Из-за начавшегося снижения процентных ставок Федрезерва США почти все прогнозисты сходятся в идее, что доллар вскоре просядет на мировых рынках на 10–15%, что, собственно, вполне соответствует и желаниям американских финансовых властей во главе с Дональдом Трампом. А евро слабеет второй год, одновременно и под грузом замедления европейской экономики, и благодаря выдавленным усилиями европейских регуляторов в отрицательную область ставкам процента. Поэтому просто тупо копить в долларах или евро представляется на сегодня заведомо проигрышным решением.
Другое дело — покупать валюту для того, чтобы инвестировать ее в сделки с теми же американскими акциями: например, в бумаги «большой пятерки» лидеров по капитализации (Amazon, Apple, Facebook, Netflix, Google), но только пережидая моменты, когда они хотя бы на 7–10% дешевеют, либо в другие конкретные и явно недооцененные на сегодня (на ваш взгляд) акции Нью-Йоркской биржи, но только компаний, о роде деятельности которых вы имеете хотя бы общее представление. А потенциал во многих бумагах весьма неплохой: например, после майского спада на биржах из-за угрозы торговых войн временно подешевевшие бумаги той же Apple выросли затем в цене за каких-то 4,5 месяца со $175 до $235 за акцию, то есть более чем на треть. И подобные кульбиты вниз-вверх снова и снова проделывают многие из надежных номинированных в долларах бумаг.
А в ближайшие полгода-год усредненные биржевые индексы американских площадок, успокоенные намечающимися договоренностями между США и Китаем и сверхмягкой политикой мировых центробанков, по многим признакам намереваются вновь штурмовать исторические максимумы.
Кстати, инвестировать можно и непосредственно в торговлю биржевыми индексами, а точнее, покупая фьючерсные контракты на s&p500 или на биржевой индекс Доу-Джонса, которые вполне могут подорожать и на 10%, и на 20% в случае, если большинство торгуемых в Нью-Йорке акций в среднем продолжат дорожать. По контрактам на индексы, что важно и удобно, легче ограничить строго определенной величиной в деньгах и ваши риски: вопреки распространенному мифу о сверхрисках на бирже, можно даже свести такие риски всего лишь к 1–2% от размера вашего счета. Так как американские индексы торгуются круглосуточно, днем и ночью, что обеспечивает четкое выполнение защитных стоп-приказов, которые можно аккуратно выставить заранее на любую конкретную сумму в деньгах или в процентах.
А вот с акциями отдельных компаний такой трюк с защитой денег может и не прокатить: между торгами изо дня в день по акциям редко, но все же образуются весьма существенные ценовые разрывы, и есть хрестоматийный прошлогодний пример, когда акции Facebook, торговавшиеся еще накануне вечером на пиках по $218, сразу с открытия следующего дня стоили всего $175, что было вызвано опубликованной после закрытия торгов недостаточно хорошей отчетностью и вызвало в среде инвесторов шок, трепет, стоны и, конечно же, огромные денежные потери. Однако все же подобные жуткие истории происходят на западных рынках значительно реже, чем они бывают у нас в условиях сравнительно малоликвидных по мировым меркам бумаг российских компаний.
По этим причинам только лишь начинающему, но желающему вложиться в бумаги фондового рынка инвестору, скорее стоило бы начать все-таки со старого доброго американского рынка, и лучше — с торговли именно сводными биржевыми индексами, которые сильно и успешно сглаживают колебания цен на бумаги конкретных слишком быстро взлетевших или, наоборот, сильно упавших компаний. А сами такие контракты, что на биржевые индексы, что на бумаги американских компаний, широко доступны и для российских инвесторов через механизм Санкт-Петербургской биржи, и возможность торговать этими бумагами с расчетами в рублях предоставляют многие российские брокерские компании, в том числе и дочерние по сути брокерские подразделения, работающие при банках, хотя и формально от своих головных банков и не зависимые.
Однако, даже при отсутствии большого или какого-либо личного опыта, заниматься такими операциями я посоветовал бы не через различного рода ПИФы и фонды, большинство из которых демонстрируют хорошую доходность почему-то только в прошлом, а самостоятельно открывая личный счет и лично занимаясь подбором активов, в которые вы решитесь инвестировать. При необходимости нанимая авторизованного инвестиционного консультанта или, возможно, пользуясь в какой-то мере и советами сотрудников брокерской компании, чтобы реалистично просчитать и ограничить нужной суммой риски, но принимая окончательно все решения и контролируя весь процесс лично — что называется, от и до, чтобы никаких непонятных вам действий на счете никто не производил без вашего ведома.
А совершать все эти операции выгодней и безопасней всего, конечно, через сравнительно недавно появившиеся механизмы ИИС (индивидуальных инвестиционных счетов).
С помощью ИИС можно подстраховаться и от рисков обесценивания рубля, если вы опасаетесь за рубль, покупая параллельно валютные контракты по парам «доллар/рубль» и «евро/рубль».
А для тех, кто, наоборот, предпочитает инвестировать через зарубежного брокера, ведя там счет в долларах или евро, может быть, актуально защититься через рублевый ИИС от возможного падения стоимости самих долларов или евро. Как? Соответственно, или просто играя на понижение по тем же самым вышеупомянутым контрактам «доллар/рубль» и «евро/рубль», или же… покупая на часть ваших сбережений государственные облигации (ОФЗ Минфина) с доходностью на сегодня по-прежнему около 7% годовых в российской валюте. Гособлигации и доходнее вкладов, и обеспечены гарантиями государства на неограниченную сумму, а не только в пределах 1,4 млн рублей, как вклады. Если же вопрос гарантий для себя вы считаете второстепенным, то можно рассмотреть покупку и не только государственных, но и корпоративных облигаций самых крупных и фактически непотопляемых в России «окологосударственных» компаний или больших банков, которым вы лично доверяете: ежегодные купонные выплаты в некоторых случаях приближаются к 10% годовых в рублях.
В целом же, распределяя равномерно и не слишком помногу деньги между разными активами, а не складывая все только в одну особо понравившуюся «корзину», можно избежать многих потенциальных неприятностей и ограничить в целом риски даже по довольно разнородному портфелю величиной, допустим, в 10 или 15% от общей вложенной суммы, что, в сущности, примерно эквивалентно реальной величине усушки-утряски денег в России за два года из-за обычной инфляции — то есть не так и много.