2019-10-22T11:15:54+10:00 2019-10-22T11:15:54+10:00

Сергей Дмитриенко: «Наша задача — перевести нелегальный сектор в легальную зону»

 «Наша задача — перевести нелегальный сектор в легальную зону»

Сергей Дмитриенко, заместитель директора департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края, вошел в сотню победителей конкурса «Лидеры России» 2019 г. Как он оценивает экономику Приморья и программы развития малого и среднего бизнеса — в интервью «К».

— Чем вы занимались до прихода в администрацию Приморского края?

— До госслужбы работал в компании с иностранными инвестициями, 6 лет преподавал в вузе, с 2002 г. на госслужбе. Работал в правительстве Амурской области, был министром внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства.

— Что входит в вашу сферу ответственности?

— Создание условий для развития малого и среднего бизнеса в Приморском крае в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013–2021 гг. Это реализация национальных проектов по развитию малого бизнеса и экспорта, разработка мер поддержки, снятие ограничений и барьеров, настройка диалога бизнеса, власти и общества в формате встреч и советов, общение с бизнес-объединениями. Это проведение изменений в контрольно-надзорной деятельности на региональном и муниципальном уровне для облегчения жизни малого и среднего бизнеса, для выстраивания регулирующего воздействия. Это реализация программы по развитию конкуренции на территории Приморского края. Наша функция — координационный и аналитический центр.

— Есть ли у вас постоянные каналы получения обратной связи от бизнеса?

— Да, это советы, встречи с бизнес-сообществами, выездные встречи в муниципальных образованиях, это проект по подготовке муниципальных управленческих команд, куда входят и представители бизнеса.

— Какие меры поддержки вы сейчас реализуете?

— Первое — консолидация всех мер поддержки в центре «Мой бизнес», чтобы предприниматель пришел в одно место и решил вопрос в самом центре или на уровне администрации. Запустили «Микрокредитную компанию Приморского края»: ранее мы получили из бюджета 390 млн рублей на кредиты, вскоре будет еще 150, это уже маленький банк с неплохими деньгами и понятными условиями выдачи денег малому бизнесу. Построили в крае сеть центров «Мой бизнес» с привлечением партнеров из бизнеса: они выступают в качестве консультантов. Эффективно работает Гарантийный фонд. В конце прошлого года мы убедили законодателей принять закон о снижении налоговых ставок для впервые открывающегося бизнеса в два раза: с 15 и 6% до 7,5 и 3% соответственно. Работает также Центр поддержки экспорта Приморского края, он выращивает новых экспортеров из действующих предприятий, упрощает выход на внешний рынок, помогает с оформлением документов, подготовкой товаров, поиском контрагентов.

— Что в этом году с экспортом меда в Китай?

— Дело в отсутствии лаборатории, которая бы проводила анализы. Экспортный центр вытащил эту проблему на уровень администрации края, нашли схему, в которой часть анализов делается в Китае. Базовая задача в этом году для центра — чтобы не попадающий в статистику экспорт мелких партий товаров, которые туристы раньше возили в сумках, был задекларирован. Поскольку на мелкую партию сам предприниматель не хочет проводить анализ и оформлять документы, Центр поддержки экспорта придумал схему, по которой отправляем товары по почте с декларацией в адрес физлиц в Суйфэньхэ, там они опять собираются в партию и отправляются дальше. Такая схема не требует большого пакета документов.

— Предприниматели жалуются на дорогие кредиты…

— Если дорогие кредиты — это кредиты под 10%, то, например, есть программа кредитования Минэкономразвития под 8,5%, есть программа кредитов Минсельхоза до 5% на развитие сельского хозяйства, есть программа лизинга под 6%, есть упомянутая «Микрокредитная компания» с 7%, это тоже ниже 10%. Механизмы снижения ставок есть, надо только не сидеть и ругать высокие проценты, а прийти, проконсультироваться, собрать пакет документов и подать его. Все банки ищут клиентов, деньги у них есть. Другое дело, что банки часто отказывают тем, у кого есть неплатежи по кредитам, по ипотеке, по ЖКХ и т. д. Для сельхозпредприятий существует много мер поддержки.

— Какие основные проблемы у малого и среднего бизнеса вы можете отметить?

— Снижение спроса на товары и услуги. Люди стали больше накапливать и меньше тратить на потребление.

— В нашей стране бизнесмены традиционно жалуются на налоги, проверки, отсутствие инфраструктуры и так далее. Это вы не считаете проблемой?

— Это следствие основной причины. Если мало выручки, и при этом приходится платить высокие зарплаты персоналу, то, действительно, бизнес проседает. Но тарифы на электроэнергию в Приморском крае не самые высокие по стране, налоги — тоже, статистика проверок на одного предпринимателя тоже не самая большая. Приморский край входит в топ-20 среди регионов России по развитию предпринимательства, но исторически характеризуется высокой долей нелегального бизнеса, который не платит налоги. К нему уходят клиенты, это тоже сокращение спроса. Наша задача — перевести нелегальный сектор в легальную зону. Для меня предприниматель — тот, кто зарегистрирован, кто платит налоги. Тот, кто не зарегистрирован, — это не бизнес, это нелегал, в США за это сажают в тюрьму. Регионам поставлена задача увеличить количество занятых в малом бизнесе, чтобы предприниматель занимал себя и создавал рабочие места. Наша задача — увеличить число субъектов малого и среднего предпринимательства в «белой» зоне, сделать так, чтобы было комфортно работать «в белую».

— Но при переходе из «серой» зоны в «белую» кто-то может потеряться, уйти из самозанятых работать по найму.

— Все равно это приведет к увеличению числа рабочих мест.

— Как вы развиваете конкуренцию?

— Мы сейчас дорабатываем меры по развитию 35 целевых рынков, будем их обсуждать на общественном совете. Также используем существующие меры поддержки, разрабатываем новые, передачу части функционала государства на рынок. Например, строить детские сады не за счет государства, а на частные деньги.

— Ожидалось, что вокруг крупных резидентов ТОР появятся группы местных поставщиков, но на мероприятиях с участием бизнеса обсуждается другая ситуация — крупные корпорации не берут местных в поставщики, работают со своими. Что департамент может сделать с этим?

— Не согласен с тем, что есть такие тенденции. Часто бизнес рассчитывает на то, что он придет в корпорацию, ему дадут договор на полмиллиарда и он будет зарабатывать. Да, такого не происходит. Плюс больших проектов на территории любого субъекта — это спрос на бытовые услуги, на гостиницы, кафе, прачечные и так далее. Та же «Звезда» — это несколько тысяч рабочих мест, и их надо кормить, а это точка роста для местных поставщиков, на этом можно зарабатывать. Второе: мы в этом году совместно с «Корпорацией МСП» и Торгово-промышленной палатой запустили программу по выращиванию поставщиков. Уже прошли мероприятия с участием «Интер РАО», ведем переговоры с другими компаниями, их представители должны донести до малого бизнеса, что им нужно и какие требования они выдвигают к поставкам. Мы можем этому содействовать: например, есть проблема кассового разрыва при расчетах корпораций с поставщиками через два месяца после поставки товаров или услуг, мы готовы им помогать через МКК. Но нельзя просто так прийти в корпорацию, поставляющую товары на мировой рынок, и с порога заявить, что вы им поставите именно то, что им нужно.

— Требования должны выставлять сами корпорации, желающие найти поставщиков. В чем функция департамента в этом случае?

— У нас не посредническая функция, мы закрываем провал в знаниях. Если человек не идет на закупки, он либо не знает об их наличии, либо не знает правил игры. Комплектующие к судам, которые строятся на «Звезде», можно производить на территории Приморья, но это не решение сегодняшнего дня, а задача больше чем на два года: нужно попасть в проектирование, включить продукцию в Морской регистр. А вот туалетную бумагу им вполне можно поставлять. Наша задача — чтобы поставщиком бумаги был тот, кто работает в крае. Но, чтобы бизнес об этом узнал, надо организовать встречу между заводом и бизнесом.

— Бизнес-омбудсмен Марина Шемилина предлагала внести изменения в закон о ТОР, с тем чтобы при выборе поставщиков «якорными» резидентами приоритет отдавался местным производителям.

— Я участвовал в подготовке доклада на прошлый ВЭФ, в нем было предложение обязать все приходящие сюда корпорации покупать продукцию только у дальневосточных компаний, то есть фактически закрыть рынок в интересах развития местного бизнеса. В ходе обсуждения с коллегами мы пришли к выводу о том, что причиной отсутствия роста у местного малого бизнеса является не отсутствие заказов на его товары и услуги, а условия работы бизнеса — главным образом это высокий уровень оплаты труда по сравнению с остальной частью страны. Поэтому нужно выравнивать условия работы хозяйствующих субъектов. Например, компенсировать бизнесу дальневосточные надбавки, которые повышают зарплаты персонала. А вот когда условия выровняются, тогда уже надо разбираться, почему корпорации не работают с местными поставщиками: предпочитают своих, не знают о существовании местных или не работают потому, что здесь дороже. Мне кажется, что ситуация с высокими зарплатами создает среди местных предпринимателей миф о том, что поставлять в корпорацию они не могут, его надо разрушать. У нас не все товары зависят от зарплат и неконкурентоспособны, многое производится здесь дешевле и качественнее, чем на западе. И нужно смотреть условия: может быть, это специфическая поставка только от одного специального завода. Мы готовы этим заниматься.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ