Вера Щербина: «COVID–19 везде показал свое лицо, и нас это очень беспокоит»

фото: primorsky.ru |  «COVID–19 везде показал свое лицо, и нас это очень беспокоит»
фото: primorsky.ru

На заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам Владимир Путин дал поручение скорректировать майский указ в течение трех месяцев с учетом новых национальных целей. Вера Щербина, первый вице-губернатор Приморского края – председатель правительства Приморского края, рассказала о результатах реализации национальных проектов в крае, необходимости их корректировки, проблемных моментах и планируемых путях решения первостепенных задач.

— На протяжении двух лет в Приморье реализуется майский указ президента: 13 нацпроектов по различным направлениям жизни граждан. Какие успехи есть и что удалось сделать за два года?

— В нашем регионе реализуется 12 из них, поскольку «Наука» – это федеральные полномочия. Эти 12 национальных проектов дополняют 52 региональных нацпроекта. В прошлом году не выполнили только несколько показателей. В основном они касаются нацпроекта «Демография».

Что касается других проектов, то они выполняются. Например, нацпроект «Жилье и городская среда», куда влилась губернаторская программа «1000 дворов», которая была успешно реализована. Ряд успехов есть у нас в «Образовании». Да, не очень хорошие были стартовые позиции, но мы продвинулись, например, сдали «Кванториум». Существенные изменения у нас произошли в «Культуре»: мы должны ликвидировать те клубы, которые не соответствуют требованиям, то есть аварийные.

— Внес ли коронавирус какие-то коррективы в текущую работу, есть ли корректировки по срокам сдачи объектов или, может быть, что-то пришлось совсем отменить?

— COVID везде показал свое лицо, и в первую очередь страдает здравоохранение. В этом году мы сверстали очень хороший бюджет по нацпроекту «Здравоохранение», в начале года дополнительно нашли 5 млрд рублей на приобретение высокотехнологичного медоборудования. Эта программа реализовывалась в прошлом году активно и успешно. В 2020 г. мы выделили деньги, чтобы обустроить палаты, поликлиники, сменить мебель, сделать мелкие ремонты и так далее. Но сейчас не все можем сделать, поскольку разворачиваются «ковидные» койки.

Но самое грустное другое. Мы вынуждены были сократить плановую медицинскую помощь, и у нас увеличилась смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Это нас очень беспокоит. Сейчас мы думаем, как сделать акценты на эти заболевания, которые уносят жизни наших граждан.

Мы не сможем так сохранить количество жителей, если не будем проводить какую-то работу. По онкологии тоже ситуация не очень хорошая. Это те показатели, которые нас тянут вниз. Но мы должны считаться с тем, что сейчас происходит: к сожалению, растет количество ковид-больных, и мы наверняка будем заложниками ситуации, когда целевые показатели по «Здравоохранению» будут корректироваться, что не радует.

— Президент страны на прошедшем заседании обозначил, что нацпроекты ждут изменения, было принято решение скорректировать какие-то показатели, продлить жизнь этим нацпроектам. Принимает ли регион какое-то участие в процессе корректировки или генерации идеи, и насколько, на ваш взгляд, корректировки необходимы?

— Корректировка однозначно необходима. Мы не сможем достичь многих показателей. Если говорить в целом по Российской Федерации, то во всех субъектах примерно одинаковая ситуация. Это не просто корректировка дат – это будет корректировка действий. Нам установлено время до 1 октября. Сейчас все органы исполнительной власти смотрят, какие целевые показатели нам нужно вынести на согласование с федеральными органами исполнительной власти и что мы можем сделать, чтобы их достичь.

Яркий пример – строительство детских садов для достижения показателя по устройству детей до трех лет. С задачей не справились, и часть детских садов пришлось снять с бюджета, поскольку не разработана проектно-сметная документация. То есть нет готовности к стройке. Сейчас мы пошли путем предоставления мест с помощью субъектов малого предпринимательства. Сейчас рекомендуем властям муниципальных образований выкупать первые этажи в жилых домах и отдавать малому предпринимательству в аренду. Последние там будут разворачивать группы досмотра.

Причем ее реализация дает нам и достижение целевых показателей в другом нацпроекте – «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», поскольку там также президентом поставлена задача кратно увеличить численность занятых в малом предпринимательстве людей. И мы намерены это делать: ведем консультации, прорабатываем разные предложения.

Открою небольшую тайну. На следующий год попробуем в качестве пилота по одному бюджетному учреждению отдать в частные руки в аренду: детский сад, учреждение допобразования, учреждения по присмотру за стариками и так далее. Пока это только в стадии проработки. Кроме того, мы сопроводим участников субсидией. Зачем это делается? Если мы будем тратить условно 100 рублей на это учреждение, то бизнес будет тратить 99 рублей, но будет предоставлять более качественную услугу, поскольку бизнес быстро адаптируется к условиям рынка.

— Сейчас активно привлекаются жители региона к реализации нацпроектов. Приморье стало одним из первых регионов в России, который запустил механизм института общественных наблюдателей. Расскажите, что это за механизм и как он реализуется сейчас?

— Институт общественных наблюдателей – это очень хороший пример. Мы не ожидали, что население так активно откликнется. Сейчас у нас 187 наблюдателей, и я думаю, что это не предел. Это люди, которые активно работают, отправляют нам видео- и фотоматериалы. Все это мы транслируем на наших планерках, информируем губернатора.

У нас 34 муниципальных образования, сотни сел. Естественно, мы или губернатор не можем дойти до каждого села. А люди могут. И они видят некачественно выполненную работу. Наблюдатели – это действительно наши хорошие помощники, и самое главное – это не просто народные контролеры, они еще дают идеи и подсказки, поэтому мы с удовольствием с ними работаем.

— Параллельно с перезапуском национальных проектов идет работа по разработке нацпрограммы по развитию Дальнего Востока. В чем ее принципиальное отличие, не дублирует ли она национальный проект?

— Ее отличие в том, что национальные проекты реализуются на всей территории Российской Федерации, а указ президента по социально-экономическому развитию Дальнего Востока издан только для макрорегиона, и уже для реализации этого указа разрабатывается национальная программа. Это как раз комплекс всех мер, которые включаются здесь, на территории Дальнего Востока, для достижения целей. Это в том числе и национальные проекты, и государственные программы, и разные инвестиции – весь набор инструментов, которые позволят улучшить качество жизни на Дальнем Востоке. И, конечно же, сам указ говорит о том, что будут преференции.

— Какая доля расходов в бюджете Приморья сегодня заложена именно на реализацию национальных проектов? Если стоит вопрос о секвестровании бюджета, какие расходы будут в последнюю очередь сокращаться?

— Сейчас мы тратим на национальные проекты 20 млрд. Всего мы зарабатываем собственных налоговых доходов 97 млрд. Можно сопоставить. Однако у нас есть еще разные виды финансовой помощи, но их, наверное, никогда не посчитать, потому что они целевые, допустим, связанные с COVID.

Будут очередные сокращения. Это связано с тем, что мы недополучаем доходы в бюджет: экономике очень больно, она остро отреагировала на то, что сейчас происходит в мире. И мы уже потеряли за полгода 5,4 млрд рублей. Естественно, мы должны балансировать бюджет. Пока у нас идет секвестрование, малозаметное для населения, поскольку мы снимаем расходы инвестиционного характера, и попадают в том числе и национальные проекты. Это, к примеру, те детские сады, которые не готовы к началу реализации: мы их сняли, потому что их невозможно уже будет реализовать в этом году. Не завершены все необходимые подготовительные работы, нет проектно-сметной документации.

Но тем не менее все, что касается социального блока вопросов, всех выплат, оплаты труда, приобретения лекарств, приобретения продуктов питания, и все, что называется жизнедеятельностью, то есть подготовка топлива, подготовка к отопительному сезону, – здесь мы не трогали ничего, все забюджетировано в полном объеме, все в штатном режиме будет заготовлено.

— Будете вносить свои предложения по переносу средств из одних нацпроектов в другие?

— Мы сейчас такие предложения готовим. Я думаю, что ресурсы, которые подготовлены нам на федеральном уровне, и те, что мы не сможем реализовать, действительно будут направлены на другие проекты, отчасти для достижения целевых показателей. Мы очень активно с этим работаем, и, собственно говоря, уже часть была перенаправлена в ходе сокращения бюджетов 2020 г. – мы с федеральными органами власти договариваемся и меняем показатели, то есть меняем направление этих денежных средств и направляем их на другие цели. Например, если это проект «Образование», то, естественно, он не может уйти в «Здравоохранение» или «Культуру». Он реализуется в рамках образования, но только на другие цели.

 

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ