2018-03-02T08:36:01+10:00 2018-03-02T08:36:01+10:00

«Форменное» издевательство или нормальное звено кооперации?

Почему дресс-код хорош до тех пор, пока требования не становятся абсурдными

Ни у кого не возникает вопросов, когда от судебного юриста требуют носить деловой костюм, а от официанта, продавца или сотрудника сервисной службы — униформу. Но так ли важен корпоративный стиль одежды для офисных сотрудников?

Рекрутеры и многие руководители уверены, что дресс-код способен даже из разношерстной толпы сделать одну большую команду. Именно из-за этого «волшебного» свойства офисного стиля почти все современные начальники ратуют за строгие костюмы, колготки в 30-градусную жару и классические черные или коричневые туфли.

«На одном из моих прежних мест работы (крупная торговая сеть) руководители сначала не устанавливали дресс-код в офисе. Как там девочки изощрялись! Юбки короче некуда, стриптизерские туфли и другие ужасы. У меня полномочий наказывать таких сотрудниц не было, а наверху на это закрывали глаза, — рассказала специалист ВЭД. — Пока не случился скандал. Срочно нужен был переводчик на важные переговоры. А переводчик — практически без юбки, с нелепым макияжем. Ее вернули со скандалом. Потом еще был случай, когда начальник отдела коммерческого департамента явилась в колхозных штанах каких-то и свитерке, открывающем живот, на деловую встречу. Тогда спохватились и приказом ввели дресс-код».

Руководитель направления по подбору персонала кадрового агентства «Проспект» Анастасия Маньшина: «Начнем с того, что в переводе с английского это «кодекс одежды». А, в свою очередь, кодекс, если говорить просто — сборник, содержащий некие нормы. Так что, говоря о дресс-коде в компаниях, мы понимаем, что везде он свой, в зависимости от сферы деятельности компании, корпоративной культуры.

Наличие дресс-кода в современном мире совершенно не всегда означает «белый верх, черный низ» и т. д., как привыкли думать многие. Например, в компании Google формально такое понятие, как дресс-код, отсутствует. Тем не менее есть несколько негласных правил, которых сотрудники стараются придерживаться. Качество и стиль одежды в этой компании важны в основном для сотрудников отделов продаж и топ-менеджеров. Они практически всегда должны носить рубашки, брюки более формализованного стиля. Всем остальным — стажерам, программистам и менеджерам среднего звена — позволено ходить в чем угодно. Кроссовки, футболки, джинсы, шорты и даже угги — все это вполне вписывается в представления Google о том, как должен выглядеть среднестатистический сотрудник.

Конечно, мы не можем себе представить, что, например, в банке нас встретит специалист в шортах и уггах!»

Дресс-код должен быть там, где он уместен. В той степени, в которой это уместно. В противном случае «несвобода выбора», по словам некоторых соискателей, может угнетать. С другой стороны, неподобающий внешний вид сотрудников вполне способен сыграть злую шутку с репутацией компании.

Татьяна Семенченко, руководитель ювелирной сети «Золотой жук»: «Сейчас половина менеджеров одевается менее формально, чем пять лет назад. Но порой работодатели предъявляют требования, совершенно непонятные как подчиненным, так и их знакомым. Скажем, нередко правилами дресс-кода регламентируется длина ногтей, прическа (с распущенными волосами нельзя) и стоимость украшений (по мнению некоторых руководителей, бижутерию видно за полверсты). Как бы то ни было, но столь абсурдные на первый взгляд условия обязательны для тех, кто трудится в этих фирмах. И тут уж неважно, за ты или против: не хочешь следовать общепринятым нормам — ищи другую работу. Кандидат должен заранее поинтересоваться, какой стиль одежды принят в компании, и решить, готов ли он его принять».

«У нас в компании существуют требования к внешнему виду офисных сотрудников, причем владелец компании требует не просто костюмы в деловом стиле, а непременно серого или синего цвета, — рассказал программист в компании по производству хлебобулочной продукции. — Чтобы не получить замечание и осуждение, приходится тратиться на покупку, а потом в любую погоду париться в пиджаке — конечно, это напрягает. Это еще что — для сотрудниц у нас запрещен рыжий цвет волос!

Структура нашей компании не усредненная, у каждого отдела свои задачи — считаю, от этого и должны зависеть требования соблюдения дресс-кода. Например, работа с клиентами подразумевает представительский вид, там дресс-код необходим для дела. Но если я приду в свой отдел в деловом костюме, все просто покрутят пальцем у виска — я программист, кэжуал-одежда, конечно, уместней. Да, в любой компании есть сотрудники бэк-офиса — системные администраторы, специалисты службы технической поддержки и т. д., которые работают в отдельном помещении и не встречаются не только с клиентами, но даже и со своими сослуживцами. И приходить на работу в строгом деловом костюме с галстуком им, на мой взгляд, не обязательно.

Даже для сотрудников отдела по работе с клиентами сегодня уже дресс-код необязателен: большая часть общения происходит по интернету, а переговоры проводятся по Skype, и неважно, какой у сотрудника каблук или парфюм. Короче, дресс-код должен устанавливаться не на уровне фирмы, а на уровне отдела. Но у нас почему-то повсеместно тотальная уравниловка. Кстати, я слышал, в Москве есть высотные здания, сдающие помещения под офисы, так вот одно из правил сдачи — всем сотрудникам во всех фирмах следовать дресс-коду. И такое вот бывает…»

Ирина Лобанова, директор HR-департамента «Русской рыбопромышленной компании»: «Многолетняя практика доказала, что именно строгий деловой стиль в одежде формирует имидж организации, делает ее сотрудников единым целым и, что важно, исключает ненужное в рабочем процессе обсуждение гардероба коллег. Форменная одежда служит знаком принадлежности сотрудника к конкретной организации, и требование работодателя соблюдать правила ношения рабочей одежды вполне разумно, так как это нужно для имиджа компании. Бытует мнение, что дресс-код создавался не столько для служащих, сколько для клиентов. Единый стиль в одежде сотрудников создает впечатление серьезной организации. Как правило, дресс-код соответствует другим элементам фирменного стиля (бланкам, буклетам, визиткам, плакатам, логотипу, вывескам, дизайну интерьера и т. д.), что, несомненно, положительно сказывается на репутации компании, вызывает уважение со стороны потребителей, партнеров и конкурентов».

В то же время дресс-код дисциплинирует сотрудников фирмы. И на самом деле, надев на себя строгий костюм, человек автоматически настраивается на рабочий лад. Единый стиль в одежде сотрудников не отвлекает на себя ненужное внимание, оставляя возможность думать лишь о работе.

Максим Гарбер, руководитель филиала компании «Транспорт девелопмент групп»: «Дресс-код предназначен для того, чтобы сотрудники организации выглядели в едином стиле и поддерживали тем самым брендовый имидж организации. В первую очередь, чтобы все выглядели опрятно и одинаково. На мой взгляд, помимо того, что работник должен являться звеном общей корпорации, основной его задачей является эффективность на рабочем месте. Но зачастую дресс-код не способствует выполнению должностных обязанностей, потому что сковывает движение; неудобно находиться на рабочем месте — просто некомфортно.

Кроме того, дресс-код хорош до тех пор, пока требования не становятся абсурдными и буквально не начинают посягать на личную жизнь сотрудников. Одно дело — рекомендовать определенный стиль, а другое — диктовать правила относительно того, какую стрижку можно делать. Дресс-код не должен быть единообразным, это должен быть более гибкий подход, с тем, чтобы достигать главной цели — эффективности работника на рабочем месте».

Татьяна ПОНОМАРЕНКО

 

КОММЕНТАРИЙ

Виталий Комогорцев, адвокат коллегии адвокатов Приморского края «Комогорцев, Михалев и партнеры»: «По закону у российских работодателей есть право требовать от своих подчиненных соблюдения дресс-кода. В ст. 189 Трудового кодекса (ТК) говорится о том, что работодатель в локальных нормативных актах (положениях, правилах внутреннего трудового распорядка, кодексе корпоративного поведения) и трудовых договорах может определять правила поведения, которые обязательны для всех сотрудников компании. За несоблюдение дресс-кода сотруднику могут объявить выговор. Игнорирование общих требований к внешнему виду может также повлиять на решение работодателя признать сотрудника не прошедшим испытательный срок. Договор с таким работником прекращается в упрощенном порядке: по закону в этом случае достаточно за три дня до увольнения вручить сотруднику письменное уведомление.
 

В то же время приказ или же другой локальный акт, навязывающий определенный стиль, когда в нем с точки зрения здравого смысла и целесообразности отсутствует необходимость, можно расценить как ухудшающий положение работника (статья 57 Трудового кодекса) и даже дискриминационный, а сам локальный акт — как нарушение работодателем трудового законодательства».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ