 1980-х до начала 2000-х, получившее название Y («игреки»), признавалось необучаемым. Изменилось ли что-то?

По словам экспертов, у молодых соискателей отчетливо выражено стремление получать удовольствие: от общения, тусовок, работы. Отсюда отношение к деньгам: запросы по ожидаемой заработной плате не всегда соответствуют реальным компетенциям и опыту, что часто вызывает негодование у старшего поколения, привыкшего полагаться только на себя и свои знания.

Сергей Кодолов, учредитель ООО «ВладРемонт»: «Ко мне на практику приходили школьники 9–11 классов. Они не желали прикладывать никаких физических усилий и вместо того, чтобы потратить две секунды на забивание гвоздя, тратили 20. Как только я отворачивался, они ныряли с головой в телефон и играли там во что-то. Никакой интеллектуальной деятельности выявлено не было.

Те, кто постарше и учится в институтах, мотивацию имеют — это отдых. Они не желают копить на машину, они хотят сорвать куш и спустить его немедленно. Например, у меня было три парня, которые в день красили по 300 м. Однажды в пятницу им очень хотелось на море, а оставалось еще 700 м недокрашенных. Что вы думаете? Они их докрасили и вечером уже мчались на острова. Ребята едут в Корею работать гастарбайтерами в надежде разжиться миллионами. Амбициозные ребята такие. Кстати, среди амбициозных есть еще один подтип — мамин бизнесмен. Это те, кто к своему возрасту все еще сидит под уютным и теплым крылом финансовой зависимости от родителей. То есть если что не пошло, мама всегда оплатит».

К труду такие относятся через приз­му игры, получения новых знаний, впечатлений, эмоций, а не в парадигме «надо/должен». Работа для них — не самоцель. Андрей Анисимов, предприниматель: «Это поколение игры, и обучаются они в игровой форме. Даже дети понимали, что школьные программы безнадежно устарели, а программы институтов актуальны только частично. В результате надо было уже в обучение завлекать в игровой форме. Они очень легко схватывают информацию в мире гаджетов и компьютерных технологий».

Понятно, что часть присущих поколению Y свойств демонстрировали, будучи молодыми, и их старшие товарищи. Однако есть и отличия — из-за того, что новая волна и предыдущие «призывы» работников формировались в разных условиях.

Максим Вакуленко, директор русского парка «Изумрудная долина»: «Поколению Y сейчас 25–30 лет. Это люди, рожденные во времена перестройки, вне социума. Система ценностей этого поколения кардинально другая. Эти люди хотят развивать себя, потом строить семью и только потом помогать социуму. Поколение Y — техногенное, применяющее многозадачность в этой сфере. Возьмем обычный телефон: на нем и книги читают, и проект рассчитывают, и чатятся. Эти люди ставят под сомнение многие факторы, они склонны подвергать критике духовные, моральные, религиозные ценности. Мы отличаемся тем, что у нас нет героев, только кумиры, будь то политики или звезды эстрады и кино».

Отсюда у них и слабый страх потери работы, и неготовность терпеть безапелляционно жесткие правила работодателей. К тому же старшее поколение, росшее в эпоху ограниченных свобод, старалось как можно меньше мешать проявлению свободолюбия в наследниках.

Максим Селезнев, директор консалтингового агентства «Бизнес-Эксперт»: «На наше поколение пришелся огромный шквал информации разного рода и толка. Если смотреть, как это повлияло на определенный класс наемных работников, то могу сказать, что за рабочие места они не держатся. У некоторых при наличии огромных амбиций нет ничего, что могло бы подкрепить эти амбиции. Многие ребята обладают гигантским багажом знаний, но никак не могут его применить».

Выход в глобальное информационное пространство дает подпитку амбициям молодых: они ищут и находят там истории успеха, близкие им. «Как появилось это поколение? Все просто: мы росли во времена капитализма, с детства уже пытались продавать что-то. Из таких детей выросли хорошие продажники, а именно они и создают потом свой бизнес», — считает Максим Селезнев.

Но из-за слабой сосредоточенности на задаче влиться в рабочий коллектив «игреки» не предпринимают достаточных усилий, чтобы стать частью команды, рискуя упустить нечто существенное для себя. «Тем, кто достиг порога тридцатилетия, все эти гаджеты особо и не нужны. То есть они могут пользоваться уже готовым продуктом, но создать что-то свое — увольте. Те, кто старше 30, распределены по четырем категориям: хорошие специалисты, они же крепкие хозяйственники, предприниматели, те, кто вечно на суете (непонятно чем занимаются, но заняты всегда), и те, в чьей жизни есть только одна цель — успеть магазин до 22:00», — сказал Сергей Кодолов.

Что с ними делать? А ничего, считают некоторые работодатели, полагаясь на время и собственные отработанные навыки управления. Максим Селезнев: «Как мотивировать таких сотрудников? Во-первых, к каждому должен быть индивидуальный подход, во‑вторых, надо понимать, какие преференции (внешние или внутренние) преобладают в человеке. На собеседованиях становится понятно, что, по большей части, люди хотят признания и очень зависят от мнения окружающих. Из 24 менеджеров 20 можно мотивировать обещанием, что фото лучшего работника месяца будет висеть на всех баннерах города, и только четыре хотят карьерного роста. Этим людям на почту присылают индивидуальный план развития, и они уже сами пошагово двигаются».

Андрей Анисимов: «Я вообще считаю, что каждое поколение призвано исполнить какие-то задачи. Эти ребята должны обновить мир в какой-то степени, поэтому они не поддаются обучению в старых, заскорузлых форматах. Им нужны новые задачи, новые открытия. На работе они будут прекрасными специалистами, если дать им немного ответственности. Они должны понимать, что от них что-то зависит. В противном случае их можно сразу увольнять».

Василий Ожерельев, учредитель компании «Квадротур»: «В отличие от прошлого поколения, нынешнему походит только индивидуальная мотивация. Вариантов, чем мотивировать человека, не много: деньги, возможность карьерного роста, прекрасный коллектив, общественное признание. У каждого своя морковка, которая висит перед носом.

Мы изначально берем тех, кто хочет заниматься любимым делом, и отсекаем тех, кому важны только деньги. На собеседовании выявляется большая часть таких соискателей, а во время испытательного срока уходят те, кто не сразу открылся. Если выбор встает между сотрудником, который на любую просьбу спрашивает: «А что мне за это будет», и тем, кто глупых вопросов не задает, то всем становится очевидно. Как правило, тот, кто не задает вопросы, еще и свою работу выполняет лучше».

Однако, уверены эксперты, значительное число компаний все-таки ищет возможности сочетать специфические способы мотивации для нового поколения с традиционными приемами менеджмента. Ведь рынок сейчас столкнулся с демографическим спадом в возрастной категории от 24 до 30 лет. Работодатель вынужден соревноваться за специалистов, учитывая специфику этой возрастной категории.

Максим Вакуленко: «Это банальная проблема отцов и детей, которая не раз описывалась в литературе. Я не могу сказать, что поколение Y — это неожиданность или какое-то очень необычное поколение. В период с 1910 г. по 1930 г. было поколение победителей — яркие личности, призванные выигрывать и побеждать, потом поколение советского периода — они были очень законопослушные и приземленные, в районе 70-х появилось поколение Х — они были ориентированы на подъем Советского Союза, эдакая «пятилетка за три года».

Насчет следующего поколения сказать сложно, но, по моим наблюдениям, поколение, которое родилось во времена переизбытка, будет отличаться малой компетенцией достижения результата. Естественно, что мотивация любого поколения будет отличаться от предыдущего. Сейчас командная мотивация уходит в прошлое. Она все еще работает, но не так хорошо, как на поколении X. Сейчас к каждому нужен индивидуальный подход».

Диана БЕЛАЯ


КОММЕНТАРИЙ

Евгений Шкарупа, руководитель комитета по молодежному предпринимательству приморского отделения «Опоры России»: «Я принадлежу к этому поколению, и, конечно, мне хочется сказать, что за нами будущее. Это более мобильное, амбициозное поколение. Посмотрите, с какой скоростью живет мир. Раньше, если царь издавал указ, то требовался минимум месяц, чтобы на лошадях этот приказ доставить в дальние провинции. А сейчас написал пост на Facebook, и его уже на другой стороне земного шара комментируют. В таких условиях быстрого распространения информации конкурентное преимущество получают те, кто способен быстрее обработать полученную информацию и пустить ее в дело, те, кто способен быстрее принимать решения. В остальном же — возьмите книгу И. С. Тургенева «Отцы и дети»: нюансы меняются, основной конфликт — нет. Ну не нравятся взрослому поколению идеи молодого. Это нормально, я думаю, что так всегда было и будет».