2020-09-04T15:14:26+10:00 2020-09-04T15:14:26+10:00

Как в Приморье появились белорусы

pixabay.com |  Как в Приморье появились белорусы
pixabay.com

Наличие белорусской диаспоры, составляющей сегодня 0,3% населения Приморского края, уходит корнями в далекое прошлое освоения дальневосточных земель.

Белорусы, наряду с русскими и украинцами, оставили неизгладимый след в истории освоения края и его культуре. «Из белорусской деревни Красные Буды Гомелевского уезда Могилевской губернии был избран ходоком на Дальний Восток Антон Терентьевич Кравченко», – читаем мы в официальных документах того времени.

На карте Приморья до сих можно видеть белорусские названия, пришедшие к нам издалека. Например, поселок Лидовка Дальнегорского городского округа Приморского края был основан переселенцами из белорусского города Лида, откуда и получил свое название.

В 2014 г. в Партизанске была образована общественная организация «Сябры Белоруссии», включившая в себя и потомков белорусских переселенцев первых лет. Чтобы помнить, организация даже решила создать музей белорусской культуры и начать его с лаптей, найденных на чердаке, прялки и столетнего платка, изготовленного в Белоруссии еще в начале XX века. Настоящего, льняного, с белорусским орнаментом.

Белоруссия как административная единица была образована с помощью РСФСР, в состав которой она и вошла в 1918 г. Впоследствии вышла из федерации и вошла в состав СССР как республика. Руководство СССР предприняло все усилия, чтобы сделать братских белорусов единым народом, усилить его национальное самосознание. В результате этих усилий Белоруссия подошла к 1991 г. полноценным независимым государством. Программа белорусизации земель, поднятия национального самосознания белорусов и отсутствия на то время их самоидентификации была принята в СССР в конце 20-х годов и нашла отголоски и в Приморье.

Здесь белорусов, ранее неотделимых от украинцев, также стали изучать и выделять. Профессор Дальневосточного университета А. П. Георгиевский выпустил ряд трудов: «Русские на Дальнем Востоке, опубликованных в 1926–1929 гг., где немало места отвел именно белорусам.

В 1991 г. в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН во Владивостоке было организовано подразделение для изучения региональных групп восточных славян – русских, украинцев, белорусов. В 2013 г. была организована научная этнографическая экспедиция по Приморью в целях сбора информации о переселенцах-белорусах. Вот что она показала.

До образования РСФСР белорусского государства как такового не существовало. Земли, на которых сегодня расположена Республика Беларусь, входили то в состав Польши, то Прибалтики, то России и были населены в равной степени украинцами и белорусами. Так, бывшая Черниговская губерния, давшая Приморью около трети всех переселенцев, хотя и входила в состав Украины (Малороссии), однако была заселена не только украинцами, но также русскими и белорусами.

В Черниговской губернии проживало около 700 тыс. белорусов. Большинство из них были жителями деревень, тогда как в городском населении губернии преобладали украинцы. В составе прибывших в Южно-Уссурийский край за период с 1858 г. по 1914 г. крестьян преобладали выходцы из Украины (69,95% от общего числа переселенцев). При этом среди них доминировали уроженцы Черниговской губернии (40,8% от числа переселенцев с Украины). В этих цифрах скрываются и белорусы.

Украинские народные традиции в конце ХX века без труда прослеживаются в населенных пунктах Спасского, Уссурийского, Октябрьского районов, тогда как значительная часть сел Чугуевского, Шкотовского районов и территории, находящейся в подчинении города Артема, Партизанска, заметно тяготеет к белорусской культуре.

Ехавшие в Приморье из Полтавской и Черниговской губерний (ныне частично входящих в Беларусь) позиционировали себя не по национальному признаку, а по территориальному, не отделяя себя ни от русских, ни от украинцев. Селились, как правило, своими землячествами. Например, в основанной белорусами деревне Ивановка были слободки-землячества: Киевская, Могилевщина, Полтавщина.

На момент массовых аграрных миграций второй половины XIX – начала ХХ веков этническое самосознание большинства белорусов еще не было сформировано. Об этом свидетельствует широко бытующее на территории Белоруссии тех лет самоназвание «тутэйшие», которое не является этнонимом.

«Если вы к таким белорусам обратитесь с вопросом – кто они такие в смысле национальности, то очень многие вам только и смогут сказать, что они «тутэйшие», т. е. здешние… И к вашему заявлению, что они русские или белорусы, они отнесутся довольно скептически: называй, дескать, как хочешь».

В Приморье на вопрос «откуда вы?» белорусы чаще всего отвечали «из Расеи (России)». При этом наиболее часто среди переселенцев преобладала не этническая, а региональная самоидентификация. К примеру, переселенцы из Могилевской губернии именовали себя «могилевскими», «могилями», «могулями».

Поэтому экспедиция 2013 г. столкнулась с проблемой определения именно белорусов в Приморье и использовала в этом деле косвенные признаки: песни, обряды, элементы национальной одежды, сохранившиеся у приморских поселенцев. Изменения в хозяйственной сфере привели к усилению значимости основополагающих явлений духовной культуры, в том числе фольклора, ведь именно культурное наследие связывало переселенцев с прежней родиной.

Наиболее характерные ритуалы были общими для всех групп восточных славян, но фольклорное сопровождение отражало изначальную этническую специфику обрядового комплекса. Так, заметно, что в украинской традиции более развернутым был рождественский цикл обрядов, имевший богатое песенное сопровождение. Возможно, сказалось длительное соседство украинцев с католическим миром, где центральным праздником являлось рождение Сына Божия. В обрядовой же практике русских и белорусов предпочтение отдавалось Святой Пасхе. Период от Пасхи до Троицы был наиболее насыщен ритуально-магическими действиями, сопровождавшимися исполнением соответствующих песен.

Например, в основанной белорусами деревне Ивановка Михайловского района был обнаружен существующий до сих пор обряд Радуницы – родительского дня. Для этого накрывался общий поминальный стол на кладбище. Стопку водки на могилу не ставили, а пили сами. «Но не в таких количествах и не так часто, как сейчас».

Многие белорусские села в Приморье к 2013 г. уже прекратили свое существование, но многие и остались – например, основанные переселенцами из Гомельской области деревни Михайловского района Ивановка и Николаевка. Первопереселенцами в них были белорусы-крестьяне. За это им полагался бесплатный морской проезд из Одессы до Владивостока, продовольствие на полтора года, 1 тыс. руб. на заготовку строительного леса, пара голов скота и сельхозорудия. Чем они и воспользовались.

Во второй половине 1920-х – начале 1930-х годов отголоски белорусизации европейской части СССР докатились и до мест компактного проживания выходцев из Белоруссии на территории Сибири и Дальнего Востока. О начале активного использования этнонима «белорус» в местах компактного проживания переселенцев свидетельствуют результаты Всесоюзной переписи населения 1926 г. По ее данным, в нашем регионе проживали 41 124 белоруса, из них сельское население составляло 36 186 человек.

В инструкции по заполнению формуляров переписи указывалось: «Для уточнения записи об украинской, великорусской и белорусской народностях в местностях, где словом «русский» определяют свою народность представители трех этих народностей, необходимо, чтобы лица, называющие при переписи свою народность «русский», точно определяли, к какой именно народности: украинской, великорусской (русской) или белорусской они себя причисляют».

И с 1927 г. эту народность уже стали определять абсолютно точно.

Изучение наследия белорусской культуры в Приморье продолжается и сегодня. В 2011 г., например, в академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» вышел очередной том: «Фольклор белорусов Сибири и Дальнего Востока». Это только первая часть, содержащая семейно-обрядовые песни и причитания белорусов в Приморье, собранные, в частности, и в селе Соколовка Черниговского района, и Васильевка Партизанского. Продолжается работа над второй частью. Ведь белорусы – это неотъемлемая часть нашей совместной славянской культуры.

Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»


Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram


 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ