Этот молодой человек говорит так, будто воспитывался рядом с мудрым учителем Востока. Хотя родился в обыкновенной сельской семье, где помогал отцу на поле, управляя рычагами рабочей машины. Что же касается фамилии, то пушка рано или поздно выстреливает. Сегодняшняя его «машина» — это Законодательное собрание.
Войти в историю
— Игорь Сергеевич, каково быть вице-спикером в вашем возрасте? В нынешнем Законодательном собрании собрались достаточно авторитетные люди, у которых за спиной и серьезный бизнес, и солидное общественное положение.
— Я чувствую себя абсолютно комфортно: я учусь, а не учу. И мои «учителя» меня нормально воспринимают — помогают, советуют. Моя должность требует принимать решения, которые выражают мнение большинства, соответствуют его ожиданиям и настроениям. Мне повезло с коллегами, нет таких, с кем я не нашел общий язык.
— Даже с депутатом Бельтюковым, с которым вы ожесточенно препирались на одном из последних заседаний ЗакСа?
— Мы не препирались, а проясняли позиции. Вообще же с Леонидом Геннадьевичем у меня прекрасные отношения. Прав Лысак, сказавший, что Бельтюков уже вошел в историю, а многим еще предстоит для этого серьезно поработать. Поэтому то у Бельтюкова мне еще многому предстоит научиться.
— Как вы можете оценить свою работу в качестве депутата? Что вам удалось сделать из обещанного избирателям?
— Что мне удалось? Я обещал заняться дорогами — они ремонтируются. Обещал, что «Спасскцемент» будет работать, — он в действии. Осенью будет вновь запущен Новоспасский цементный завод. Постоянно работает депутатская приемная, нуждающимся оказывается помощь. Причем я стараюсь решать вопросы системно. К примеру, учителя нас благодарят за то, что начал полноценно работать краевой закон «О статусе учителя».
— Это поможет вам войти в историю?
— На мой взгляд, депутатами становятся потому, что хотят многое изменить и оставить в памяти потомков что-то положительное о себе. Хотя, конечно, в историю можно войти по-разному. Но для меня это не самоцель. Хочется сделать что-то важное и полезное для людей, для страны, для своей семьи.
— Вам не стыдно жить во Владивостоке?
— Отчего же? Я горжусь, что я живу в этом городе. Конечно, Владивосток — не самый чистый город в мире. Но я же люблю его не за то, что он грязный или чистый. Это прекрасный и гордый город, я сроднился с ним, великое будущее Владивостока все мы должны приблизить делами своими.
— Вы к каждой отрасли общественного устройства относитесь с одинаковым пристрастием?
— На мой взгляд, здоровое любопытство присуще каждому человеку с момента его появления на свет. И здесь не нужно спорить с природой, необходимо учиться у нее, даже если тебя одолела усталость. Нужно уметь себя заставить, а дорогу осилит идущий. Не все моменты жизни приятны, в чем-то нужно себя пересиливать.
— В каких случаях приходится прилагать усилия?
— Не могу себя заставить ежедневно заниматься спортом.
Демократ и автократ
— Интереснее быть предпринимателем или законодателем?
— Когда я руководил Первомайским судоремонтным заводом, для меня во всем мире ничего интереснее не было. Я и сейчас считаю, что этой отрасли можно посвятить всего себя. Есть ни с чем не сравнимое удовольствие, когда ты можешь видеть результаты своего труда. Вы когда-нибудь видели судно до и после ремонта?
— Приходилось.
— Тогда, наверное, вы меня понимаете... Будучи генеральным директором «Спасскцемента», я не мог говорить ни о чем другом, как о цементе. Мои друзья постоянно делали мне замечания по этому поводу. Сегодня я работаю в ЗакСе, и повторяется та же ситуация. Я живу своим делом, полностью в него погружаясь.
— Какой вы управленец?
— Когда мы принимаем решение, я стараюсь быть демократом. Когда решение принято и его исполнение возложено на меня, то выполнять его необходимо жестко и без всяких сантиментов. Только так. Каждый должен четко осознавать меру ответственности, возложенную на его плечи. Все должно быть расписано и приведено в действие. По крайней мере, к этому нужно стремиться.
— Вы легко сработались с бывшим директором «Спасскцемента» Владиславом Иваницким? Ведь, когда вы пришли на завод, вам было всего 25 лет.
— Владислав Иваницкий сегодня не номинальный, а работающий председатель совета директоров «Спасскцемента». Благодаря его опыту и таланту мы смогли за три месяца запустить Новоспасский цементный завод, который стоял пять лет и которому все предрекали исчезновение.
Мы до сих пор спорим, но в итоге принимаем-таки решение. Ему надо отдать должное: он принял наше сотрудничество. Ведь мудрый руководитель не тот, кто все делает сам, а кто может делегировать свои полномочия.
— Такое впечатление, что вы на все вопросы знаете ответ и что в вашей практике не было ошибок.
— Шишки мы до сих пор набиваем. Были и такие ошибки, о которых говорить не хочется. Был момент, когда я проявил недостаточную требовательность к себе. Поэтому сейчас знаю: нужно каждый день заставлять себя идти вперед.
— Что же вы благодаря этому движению выгадаете для себя?
— Хочу стать человеком с большой буквы, профессионалом в той области, в которой я сейчас работаю. Хочу научиться разбираться в вопросах бюджетного устройства, помочь не только территории, от которой я избирался, но и всему Приморскому краю. А вот для того, чтобы можно было осуществить последнее, нужно уметь видеть процессы функционирования государственной власти.
— Если предложат должность в Москве, согласитесь уехать?
— В ближайшие 10—15 лет, как мне видится, это нереально. Буду жить в Приморье, здесь строить.
Чудес не бывает
— Как начиналась компания «Парк Групп», которая сегодня управляет несколькими крупными предприятиями? Надо полагать, сначала вы торговали из киоска сигаретами, а потом купили несколько пароходов...
— Чудес не бывает. За те за воды, которыми мы управляем, мы будем рассчитываться еще несколько лет с международным фондом «Беринг Восток капитал».
В свое время мы, как и многие, занимались торговлей — продавали продукты питания южнокорейского производства. Потом, когда случился августовский кризис...
— Постойте, а как же лично вы заработали свои первые деньги?
— Я начал работать в качестве переводчика, поскольку в университете изучал корейский язык. Со временем оброс связями, разобрался в специфике работы, создали с компаньонами компанию. Так вот, в августе 1998 года стало понятно, что необходим новый профиль, нужно диверсифицировать бизнес. Как раз в то время руководство ОАО «Дальрыба» предложило нам выкупить пакет акций Первомайского судоремонтного завода. Мы приобрели его в рассрочку, и я стал гендиректором. Параллельно мы продолжали поставлять в Южную Корею клинкер со «Спасскцемента», полуфабрикаты. В это время получили предложение от компании «Альфацемент» (в то время основной акционер ОАО «Спасскцемент») выкупить пакет акций. Сначала хотели стать держателями акций с корейскими партнерами, но те отказались. Встретились со своими бывшими конкурентами, фондом «Беринг Восток капитал». Итогом переговоров стал выкуп акций на следующих условиях: деньги — фонда, управление — наше. Причем со временем мы выкупаем этот пакет и становимся полноправными собственниками. Потом на таких же условиях мы совместно с фондом приобрели 8 добывающих судов, которые раньше принадлежали ОАО «ВБТРФ», и Теплоозерский цементный завод.
— Как-то все очень легко получается.
— Это просто работа, с 7 утра до 24 часов ночи. Каждый день. Вот и все. Хотя проблемы, конечно, есть. Если их нет, значит, чтото идет не так. Ведь в любой структуре, прежде всего, работают люди, и у каждого своя точка зрения.
— Скажите, любой человек может эффективно управлять производством? К примеру, бывший генерал?
— Может быть, не у всех получится, но у генерала, которого вы имеете в виду, получается. С задачами, которые стоят перед ним, справляется.
— Вам довелось поработать в качестве предпринимателя при двух губернаторах. Чем, на ваш взгляд, отличаются стили Евгения Наздратенко и Сергея Дарькина? Ведь Евгений Иванович был ярым сторонником, скажем так, экономической суверенности Приморья, тогда как нынешний губернатор «открыл ворота» для всех.
— Сравнивать методы работы двух губернаторов не со всем этично. Согласитесь, при Евгении Ивановиче было другое время. Если же говорить о каждом из них и их отношении к бизнесу, то лично мне не приходилось сталкиваться с фактами какого-то давления на бизнес ни при первом, ни при втором. Когда, к примеру, мы зашли на «Спасскцемент», никто не указывал нам, как действовать. Ничего подобного не происходит и сейчас.
— Как вы считаете, по одежке встречают?
— Встречают, а как же. Не зря же пословица придумана. Я, конечно, не сноб и очень люблю носить джинсы и футболку, но на работе необходимо быть одетым соответствующим образом. Есть определенные правила поведения, и им необходимо соответствовать, иначе жизнь тебя вычеркнет из своего полноводного потока. Впрочем, когда человек станет Биллом Гейтсом, то он, наверное, сможет делать все, что захочет. В плане одежды, разумеется.
— Вы честолюбивый человек?
— Считаю, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Нужно ставить перед собой большую цель в жизни и идти к ней.
— Слушая ваши ответы, можно подумать, что вы увлекаетесь восточной философией.
— На серьезное увлечение не хватает времени. На Востоке, безусловно, есть что почерпнуть, эти знания наверняка бы не помешали.
— Вам нравится то, чем вы сейчас занимаетесь?
— Любым делом необходимо заниматься с удовольствием. Мне вообще нравится вся работа, которой я когда-либо занимался. Депутатская интересна для меня с точки зрения постижения принципов функционирования государственного организма. Ведь, согласитесь, без государственного участия невозможно представить жизнь ни в одной, даже самой рыночной стране.
БЛИЦ
— Что прочитали за последнее время?
— Один из трактатов Никколо Макиавелли.
— Когда-нибудь пробовали курить?
— Один раз пытался начать, но увидел мой дядя... Вот с тех пор и не курю.
— Что такое успех?
— 99% упорного труда и 1% везения. Хотя, конечно, есть везунчики, у которых все наоборот. Но это тоже, наверное, нужно заслужить.