2021-06-25T11:17:19+10:00 2021-06-25T11:17:19+10:00

Странные обитатели япономорского побережья

фото: предоставил Ю. Уфимцев |  Странные обитатели япономорского побережья
фото: предоставил Ю. Уфимцев

Сегодня все знают, что на побережье Японского моря проживают россияне, японцы, китайцы и корейцы, но буквально еще в начале XVIII века это полузакрытое море являлось terra incognita – землей неизвестной, как для европейского сообщества, так и для самих обитателей его побережья.

Много столетий на побережье Японского моря располагалось царство Когуре. Воспользовавшись междоусобицами соседей, Когуре напало на пограничное китайское царство и разорило несколько его крепостей. В ответ китайцы послали армию, разбили защитников Когуре и захватили его столицу. Король был вынужден покинуть столицу и тайными дорогами отступать к Японскому морю. Китайцы выслали специальные войска для его преследования и прижали его к океану. Король Когуре был вынужден пробиваться на север, в пределы современного российского Приморья.

Китайцы летом 245 года выслали отряд для преследования короля. Его они не нашли, но собрали интересную информацию о жизни людей побережья и обитателей акватории Японского моря, которую и записали в своих официальных исторических анналах: «Когда посланные для преследования войска дошли до крайних восточных пределов, спросили у одного старика, живут ли люди к востоку, за морем. И старик ответил, что однажды люди этой страны [на территории Приморья], занимаясь рыбной ловлей, попали в бурю и, после многих дней плавания, нашли на востоке один остров, где жили люди, но язык их был непонятен.

По их обычаю каждый год в седьмом месяце брали девушку и топили в море, принося в жертву морским духам. Рассказывают, что есть также на море страна, где живут одни женщины и нет мужчин. Также рассказывают, что однажды нашли холщовое одеяние, принесенное морским течением; оно напоминало одеяние людей Срединного государства [Китая], но рукава имели длину в три чан [10 метров]. Говорят, что нашли также разбитое судно и человека, сидевшего на прибрежных скалах. На задней стороне шеи у него было второе лицо, и когда взяли его живым, то языка их он не понимал, пищи не принимал и умер от голода. И все эти страны находятся посреди моря, к востоку».

В запасниках Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова с 1946 г. хранится ритуальный халат шамана «сама тэгэни» с реки Хор, в центре которого в окружении китов, рыб, драконов изображен человек с двумя лицами. Две пары людей с телами рыб попарно изображены и на орочском черном берестяном футляре «ямкпа мохэни» для хранения шаманского пояса, хранящемся в том же музее и собранном капитаном Владимиром Арсеньевым в его экспедиции по реке Кусун в 1911 г.

Разброс этих экспонатов и по времени, и по сбору материала позволяет заключить, что тема двуликих людей и людей-рыб была популярна по всему российскому побережью Японского моря во все времена.

Так, 4 февраля 1860 г. в американской «Харперс Уикли» появилось следующее сообщение: «Мною получено письмо от доктора Д. Б. Филлипса, хирурга ВМС США парохода «Миссисипи», датированное 27 сентября 1959, из Гонконга. Оно содержит прилагаемый рисунок и описание для вашего издания очень исключительного животного, обнаруженного в Японии и называемого ноомо. Животное, с которого сделан рисунок, мертво и высушено, длиною в 18 дюймов [53 см]. Я осмотрел его с тщательностью и абсолютно уверен, что это подлинник. Оно было сразу же опознано японцами как ноомо. Образец сейчас находится у мистера Т. Кинга – мастера американской шхуны «Странник», ныне находящегося в Шанхае. Он приобрел ее в Канагаве за 130 итибубан (порядка 40 долларов). С тех пор мистеру Кингу предлагали 1500 долларов. Как я понимаю, предлагал мистер Брюс, английский министр по Китаю. В поисках подтверждения всему изложенному и оставляя научную классификацию специалистам. Искренне ваш, Уильям Б. Карр».

Огромной популярностью в Японии сегодня пользуется трехногая русалка Амабиэ, по преданиям, живущая в открытом море и иногда появляющаяся на берегу как предвестница эпидемий. Впервые она появилась на побережье Японии в 1846 г. Городские власти вышли посмотреть на это чудо: «Ни рыба, ни человек, нечто похожее на ребенка. С длинными, до пола, волосами, птичьим клювом и чешуей». Они составили ее описание и напечатали листовки-плакаты с ее изображением. Это было вызвано тем, что русалка при встрече сказала: «Если будет эпидемия, нарисуйте меня и покажите мою картинку тем, кто болеет, и они вылечатся».

С нарастанием пандемии COVID-19 в 2020 г. японцы вспомнили эту историю и стали пересылать друг другу ее старинное изображение. Минздрав Японии сделал трехногую русалку символом борьбы с новой болезнью. Фигурка Амабиэ стала самым популярным оберегом.

В запасниках библиотеки университета города Тэнри в Японии хранится также описание загадочного «полого корабля» – Уцуро-бунэ. Этот неизвестный объект был выброшен морем на берег в 1803 г. в провинции Хитачи. Внутри этого объекта находилась молодая красивая девушка, которая не знала японский язык. Ее рост был всего 150 см. У женщины были длинные рыжие волосы и брови, а в волосы были вплетены длинные полосы из белого меха и ткани. Подобная прическа не встречалась ранее японцам. Кожа дамы была бледно-розового цвета. На ней была длинная и гладкая одежда из неизвестных тканей. Женщина начала говорить, но никто не понимал ее. Похоже, и она не понимала рыбаков, поэтому никто не мог спросить ее о происхождении. Хотя таинственная женщина казалась дружелюбной и вежливой, она действовала странно, поскольку она всегда сжимала квадратную коробку, сделанную из загадочного материала.

В 1844 г. писатель Кекутэй Бакин провел первое тщательное исследование «инцидента Уцуро-бунэ». В нем он сообщил о книге под названием «Записи увиденного и услышанного из России», написанной неким Канамори Кинкеном. В книге описывалась традиционная русская одежда и прически, а также упоминался популярный метод посыпания волос белой пудрой. В ней также упоминалось, что у многих русских женщин натуральные рыжие волосы и они носят юбки, похожие на юбки легендарной женщины из Уцуро-бунэ. Основываясь на этой информации, Кекутэй заключил, что женщина из Уцуро-бунэ могла быть русского происхождения.

Позже появились и сообщения о таких Уцуро-бунэ и на противоположном российскому берегу Японского моря западном берегу Японии.

Сегодня также существуют теории того, что женщина из Уцуро-бунэ – представитель инопланетной цивилизации, но мы позволим себе с этим не согласиться: инопланетяне посещали эти места совсем на других средствах передвижения, и они совсем не похожи на русскую женщину из Уцуро-бунэ.

Юрий УФИМЦЕВ

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ