2018-05-31T13:11:14+10:00 2018-05-31T13:11:14+10:00

В Приморье может начаться ажиотаж, дефицит и рост цен на продукты питания

Руки сейчас потирают те, кто будет проверять бизнес на соответствие новым требованиям

Пищевые, торговые предприятия и организации, которые не будут внесены в государственную информационную систему в области ветеринарии «Меркурий» до 1 июля этого года, не смогут поставлять и реализовывать на внутреннем продовольственном рынке продукты питания. В Приморье может начаться ажиотаж, дефицит и рост цен на продукты питания.

«Сложностей достаточно, — рассказывает Роман Купянский, сотрудник Владивостокской ветеринарной станции по борьбе с болезнями животных. — Система пока неполноценна, в отношении документооборота выдает очень много «глупостей», случаются сбои, сервис зависает. В каких-то моментах «Меркурий» противоречит законодательству, и клиентам с технической точки зрения разобраться бывает непросто. Но проблемы решаются по мере поступления, раньше их было гораздо больше».

Меркурий — это государственная информационная система по учету электронных ветеринарных сертификатов (ЭВСД). В ней отслеживается полный путь животноводческой продукции — от производителя через оптовика до конечной точки реализации.

Юрий Минкин, директор Арсеньевского молочного комбината: «Сроки перехода на электронные ветеринарные сертификаты откладывали много раз, но до сих пор ни у кого нет полной ясности, как должен функционировать «Меркурий», причем не только у предпринимателей, но и у контролирующих органов. А руки сейчас потирают те, кто будет проверять бизнес на соответствие новым требованиям. Насколько я знаю, магазины уже получают предупреждения, что с 1 июля нарушителей будут штрафовать».

Все дороже и дороже

Существует два способа работы по новой системе. Первый — в веб-интерфейсе. Это бесплатное решение, когда достаточно подать заявку в региональный Россельхознадзор, получить логин и пароль от личного кабинета в подсистеме «Меркурий».

Павел Гетман, фермер: «По системе «Меркурий» я работаю с осени прошлого года и никаких минусов не вижу. Только плюсы. Перекидываю в ветеринарную службу Надеждинского района счета-фактуры через веб-интерфейс, и мне не приходится, как раньше, куда-то ехать и ждать в очереди. Причем экономится не только время, но и деньги, ведь бумажный бланк больше не нужен, все происходит в электронном виде».

Маргарита Грандовская, генеральный директор ООО «Многотоннажное предприятие»: «Наверное, когда в конечном итоге все перейдут на «Меркурий», не будет никаких проблем. Мы, как всегда, упираемся, не хотим вводить что-то новое, ведь это требует усилий, а слом чего-то старого не проходит безболезненно, и как будет в итоге, никому не известно. Наверное, без бумажного документооборота в каком-то плане предпринимателям станет проще, и, несомненно, упростится задача контролирующим органам — система становится прозрачной, все теперь будет на глазах, в общем доступе».

Второй способ, платный, подразумевает работу в учетной системе 1С. В данном случае всеми вопросами регистрации в системе занимается профильная компания. И как в свое время ЕГАИС или онлайн-кассы, так и «Меркурий» вносит коррективы в отлаженные схемы движения товара от производителя к потребителю. «В течение одного рабочего дня с момента поставки и приемки розничный магазин должен погасить в системе ВСД на транспортную партию. Если вы приняли товар частично, при гашении нужно указать расхождения. Автоматически будет оформлен возвратный ВСД. Если вам привезли груз, но на него в системе «Меркурий» не оформлен ВСД, принимать товар нельзя», — рассказали в приморском Россельхознадзоре.

Юрий Минкин: «Если раньше ветеринарные справки выписывались только на весовую продукцию, сейчас такая справка нужна на каждую бутылочку каждого наименования. А кроме сетевых, есть еще магазины шаговой доступности, куда отгружаются две-три-четыре бутылочки, причем в этом магазине должен быть Интернет, компьютер, и продавец или заведующая должны в электронном виде это ветеринарное свидетельство получить и произвести так называемое электронное гашение. А ветеринар, который закреплен за нами, должен на основании нашего представления выписать ЭВСД. Сами мы не имеем права их выписывать. Речь идет о сотнях товарных позиций ежедневно. Соответственно, потребуется создать как минимум два дополнительных рабочих места».

Вадим Дормидонтов, коммерческий директор ПТФ «Уссурийская»: «С внедрением «Меркурия» у нас появилась проблема: яйцо надо делить на категории, и каждая требует своей справки, хотя раньше несколько категорий выписывались в одной справке. То есть справок станет больше. Причем, хотя система и действует в электронном виде, мы все равно должны платить за каждую. Используем «Меркурий» наряду с бумажным документооборотом и пока не видим какой-то существенной экономии. Наоборот, общий фон — бизнес становится все дороже и дороже».

Среди прочего участники рынка жалуются, что Меркурий не позволяет им работать в выходные или ночное время. «Заранее ЭВСД вам не выпишут, а как работать в субботу-воскресенье — непонятно, — говорит один из производителей. — Раньше мы выписывали, допустим, на субботу 500 коробок с отправкой в Уссурийск или Находку. Ветеринар приезжал на склад, убеждался, что продукция в наличии, что дата — пятничная или четверговая, и спокойно оформлял эту партию после осмотра и погрузки в машину. То есть ЭВСД выписывали в пятницу, а машину отправляли в субботу. С «Меркурием» такая схема не работает».

Юрий Минкин: «Меркурий» лишает нас возможности работать по системе прямой доставки. Получается, что если заранее ветеринарное свидетельство не выписано, я не могу отгрузить продукцию. А покупательский спрос непредсказуем: целый день товар может стоять, а потом — вдруг кому-то срочно понадобиться. Бывает, что покупатель не успел сделать заявку заранее и просит отгрузить молока. Но мы не можем это сделать, так как ЭВСД на него не выписан».

Своя правда

Роман Купянский: «Ветеринарно-сопроводительные документы характеризуют не торговую марку, а, согласно приказу Министерства сельского хозяйства №589, территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения, и позволяют идентифицировать подконтрольный товар, — к примеру, замороженная, охлажденная рыба или разделанная, без головы. Если клиент думает, что в системе надо будет прописывать «Сосиски докторские», это заблуждение. Транзакция создается на каждую партию продукции непосредственно от продавца к покупателю, неважно, будет ли это три или триста тридцать три бутылочки. При этом, к примеру, колбаса молочная, копченая, сыровяленая оформляются по одной заявке, но создается три ветеринарных документа на каждый вид продукции. Система автоматизирована и проста в использовании, так что составить маршрут следования вашей продукции можно одним нажатием кнопки, добавив получателя и фактическое место прибытия продукции, а, допустим, десять позиций продукта я могу добавить в пределах минуты.

Ветеринарные сопроводительные документы оформляются после осмотра партии продукции, загруженной в транспортное средство. То есть вы получите их только в том случае, когда загрузите продукцию в машину, пригласите специалиста, а он проведет осмотр партии, идентификацию по входящим документам, и только тогда создастся документ, с которым вы повезете продукцию в пункт назначения. Заранее документы никогда не выдавались, это опять же противоречит законодательству и является грубым нарушением».

Выпадут из рынка

Пока технические вопросы и проблемы по работе с автоматизированной системой «Меркурий» осложняют жизнь бизнес-сообществу. Кроме того, в Приморье есть муниципальные образования, где существуют большие проблемы с интернетом, и документы выписывают в прямом смысле от руки. «Как вы представляете внедрение электронной сертификации на таежных фермах?» — задается вопросом фермер Игорь Конюхов.

На ближайшую перспективу встает вопрос: насколько большой сегмент бизнеса может выпасть из легального рынка? По информации с официального сайта Россельхознадзора, опубликованной 7 мая, в апреле этого года 129 тыс. производителей и 400 тыс. получателей продукции оформляли ветеринарные документы в электронном виде. Это общее количество хозсубъектов, работающих в ГИС «Меркурий» по всем регионам РФ к настоящему времени.

Согласно данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г., на территории России только крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и личных подсобных хозяйств, имеющих крупный рогатый скот и имеющих возможность поставлять молоко и мясо на предприятия пищевой промышленности и торговли, насчитывается около 1,7 млн. Все они с 1 июля также должны находиться в ГИС «Меркурий», а их продукция — сопровождаться документами в электронной форме. Сюда же необходимо добавить сектор свиноводства, птицеводства, рыболовства, это еще несколько миллионов хозяйств.

«Те производители и торговые предприятия, которые не успеют попасть в электронную ветеринарную базу, а таких будет достаточно много, будут вынуждены хранить и реализовывать пищевую продукцию нелегально, без оформления ветеринарных документов, — сообщили в Ассоциации марикультурных организаций Приморского края (АМКОР). — Административные санкции в этом случае достаточно невелики и символичны (ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ) и предусматривают за нарушение ветеринарных правил при хранении продукции штраф на граждан в размере от 500 до 1000 рублей, на должностных лиц — от 3 до 5 тыс. рублей, на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. рублей».

Юлия ПИВНЕНКО

Читайте Konkurent.ru в
Дзен Новости - KONKURENT.RU Google Новости - KONKURENT.RU
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ