Именем Константина Посьета названы остров в Карском море, поселок и порт на Дальнем Востоке, улица во Владивостоке, а Дальневосточное морское пароходство имеет судно «Посьет». Чем он это заслужил?
В 1850 г. контр-адмирал Путятин предложил отправить в Китай и Японию экспедицию, дабы добиться от китайцев права торговать с ними по морю и заключить с японцами мир против Англии. Император Николай отправил дипломатическую миссию на фрегате «Паллада». Для начала в Японию.
В качестве старшего офицера и переводчика документов в составе миссии был и Посьет, в совершенстве владевший голландским языком. По пути в Японию в 1854 г. Посьет участвовал в описи восточного берега Кореи и залива. При описи корейского берега при подходе к устью реки Туманной «на фрегат с кочующих лодок набралась куча корейцев. Один украл у Посьета серебряную ложку и спрятал в свои широкие панталоны. Ложку отняли, а вора за чуб вывели из каюты». В честь своего талантливого помощника адмирал Путятин дал заливу на 42 градуса 30 секунд с. ш. имя Посьета. Носит это имя залив и до сих пор.
На Камчатке Путятин и Посьет пересели на «Диану», но на подходе к Японии попали в цунами, и корабль затонул возле Симода. Оказавшись без корабля, Путятин в 1855 г. все равно подписал договор о торговле и границах с Японией. Статья 1 договора гласила: «Отныне да будет постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией».
Русской миссии нужно было возвращаться, но не было судна. Посьет случайно обнаружил в спасенном багаже журнал «Морской сборник» № 1 за 1849 г. В журнале была статья о постройке шхуны для главного командира Кронштадтской крепости и приложен чертеж. По этому чертежу русские моряки построили шхуну «Хэда». Японцы наблюдали за строительством и по подобию «Хэда» построили три корабля, а затем еще три.
На «Хэда» русские добрались до Николаевска и далее через Сибирь в Санкт-Петербург, где Посьет был произведен в капитаны 1-го ранга. В октябре 1856 г. Посьет вновь был командирован в Японию, куда доставил ратифицированный Симодский договор, передал в дар японскому правительству шхуну «Хэда» и орудия с погибшего фрегата «Диана». Кроме того, он установил курс обмена валют и получил землю под консульство.
В 1870 г. Посьет был назначен попечителем великого князя Алексея Александровича. Под флагом великого князя отряд судов, возглавляемый Посьетом, совершил дальние плавания в США, Японию, Китай, Мадагаскар, к Новой Земле и впервые поднял там русский флаг.
5–7 декабря 1872 г., командуя отрядом кораблей, на фрегате «Светлана» Посьет посетил Владивосток. Вторично он оказался во Владивостоке, командуя отрядом корветов «Витязь» и «Богатырь» весной 1873 г. Вместе с прибывшим князем Алексеем поохотился и встречался с владивостокским купечеством. Посьет был избран почетным членом Морской офицерской библиотеки Владивостока.
Из Владивостока через Сибирь он сопровождал великого князя обратно в Санкт-Петербург. По возвращении Посьет передал в музеи Санкт-Петербурга все, что было собрано им за многие годы. В документе, озаглавленном «По духовному завещанию генерал-адъютанта, адмирала К. Н. Посьета», первым в списке стоит: «Шкап, полученный К. Н. Посьетом от японского правительства по случаю ратификации первого договора с Японией в 1856 г.». Всего предметов заморского антиквариата (картин, книг, чайных приборов, японских клинков, моделей судов, морских карт, японских акварелей) было передано более восьмидесяти.
10 июля 1874 г. Посьет был назначен министром путей сообщения. При нем развернулось широкое железнодорожное строительство, была создана комиссия по устройству коммерческих портов. В 1888 г. его избрали членом Государственного совета.
Желание улучшения финансового положения страны вынудило министра путей сообщения Посьета обратиться 17 декабря 1881 г. к императору Александру III с просьбой рассмотреть вопрос о строительстве Сибирской железной дороги. В ноябре 1887 г. Посьет передал в Комитет министров новое представление о начале строительства в будущем году всех трех линий — Средне-Сибирской, Забайкальской и Уссурийской. Предполагалось приступить к заготовке всех необходимых лесных и каменных материалов, рельсов, скреплений и подвижного состава, т. е., не дожидаясь окончания изысканий, министр путей сообщения просил выделить 4 млн руб. для подготовительных работ.
Управляющий Министерством финансов отказался выдать требуемую сумму. Год спустя Посьет в двух представлениях в Комитет министров вновь настаивал на включении в число дорог для начала строительства в 1889 г. Уссурийской линии. Однако в 1888 г. он был смещен с поста министра. Поводом для этого послужила авария царского поезда 17 октября 1888 г. недалеко от станции Борки под Харьковом.
Семья императора Александра III отправилась на отдых в Крым. Свита была многочисленная, все важные персоны, все хотели ехать с удобством и считали себя вправе требовать отдельные купе, а то и вагон. В результате царский поезд становился все длиннее и длиннее. Перед крушением он состоял из 14 восьмиколесных и одного шестиколесного вагона, хотя правила о поездах высочайших особ ограничивали размер состава в зимнее время 14 шестиколесными вагонами. Предельным считался состав, имевший 42 вагонных оси, а реально царский поезд насчитывал их 64. Весил он до 30 тыс. пудов, растягивался на 300 м и более чем вдвое превосходил длину и тяжесть обычного пассажирского поезда, приближаясь по весу к товарному составу из 28 груженых вагонов. Поезд должен был делать 37 верст в час. На деле перед крушением он шел со скоростью под семьдесят. Раскачавшийся паровоз порвал пути и сошел с рельсов.
Кроме того, участок дороги, где разыгралась трагедия, был спешно уложен летом 1886 г. и к осени 1888 г. находился в аварийном состоянии. Для увеличения прибыли технология строительства нарушалась: шпалы делались из бросового дерева, вместо песка в насыпи применялся шлак.
По всей России разнеслась телеграфная весть: «По счастливой случайности августейшие особы благополучно выжили. Из царского сопровождения на месте катастрофы погибло 19 и тяжело ранены 14 человек».
В момент крушения поезда Александр III с женой и детьми находился в вагоне-столовой. Вагон, большой, тяжелый и длинный, был укреплен на колесных тележках, которые при крушении оторвались, покатились назад и нагромоздились друг на друга. Тем же ударом были выбиты поперечные стенки вагона, а боковые стены треснули и крыша стала падать. Стоявшие в дверях камер-лакеи погибли, всех остальных, бывших в вагоне, спасло только то, что крыша при падении одним концом уперлась в пирамиду из тележек. Образовалось треугольное пространство, позволившее практически уже обреченным августейшим путешественникам выбраться из вагона — пораненными, перепачканными, но живыми. Говорили, что рослый и сильный император поддерживал крышу, пока из-под нее вылезали его близкие.
Было начато расследование, в результате которого знаменитый юрист Кони пришел к заключению о «преступном неисполнении всеми своего долга». Было решено привлечь министра путей сообщения к суду. Российским законодательством не была предусмотрена процедура привлечения министров к суду, и Александр III отдал распоряжение министру юстиции разработать и провести через Государственный совет соответствующий законопроект. В России такой законодательный акт появился впервые.
Высшие чиновники не согласились с желанием царя наказать виновных. Дебатируя, министр внутренних дел граф Толстой заявил: «Государственный чин стоит так высоко, что колебать его авторитет публичным разбирательством является крайне опасным». И далее процитировал слова историка Карамзина: «Пусть государь награждает достойных своею милостью, в противном случае удаляет недостойных без шума, тихо и скромно».
Данное пожелание исполнилось. Министр путей сообщения Константин Посьет был отстранен от должности, однако вслед за простым выговором он получил назначение в члены Государственного совета при сохранении прежнего министерского жалованья.
Похоронен Константин Посьет в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.
Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»