2004-05-04T15:30:00+11:00 2004-05-04T15:30:00+11:00

Не кетамином единым

Легальный оборот наркотиков существует давно. По меньшей мере столько, сколько существует медицина. О положении некоторых дел в данной сфере рассказывает Дмитрий Бондарь, начальник отдела по контролю за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ Главного управления Госнаркоконтроля России по Дальневосточному федеральному округу.

— Наша служба контролирует деятельность не только лечебно-профилактических учреждений, но и аптек, аптечных складов, фармацевтических, торгово-закупочных предприятий, ветеринарных учреждений — всех, кто в законном порядке допущен к деятельности, связанной с легальным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее — НсиПВ. — Авт.).

— Общеизвестно, что оборот НСиПВ — очень привлекательная для криминала сфера: высокий спрос, немалые доходы...

— Именно поэтому и в легальном обороте нередки кражи всевозможных препаратов, мошенничество при их использовании и расходовании, подделки рецептов и иных документов. Эти и ряд других правонарушений были вскрыты, в частности, в ходе ряда региональных операций.

В частности, операция «Отчет-2003», направленная на выявление и пресечение правонарушений в сфере легального оборота НСиПВ, длилась три с половиной месяца. На территории ДВФО было проверено 651 предприятие, возбуждено 54 уголовных дела. Применялись меры административного и иного порядка.

Наиболее характерными недостатками были несвоевременное представление отчетов в органы исполнительной власти, чему в рамках данной операции уделялось особое внимание, а параллельно выявлялись факты работы без соответствующей лицензии, хранения и перевозки наркотических средств с нарушением норм пожарно-охранной безопасности и другие.

Один из результатов операции — подготовка каталога предприятий и организаций, работающих с НСиПВ. В ходе операции «Допинг» проверено 131 учреждение различной ведомственной принадлежности, в том числе — в учреждениях фармации, предприятиях, оказывающих ветеринарные услуги. Выявлен ряд нарушений законодательства, регламентирующего правила хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации наркотических средств и психотропных веществ, изъято из незаконного оборота определенное количество НСиПВ. Возбуждено 8 уголовных дел.

Операция «Зоолог» проводилась совместно с заинтересованными ведомствами с целью профилактики правонарушений в сфере оборота НСиПВ в учреждениях ветеринарии Дальнего Востока, выявления причин и условий хищений и злоупотреблений в данной области, устранения вскрытых недостатков. Возбуждено 7 уголовных дел, но в целом всевозможных нарушений было вскрыто многократно больше, и в заинтересованные ведомства направлены несколько десятков соответствующих представлений.

Были выявлены, в частности, отсутствие лицензии на ветеринарную деятельность, приобретение и хранение сильнодействующих препаратов с нарушением существующих требований, незаконное использование психотропного препарата кетамин.

— По поводу последнего поднялся немалый шум...

— Не то слово: на Госнаркоконтроль обрушился ШКВАЛ возмущений. Представители ветеринарных организаций и учреждений, общественности, многие владельцы животных выразили протест, заявляя, что запрещение использования кетамина в качестве обезболивающего средства является негуманным шагом по отношению к животным. Нас даже напрямую обвиняли в живодерстве...

Право же, сотрудники антинаркотической полиции любят животных ничуть не меньше, чем другие граждане. Но мы — правоохранительный орган и обязаны добиваться исполнения законов и иных нормативных актов. Еще в 1998 году Минсельхозом РФ кетамин был исключен из перечня препаратов, разрешенных для применения в ветеринарии. И на данный момент этот препарат на нашей территории имеет в основном контрабандное происхождение: его везут из Польши, Германии, Голландии практически без всякого контроля. И это при том, что ввоз кетамина в Россию разрешен лишь нескольким госпредприятиям. Тут уж можно говорить о том, что в сфере легального оборота возник прямой нелегальный оборот психотропного вещества. Между тем дешевый кетамин весьма популярен у наркоманов.

В шуме, поднятом вокруг запрета на использование кетамина, видится и другая сторона дела: низкий уровень правовой культуры, степени законопослушания части наших сограждан.

В цивилизованных странах всем законопослушным гражданам понятна истина: «Закон суров, но он — закон!». И та же уважаемая Бриджит Бардо у себя на родине вряд ли стала бы требовать невыполнения действующего закона, поскольку тем самым нанесла бы удар по своему авторитету. А вот обвинить в негуманности российский правоохранительный орган великая актриса и защитница братьев наших меньших сочла вполне возможным. Как и некоторые весьма известные граждане нашей страны принялись упрекать не законодателей, а исполнителей закона.

— Но теперь вопрос с кетамином можно считать исчерпанным.

— В определенной степени — да. Министерства сельского хозяйства и здравоохранения издали совместный приказ от 29 декабря 2003 года «Об утверждении перечня наркотических средств и психотропных веществ, используемых в ветеринарии», в соответствии с которым разрешено применять при лечении животных кетамин и кетамина гидрохлорид (калипсол, кеталар).

Но появлению этого нормативного акта предшествовал такой факт. Еще до начала наших проверок Госнаркоконтроль России сам вышел с предложением в Минсельхоз РФ узаконить использование кетамина в ветеринарной практике. В ответ было получено заявление о том, что в этом нет необходимости, что, дескать, и без кетамина есть все требуемое для решения ветеринарных задач. Люди об этом не знали, и камни полетели в наш «огород».

Теперь же, когда наконец вышел приказ двух министерств, правительство должно принять соответствующие постановления, регулирующие порядок оборота НСиПВ в сфере ветеринарии. А ветучреждениям необходимо будет получить соответствующие лицензии, оборудовать должным образом места хранения психотропных веществ, наладить их строгий учет и в дальнейшем неукоснительно выполнять правила использования учетных средств. Как скоро это будет сделано — зависит не от нас. Но пока мы продолжаем читать и слышать обвинения в свой адрес.

Когда же все окончательно «утрясется», антинаркотическая полиция, естественно, будет обязана контролировать выполнение всех существующих требований. И реагировать на нарушения в соответствии с законом.

— А какой будет судьба уже возбужденных в отношении ветеринаров уголовных дел?

— Руководство Госнаркоконтроля России по этому поводу заявило, что в каждом конкретном случае будет отыскиваться правильное решение, соответствующее букве закона, с учетом степени общественной опасности содеянного.

Беседовал Валерий КНЯЗЕВ.