Депутат краевого Законодательного собрания Игорь Пушкарев — из плеяды молодых приморских законотворцев. Однако должность он занимает весьма ответственную — в прошлом году парламентарии доверили ему пост вице-спикера собрания. О том, как выглядит ЗакС из президиума зала заседаний, депутат рассказал корреспонденту «К».
— Игорь Сергеевич, с момента первого заседания Законодательного собрания третьего созыва прошло уже полгода. Каков, на ваш взгляд, главный итог работы краевого парламента?
— Одним из главных достижений Законодательного собрания я назвал бы конструктивный настрой в депутатских рядах. Вовремя принят краевой бюджет, все вопросы решаются быстро, конструктивно. Поэтому, наверное, и сделать нам удалось многое — об этом можно судить даже по насыщенным повесткам дня заседаний ЗакСа.
Одновременно, эти полгода были достаточно сложным периодом — у большинства депутатов, в том числе и у меня, ранее не было опыта работы в краевом парламенте. Мы пережили период становления: изучали азы законотворчества, знакомились со своей работой, вникали в проблемы. Не хочу сказать, что за это время мы всему научились и теперь все умеем — просто начали больше понимать суть своей работы. И, самое главное, в рядах депутатского корпуса есть определенная сплоченность и по большинству вопросов наши мнения совпадают.
— И с чем связано такое единодушие?
— Не стану сравнивать нас с предшественниками, просто, на мой взгляд, все до единого депутаты нынешнего созыва пришли для того, чтобы заниматься делом — принимать законы, которые позволили бы улучшить жизнь избирателей. Так, чтобы мы могли по окончании срока своих полномочий честно отчитаться перед ними — что конкретно сделали.
Но и полного единодушия у нас нет, далеко не всегда законы принимаются гладко — идут дискуссии, обмен мнениями, споры. Например, обсуждение законопроекта о ставках транспортного налога оказалось очень непростым: депутаты создавали согласительные комиссии, откладывали рассмотрение вопроса и возвращались к нему вновь. Нужно было найти разумный баланс между возможностью людей платить налог и потребностью края развивать свою дорожную сеть. Конечно, можно критиковать ЗакС, что где-нибудь в Ростовской области налоговая ставка меньше, чем в Приморье, но там же и плотность населения выше, и территория меньше. Да, с этого года приморцу, имеющему «Жигули», придется ежегодно платить 700 рублей в виде налога — раньше он такие расходы не нес. Но мы пошли на столь непопулярное решение, потому что понимаем: задача власти состоит не только в раздаче пряников.
— Как вы относитесь к образованию фракций в составе ЗакСа? На днях о своем внутрипарламентском объединении заявила партия «Единая Россия»...
— Вообще-то, до последнего момента мы старались избегать создания фракций, чтобы не делить депутатов по партийной принадлежности. Если за рамками пленарных заседаний проводились какие-либо мероприятия, на них приглашались и будут приглашаться все без исключения коллеги — без разницы, какие у них политические пристрастия.
Появление фракций, безусловно, изменит ситуацию в Законодательном собрании, поскольку ее члены, по логике вещей, будут иметь при голосовании еще и определенные партийные обязательства. Но, с другой стороны, создание фракций — это естественный процесс. Сейчас идет реформа государственной власти, и следующий состав ЗакСа будет наполовину избираться по партийным спискам. Потом, я не вижу ничего плохого в таком делении — во многих парламентах есть фракции. Просто у нас появятся новые элементы в работе Законодательного собрания.
— Ваше отношение к практике постоянного внесения со стороны администрации края изменений в закон о бюджете Приморья? Бюджет 2003 года только принят, однако уже появились разговоры о его корректировке.
— Бюджет — действительно основной финансовый закон жизни края. Но именно поэтому он должен учитывать реальные тенденции развития, которые абсолютно точно спрогнозировать сложно. Жизнь вносит свои коррективы в финансовые планы, меняется краевое и федеральное законодательство, что также требует изменений бюджета. Поэтому я не вижу ничего плохого, если он будет корректироваться. Наоборот, для более эффективного иcпользования государственных средств это нормальный процесс и он необходим.
— Должность вице-спикера означает большой объем аппаратной работы. Связь со своими избирателями из Спасска-Дальнего удается поддерживать?
— У меня там открыта приемная, работает помощник, я сам стараюсь раз в неделю выезжать в округ. Практически каждый день связываюсь с приемной, и если есть необходимость моего вмешательства, участвую в решении проблемы, хотя, в основном, общение с избирателями лежит на плечах помощников. Люди идут с самыми разными вопросами — начиная с просьб привезти дров или трудоустроить на работу и заканчивая жалобами, что им не предоставляются положенные по закону льготы. Мы вмешиваемся, разбираемся, консультируем, стараемся решать вопросы.
— А у вас не возникало желания, используя высокий статус, полоббировать интересы своего города в ЗакСе?
— Я считаю, это вполне нормальная часть работы депутата. А для чего нас еще избирали? Другое дело, что я, как депутат от Спасска, должен не просто обратиться к своим коллегам: — «Давайте дадим моему округу 100 миллионов из бюджета». Такой подход ни для кого не приемлем — ни для депутатов, ни для администрации края, ничего из такой просьбы не получится. Надо искать аргументы, готовить целевые программы, доказывать их актуальность. В этом и заключается искусство депутатской работы.
— Вам по-человечески удобно в кресле вице-спикера краевого парламента?
— Мою работу в качестве заместителя председателя Законодательного собрания оценят коллеги. Я понимаю, что утверждение на этот пост — большая ответственность, и мне еще предстоит своим делом оправдать их доверие. Другое дело, что по сравнению с производственной сферой, из которой я пришел, в законотворчестве результат увидеть сложнее: законопроект, прежде чем быть принятым, должен пройти процедуру трех чтений, а затем, вступив в силу, еще и предолевает определенную инертность во властных структурах, обществе.
Одно могу сказать — мне такая работа нравится. Она требует сил и энергии, но она интересна. Тем более, что общение с людьми — это вершина любой человеческой деятельности.