Коронавирус нанес ощутимый удар по мировым рынкам. Американские фондовые биржи рекордно падают, российские идут за ними. Нефть дешевеет, сокращаются авиаперевозки, продажи у туроператоров встают, рубль слабеет. Происходящее все чаще сравнивают с кризисом 2008 г. Есть ли шанс выжить у Приморья?
1 марта, когда в Южной Корее празднуется День независимости (от Японии), главная авиакомпания страны Korean Air, также отмечавшая в этот день 51 год со дня основания, впервые не выполнила свой рейс из Сеула во Владивосток — по причине прекращения регулярных полетов из-за эпидемии коронавируса.
Транзитных пассажиров, прибывающих в сеульский международный аэропорт Инчхон из стран Азии, Америки и др., отправляют во Владивосток на рейсах «Авроры» и S7, которые пока выполняются. Рейс корейской Jeju Air, которым в последнее время стали летать все больше приморцев, по этому маршруту во Владивосток также не выполнен.
Дальневосточники, спланировавшие поездку в страны АТР в марте, меняют планы, сдают билеты. Стремительно развивавшаяся во Владивостоке в последние годы туристическая отрасль начала нести убытки, ее игроки надеются, что ситуация выправится к началу летнего сезона, иначе по соответствующей инфраструктуре столицы ДФО будет нанесен удар, от которого город быстро не оправится.
«Корейский турист по своим потребительским свойствам близок к туристу из Японии. Это высокодоходный турист, который выбирает размещение в гостиницах высоких категорий», — говорится в сообщении Ассоциации туроператоров России (АТОР).
В среднем за день турист из Кореи тратит по меньшей мере 100 долларов (размещение, экскурсии, питание). По оценкам туроператоров, в среднем стоимость тура без авиаперелета из Кореи в Россию составляет 800–900 долларов. Для сравнения: у китайских туристов диапазон составляет 350–550 долларов на человека за 3–5-дневный тур.
Исходя из этого, подсчитали в АТОР, возможный ущерб российского турсектора в виде недополученных доходов от корейского турпотока можно оценить в 5,4 млн долларов только в марте 2020 г. Потеряет прежде всего Приморье. В 2019 г. в Россию приехало с туристическими целями 413,4 тыс. граждан Южной Кореи, из них почти 300 тыс. пришлось на регион. Большинство посещали Владивосток. До введения ограничений на перевозку российские и корейские авиакомпании выполняли до 70 рейсов между Кореей и Владивостоком в неделю.
Таким образом, буквально за два месяца текущего года Приморье лишилось чуть ли не 90% своих туристов (помимо корейских плюс еще более 450 тыс. китайских путешественников). А вместе с туркомпаниями начали страдать и смежные с ними отрасли.
Константин Шестаков, заместитель председателя правительства Приморского края: «Въездной турпоток из КНР и Республики Корея являлся доминирующим для Приморского края. Сеул с Владивостоком связывало шесть авиарейсов ежедневно. Это значительно больше, чем тот же Владивосток связывает с Москвой. Прекращение азиатского турпотока для туристской отрасли и еще для нескольких направлений нашей традиционной экономики — это значительный вызов. Ситуация может скорректировать планы наших отельеров по заполняемости гостиниц и баз отдыха, изменения почувствуют общепит, транспорт. Как вы знаете, по двум направлениям — Китай и Корея — у нас есть крепкий блок из организованных туристских групп. Как правило, они пользовались экскурсионными автобусами, которые сегодня стоят на парковках, а водители отправлены в отпуск».
Переждать эпидемию?
Резкое сокращение азиатского турпотока становится проблемой вселенского масштаба для Приморского края.
Павел Куксов, ресторатор, основатель Crust Pizza & Wine, MOLOKO & MED, «Пекарни Мишеля», «БабМаши», СUCKOO, «Сезонов» и других популярных заведений Владивостока: «В связи с закрытием корейской границы ситуация у ресторации среднего и премиального секторов в Приморье значительно ухудшается. Что касается КНР: во Владивосток в основном приезжали групповые туристы, которые сотрудничали непосредственно с турфирмами. Этот сегмент нас практически не затрагивал, у гостей из Поднебесной был совершенно другой средний чек по питанию. Но вот гости из Кореи, как правило, индивидуальные туристы с высоким средним чеком, были нашими постоянными клиентами. Доля корейцев в разрезе посещения наших ресторанов составляла от 10 до 20%. Сейчас, с прекращением корейского турпотока, особенно сильно пострадают рестораны, расположенные в центре Владивостока, на так называемых первых туристических линиях.
На днях мы открыли новый ресторан на территории международного аэропорта Владивостока. Пока судить о его работе рано, однако спад туристов в «обе стороны» уже очень заметен. Несмотря на то, что Японию еще не закрыли, рассчитывать на приток туристов оттуда вряд ли приходится. Опасаясь заражения коронавирусом, туристы из Страны восходящего солнца предпочитают переждать эпидемию на родине».
Наступивший март ничего хорошего ресторанному бизнесу не принесет. Дальнейшие события зависят от скорости купирования коронавируса. Если границы откроются в апреле или даже в мае и прежние объемы турпотока восстановятся, то «больная» ситуация в регионе будет быстро реанимирована. Но никто в это не верит.
Роман Иванищев, президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров: «Закрытие границ серьезно отразилось на бизнесе, который за последние пять лет активно развивался. Предприниматели инвестировали в туризм, рассчитывая на дальнейший прирост туристического потока. На сегодняшний день вся цепочка, которая задействована в турбизнесе (начиная от транспорта, магазинов, сувениров, гидов и до гостиничного и ресторанного бизнеса), оказалась без работы. А ведь у многих есть кредитные обязательства, заемные средства, взятые на развитие бизнеса. Отрасль зависла, но финансовые обязательства по кредитам, налогам, зарплатам, аренде и так далее никто не отменял.
Самое удручающее в этой ситуации — полная неизвестность. Мы не понимаем, когда и какие направления будут открыты. Что произойдет после снятия «железного занавеса»? Как быстро восстановится туристический поток на Дальний Восток? Вряд ли, например, китайские бизнесмены станут дожидаться оптимизации ситуации с Россией. Скорее всего, быстро переориентируются на другие близлежащие направления: уйдут на Вьетнам, Таиланд и в прочие теплые страны».
Даниил Фомин, управляющий сетью кафе «Пекарня Мишеля»: «Количество иностранных туристов снизилось до нуля, а наши постоянные гости из Кореи с закрытием границы практически исчезли. Любой бизнес предполагает кризисные ситуации и связанные с ними риски. В таких ситуациях следует мобилизовать все силы, настроиться на оптимизацию работы, возможно, где-то подстраховаться, минимизируя расходы и максимально сохраняя резервы. Одним словом, наша задача — удержаться на плаву и переждать трудные времена.
Сейчас мы пересматриваем работу наших кафе, перераспределяем рабочий персонал, сокращаем издержки. В ситуации, когда въездной туризм поставлен на паузу, мы продолжаем активно развивать внутренний гостевой бизнес. К нам на Дальний Восток, как правило, люди едут не отдыхать или путешествовать, а работать. В Приморский край прибывает много командировочных, и каких-либо предпосылок для закрытия этого канала нет. В этой связи надежда осталась. Считаю, что перед тем, как ситуация с границами и коронавирусом отрегулируется, приморские предприниматели, на которых держится весь въездной туризм, имеют реальную возможность провести работу над ошибками, оптимизировать свою работу».
Андрей Савин, генеральный директор мини-отеля «Филин и сова»: «Отсутствие наших постоянных корейских гостей ощутимо снизило рентабельность бизнеса. Сейчас наполняемость мини-отелей происходит за счет местных приезжих и гостей из Японии.
Больше всего от перекрытия туристических каналов из стран АТР страдают крупные гостиницы с большим номерным фондом в 300–400 номеров, заточенные под иностранных туристов. Только расходы на ЖКХ в таких отелях превышают 300 тыс. рублей в месяц, не говоря уж о прочих обязательных платежах: зарплата, налоги и так далее. Наш мини-отель включает в себя всего 10 номеров, так что пока по собственным издержкам мы выходим в ноль, то есть держимся на плаву. Тем более что зимние месяцы для гостиничного бизнеса — не самое удачное время. Думаю, если ситуация не затянется на долгое время, неприятность эту мы переживем».
Привыкшие к китайским сюрпризам
Фобия перед коронавирусом и закрытие границ может привести к тому, что многотысячная армия дальневосточных путешественников, которая долгие годы «спонсировала» Вьетнам, Таиланд и некоторые экзотические страны, в 2020-м останется на своем берегу.
Какое влияние ситуация окажет на работу туристических компаний, мнения расходятся. Все зависит от того, какие направления были приоритетными для операторов. «Мы сильно привязаны к экономике Китая, к туристическому потоку оттуда и туда. Если движение будет прекращено надолго, то, возможно, каким-то компаниям придется закрыться. Многие и сейчас ушли в отпуск без содержания», — поделилась Елена Андреева, генеральный директор туристической компании «Мирабель Тур».
Чтобы выжить, турагентам придется включить смекалку. «В сложившейся ситуации, возможно, придется временно переориентироваться на внутренний туризм, но, работая только по внутренним направлениям, сложно будет покрыть расходы предприятия, не говоря уже о получении прибыли. Поэтому надежда на скорейшую нормализацию ситуации. Тревожная обстановка ведь не только в Азии, но и в европейских странах. Пока что непонятно, что делать, вопрос висит в воздухе», — беспокоится Елена Сорокина, директор ООО «Туристическая компания «Пасифик Вест».
Оксана Зяблова, директор туристической компании «Пять звезд», уверена, что снижение азиатского потока туристов не изменит положение дел у туристических компаний. «Мы не принимали ни китайцев, ни корейцев последние два года, поэтому уменьшение количества азиатских туристов на нашей работе не скажется. Ситуация может негативно повлиять на работу ресторанов, магазинов косметики, сувенирных лавок, алкомаркетов. Наша компания убытков не понесет — мы зарабатываем на российских туристах. По большому счету, наши путешественники не боятся ехать во Вьетнам, Таиланд, если есть деньги, то смело берут путевки туда. Кроме того, мы работаем по внутренним направлениям, отправляем туристов в Петербург, Москву и другие отечественные города», — рассказала она.
Таким образом, опасный китайский вирус надевает корону и диктует новые законы. Теперь приморским турагентам придется усиленно работать над замещением туристических потоков.
«Наши туркомпании уже привыкли к таким неприятным китайским «сюрпризам». Были свиной грипп, атипичная пневмония — сидели без работы и по месяцу, и по три. Мы все это проходили, поэтому знаем: все временно и все стабилизируется, — говорит Елена Андреева. — У нашей компании, безусловно, есть шансы на выживание. И потом, живут же другие города без Китая! Сейчас для нас ключевой задачей является подготовка программ по внутреннему туризму».
Во все времена при бешено растущей конкуренции, отсутствии системы сдержек и противовесов, которая регулировала бы соотношение «цена — качество», рынок баз отдыха в Приморье оставался диким полем, рискованным для инвестиций. Проблема в том, смогут ли приморские турбазы, собрав волю в карман, принять во всеоружии дальневосточного туриста и хотя бы компенсировать форс-мажоры прошлого года.
Мария Кутепова, директор базы отдыха «Южанка»: «Если говорить о жарком сезоне (июль, август и половина сентября), то у нас уже забронированы все места — повышенный поток гостей нам принять будет проблематично. Тем не менее при необходимости мы сможем найти возможность немного увеличить количество мест — на 5–10%. Говоря про межсезонье: про май и июнь, мы справимся, если гостей будет больше, чем обычно. В целом 90% ливадийских баз отдыха в летние месяцы всегда полностью загружены. Поэтому заселить больше клиентов будет сложно».
Однако надежда на Азию угасает последней. «Касательно Азии: мы надеемся, что ситуация не затянется надолго. Я уверена, что наши доблестные китайцы обязательно справятся с этой проблемой в ближайшее время, — считает Елена Андреева. — Предприниматели уже сейчас говорят, что китайские бизнесмены понесли очень серьезные убытки, и период отпусков работодатели сократят. Так, победив эпидемию, Китаю придется очень много работать, чтобы восстановить экономику. Времени на отдых у них не будет. Нельзя радоваться чужому горю, и мы переживаем за наших соседей. Но сложно не отметить, что неблагополучная ситуация дает нам и некоторые преимущества. Например, сейчас, во время Масленицы, для нас стоимость трансфера существенно ниже, чем в аналогичный период прошлых лет. Цена не низкая, но реальная, оправданная».