Требуйте долива
«Заправщики «набодяжили» солярку, а ты теперь новый насос покупай», — категорично заявил наш водитель. Топливный насос потом все же починили, но неприятный осадок все равно остался. Вот с этим чувством, что тебя за твои же деньги унизили, мы и отправились на следующий день в соответствующие инстанции. «Нужно было сразу нам звонить, сообщать, где последний раз заправлялись, — стал сочувствовать начальник топливной инспекции Приморского края Виктор Плискин. — Мы бы проверили эту АЗС, а сейчас все бесполезно — в емкостях залито уже другое топливо».
Как оказалось, проблема качества топлива на местных АЗС тревожит не только нас. По словам Виктора Плискина, обман автолюбителей на заправках в той или иной степени существовал всегда. При этом самый распространенный способ — недолив. Даже высчитали среднее количество топлива, которое не попадает в баки машин — до 1 литра на каждые 10 литров топлива. И самый верный признак того, что вас обманывают — запрет отпуска топлива в канистры. Логика проста — в канистре сразу видно, сколько не долили. Выяснить то же самое при заправке в бак автомобиля просто невозможно.
Хотя, по признанию Виктора Плискина, случаи недолива в последнее время значительно сократились. Заправки стали комплектоваться современными раздаточными колонками, подправить которые способен не каждый умелец.
Суррогат
Другой распространенный способ обмана покупателей — изменение октанового числа бензина. Как говорят специалисты, примерно 20% всего продаваемого на российских бензоколонках топлива — суррогат. От вполне законного печного и судового маловязкого топлива до откровенно подпольного некачественного прямогонного бензина. Все эти виды топлива одинаково вредны для двигателей автомобилей.
Необходимо сказать, что «прямогонка» — это основа любого некачественного бензина. Это топливо с октановым числом 54-66 единиц и большим количеством примесей. Стоимость «прямогонки» около 5 тыс. рублей за тонну (в два с лишним раза меньше, чем стоимость бензина).
Схема продажи «бодяжного» топлива проста. Оптовик покупает прямогонное топливо якобы для последующего производства этилена или другого нефтехимического продукта. Потом при помощи различных присадок доводит до нужного октанового числа и реализует под видом Аи-92 или Аи-95. А чтобы обезопасить себя от разного рода проверок, нечистоплотный хозяин АЗС покупает незначительную партию настоящего бензина и под эти документы продает суррогат.
В качестве присадок для кустарного изготовления Аи-92 или Аи-95 чаще всего используются ацетон, нафталин или же органический спирт. Кроме того, распространены свинцовые, марганцевые и железосодержащие присадки. Например, 5% спирта в тонне «прямогонки» повышают октановое число на 20-30 пунктов. Самое интересное, что ездить на таком топливе можно, но... Некачественное топливо портит автомобиль — образует нагар в топливной системе, забивает топливный насос и форсунки впрыска, а также вызывает коррозию металлических конструкций и разложение резиновых деталей. Кроме того, выхлопы такого топлива изобилуют примесями свинца, а значит, вредны для здоровья.
Как говорят специалисты, в России выпускается около 5,5 млн т прямогонного бензина в год. Большая часть идет на легальную переработку в нефтехимическую промышленность, а 2 млн т поступает на внутренний рынок. Таким количеством можно испортить до 5-6 млн тонн топлива. Для сравнения, в 2002 г. отечественное производство высокооктанового автобензина составило 29 млн т. Таким образом, суррогатный бензин составляет примерно пятую часть продаваемого топлива.
Другой очень распространенный способ — продажа несоответствующего топлива. Для этих целей используется печное топливо, топливо судовое маловязкое, топливо для маломерных, раньше на «ура» шла смесь Б-1 и т.д. Оно также либо доводится до необходимого октанового числа, либо продается в неизмененном виде под маркой, например, зимней солярки. Дело в том, что ни печное, ни судовое маловязкое топливо, ни Б-1 не подакцизны. Кроме того, они значительно дешевле качественного топлива. Именно отсюда и проистекает главная причина махинаций.
Как себя обезопасить
Вообще-то АЗС сами должны вести контроль за качеством топлива. Проверяться в специально оборудованной лаборатории должна каждая партия топлива. Подобная лаборатория есть только у «Приморнефтепродукта», который ежедневно контролирует качество своего бензина. Остальные этого почему-то не делают.
«Постоянно у нас возникают проблемы с ООО «Алоис», АЗС которого расположена на ул. Калинина между остановками «Диомид» и «Радиоприбор». Там очень часто не бывает паспортов качества, — говорит Виктор Плискин. — Не соответствовало требованиям топливо ЧП «Николайчук» из Находки. Во время последней проверки продаваемый на АЗС компании «Динальт» АИ-92 также не соответствовал норме. А вот в Лесозаводске на ЧП «Огаева» мы ежегодно не находим паспортов качества, хотя топливо нормальное».
Как отмечают специалисты, интенсивность продаж нефтепродуктов во Владивостоке такова, что одна партия топлива уходит с АЗС за 2-3 дня. Соответственно, паспорт качества на топливо должен быть как минимум двухдневной давности, но никак ни месячной. Хотя есть и исключения. Крупные розничные продавцы могут продавать бензин одной партии и больше недели, постоянно пополняя резервуар АЗС из собственного нефтехранилища. Однако, повторимся, доступно это практически только крупнейшим топливным компаниям, имеющим собственные емкости для хранения большого количества топлива.
В любом случае, внимательным нужно быть всегда. Часто АЗС продают печное топливо или топливо судовое маловязкое под видом дизельного. При этом в паспорте качества указаны именно печное топливо или судовое маловязкое. Однако не каждый водитель смотрит, что покупает. Соответственно, залив в бак такое топливо, вы уже не можете предъявить АЗС никаких претензий, так как она торгует именно тем, что указано в паспорте качества.
Еще несколько полезных советов. Никогда не тратьте свои нервы на ругань с заправщиком, кассиром или директором, максимум чего добьетесь — это бесплатных 10 литров. А вот куда более действенной окажется жалоба в местные налоговую, транспортную и топливную инспекции. Несколько проверок — и на некоторое время желание мухлевать исчезнет.
ПАМЯТКА ВОДИТЕЛЮ
— Смотри на цену — качественный бензин не может стоить дешево.
— Проверяй сертификаты качества на продукцию.
— Обязательно бери чек.
— Заправляйся на тех АЗС, репутация которых не подлежит сомнению.
— В случае замеченных нарушений сразу звони в топливную инспекцию по тел. 26-98-26.