От чего зависит объем продаж любого производителя товаров или поставщика услуг? Разумеется, от платежеспособного спроса, повысить который позволяет предоставление покупателям отсрочки платежа по оплате отгруженного товара. Одним из наиболее эффективных способов избежать в такой ситуации дефицита оборотного капитала, возможных задержек оплаты со стороны покупателей, одновременно переложив заботы об управлении дебиторской задолженностью на сторонних специалистов, является факторинг. Заместитель начальника Дальневосточного ГУ Банка России Денис Давыдов рассказал, как данный инструмент развивается в Приморье.
– Денис Витальевич, что такое факторинг и кому он может быть интересен?
– Стандартный факторинг – это получение финансирования под уступку дебиторской задолженности, которая образуется при реализации товаров, работ или услуг с условиями отсрочки платежа. Проще говоря, это обмен будущей выручки на денежные средства.
Используется факторинг для пополнения оборотных средств и предотвращения кассовых разрывов. В соответствии с действующим законодательством факторинг предоставляют специализированные компании. Это могут быть факторинговые компании или банки. Чаще говорят просто о факторинговой компании, или факторе.
Факторинг используется не только компаниями, которые что-то продают на условиях отсрочки платежа, но и компаниями-покупателями.
Для компании-покупателя получение факторингового финансирования позволяет осуществить раннюю оплату поставок и, как правило, получить за это скидку от своих поставщиков. Размер такой скидки может быть даже больше, чем стоимость факторинга. Это означает, что фактически денежные средства для оплаты поставки покупатель привлечет бесплатно. Факторинг с таким механизмом называется агентским.
– Как так получается, что скидки поставщиков оказываются больше стоимости факторинга? И значит ли это, что на разнице можно зарабатывать?
– Безусловно, размер скидки зависит от конкретного поставщика и конкретной ситуации, но факторинговые компании сообщают, что в среднем скидки за раннюю оплату предоставляются в размере 5%. А стоимость факторингового обслуживания обычно составляет 1–3% от суммы поставки.
Таким образом, скидка поставщика может быть больше стоимости факторинга, за счет чего компания-покупатель не только получит денежные средства на приобретение товаров без процентов, но и в каких-то случаях, возможно, даже заработает на этом.
На практике такая схема выгодна всем. Поставщик быстрее получает свою выручку и направляет денежные средства в оборот. Факторинговая компания получает комиссию за свои услуги. Необходимо отметить, что такая ситуация возникает еще и потому, что факторинг в целом, и особенно агентский, недостаточно распространен.
– То есть факторинг не пользуется популярностью? Почему? Использовать факторинг сложнее, чем получить кредит?
– Для большинства компаний кредит является привычным инструментом и оттого кажется более понятным и простым. По сравнению с кредитом факторинг – молодой инструмент. В последние годы он высокими темпами набирает популярность в России. И даже в текущем непростом году факторинг демонстрирует существенный рост, при этом оставаясь абсолютно рыночным инструментом: в отличие от кредита и лизинга, российское правительство не вводило программ льготного факторинга. По последним данным Ассоциации факторинговых компаний, с октября 2019 г. по октябрь 2020 г. портфель российского рынка факторинга вырос на 31%.
В целом факторинг не сложнее кредита, просто о нем пока мало кто знает. Именно недостаточная информированность бизнеса о факторинге обусловливает его невысокую востребованность. Для решения этой проблемы Банк России совместно с экспертным сообществом разработал путеводитель по факторингу, цель которого – рассказать о факторинге доступным языком. Путеводитель можно найти на сайте Банка России. Также мы направляем его приморским компаниям, которые могут быть заинтересованы в факторинге.
– А если сравнивать факторинг и кредит с точки зрения цены, какой из этих финансовых инструментов доступнее? И что влияет на стоимость факторинга?
– Прежде чем говорить о стоимости факторинга, хочу отметить, что финансирование является ключевой услугой, но не единственной. Факторинг – это комплекс услуг, опционально включающий в себя также сервисы по управлению и сбору дебиторской задолженности, страхованию от риска неплатежа, а также информационные услуги по проверке контрагентов. Поэтому на стоимость факторинга влияют состав и сложность оказываемых факторинговой компанией услуг, уровень принимаемых ею рисков, наличие защиты от риска неплатежа, сумма поставок, наличие либо отсутствие электронного документооборота.
Например, для компании-поставщика стоимость факторинга будет наиболее низкой в случае, если для получения финансирования уступается долг крупной стабильной компании, с которой налажен электронный документооборот. При этом сумма поставок, передаваемая на факторинг, является достаточно большой – к примеру, не менее 5 млн рублей в месяц.
В целом стоимость привлечения финансирования с использованием факторинга вполне сопоставима со стоимостью банковского кредита.
– Если нет существенной разницы в цене, почему просто не использовать уже давно знакомый и понятный банковский кредит?
– На самом деле большинство компаний так и делают – пользуются кредитом для пополнения оборотных средств. Но порой эффективнее сочетать банковский кредит и факторинговые услуги.
Бывает, что компания уже имеет один или несколько кредитов, под которые предоставлены все имеющиеся ликвидные залоги, но, к примеру, для увеличения количества и объема продаж ей необходимо дополнительное финансирование. Для такой компании факторинг – это хорошая альтернатива очередному кредиту. Отсутствие залога является одним из основных плюсов факторинга перед кредитом.
Можно подумать, что это создает дополнительные риски для фактора, в связи с чем стоимость факторинга должна быть выше. Однако риски компенсируются тем, что в случае, если фактору не удалось получить денежные средства от дебитора, он может взыскать их с поставщика, то есть предъявить ему регрессные требования. Отмечу, что существует «факторинг без регресса», но его стоимость несколько выше, поскольку все риски неплатежа ложатся на фактора – поставщик не несет ответственности за неисполнение покупателем своих обязательств.
Возвращаясь к вопросу о преимуществах факторинга, отмечу, что финансирование, полученное с его помощью, не увеличивает кредитный портфель организации и, соответственно, не учитывается в оценке долговой нагрузки при расчете такого показателя, как долг/EBITDA. В случае стандартного факторинга это связано с тем, что компания-поставщик уступает дебиторскую задолженность и получает за это финансирование. В случае с агентским факторингом компания-покупатель оптимизирует уже существующую кредиторскую задолженность, меняя организацию, которой должна денежные средства, на фактора.
Еще один не менее важный плюс факторинга в сравнении с кредитом заключается в отсутствии требования целевого использования полученных денежных средств.
Так что и кредит, и факторинг имеют свои плюсы, что и обусловливает их разнообразие. Не стоит противопоставлять эти инструменты друг другу, напротив, они хорошо друг друга дополняют. И нужно грамотно их использовать в комплексе, чтобы они служили источником роста для бизнеса.
– Как выглядит схема получения факторинга?
– Для начала нужно найти фактора и предоставить ему необходимый пакет документов. Для оформления факторинга в большинстве случаев требуется меньший пакет документов, чем для получения кредита.
В случае если за факторингом обратился поставщик и он хочет работать по схеме «с регрессом», фактор будет проводить оценку как самого поставщика, так и его контрагентов. В случае схемы «без регресса» основной интерес факторинговой компании будет сосредоточен на контрагентах поставщика. При агентском факторинге, то есть факторинге для покупателя, оценивается сам покупатель.
После получения одобрения фактора устанавливается лимит и заключается договор.
При стандартном факторинге поставщику необходимо позаботиться о подписании каждым своим контрагентом, переданным на факторинг, уведомления о факторинге. Это является обязательным условием для получения финансирования. Фактор, как правило, оказывает поддержку поставщику в этом процессе, если возникают трудности с подписанием. В уведомлении поставщик сообщает контрагенту о заключении договора факторинга и о необходимости перечислять денежные средства на счет факторинговой компании. Суть документа – информированное согласие компании-покупателя на взаимодействие с фактором.
Существует и так называемый закрытый факторинг, когда покупатель не уведомляется о факторинге, но в этом случае использование факторинга обходится несколько дороже.
Непосредственно получение финансирования в рамках договора стандартного факторинга происходит следующим образом. Поставщик предоставляет факторинговой компании документы, подтверждающие факт отгрузки товаров, оказания работ или услуг, и получает от нее финансирование в размере чаще до 95% от суммы поставки. Причем в рамках одного договора факторинга поставщик может получать финансирование по контрактам, заключенным с разными покупателями. По истечении периода отсрочки платежа покупатели расплачиваются не с поставщиком, а напрямую с фактором. Последний, в свою очередь, перечисляет поставщику оставшуюся сумму за вычетом стоимости своих услуг.
При агентском факторинге компания-покупатель поручает фактору произвести оплату от ее имени в адрес поставщиков в рамках одобренного лимита финансирования. Далее после оговоренной даты компания-покупатель возмещает фактору сумму выплаченных денежных средств и оплачивает комиссию за оказанные услуги.
Физически во Владивостоке присутствует не так много факторов. Это одна из причин, почему в нашем регионе этот инструмент пока используется не очень активно. Вместе с тем, если предприятие использует электронный документооборот и имеет электронную цифровую подпись, то оно может воспользоваться электронным факторингом. В этом случае все операции осуществляются онлайн и нет необходимости посещать офис фактора.
Электронный факторинг предоставляют все основные российские факторинговые компании. Пандемия показала, что электронное взаимодействие и быстрое принятие решения сегодня как никогда актуальны.
– А все ли поставки можно передать на факторинг? Или есть какие-то требования, например, к периоду отсрочки платежа или качеству дебиторской задолженности?
– Если говорить о длительности отсрочки, то она не должна превышать один год. Чаще всего на факторинг передают поставки с отсрочкой от 30 до 90 дней. Что касается качества дебиторской задолженности, то проблемную задолженность фактор однозначно не примет.
Вообще факторинг – это достойный инструмент для финансирования бизнеса, который уже активно используется в европейской части России. Хотелось бы, чтобы и в Приморье он был востребован предпринимателями.