2021-08-24T11:32:25+10:00 2021-08-24T11:32:25+10:00

Юрий Трутнев: «Владивосток необходимо серьезно перестраивать»

фото: пресс-служба полпреда в ДФО |  «Владивосток необходимо серьезно перестраивать»
фото: пресс-служба полпреда в ДФО

Пандемия коронавируса не привела к катастрофическим последствиям для экономики Дальнего Востока. Здесь государство продолжает искать инвесторов для крупных инфраструктурных проектов и ищет новые рынки для сбыта продукции. Это тем более важно в преддверии ВЭФ, где в этом году, по словам вице-премьера – полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева, будут присутствовать только самые главные люди, от которых во многом и зависит развитие Дальнего Востока России.

– Юрий Петрович, со 2 по 4 сентября во Владивостоке пройдет Восточный экономический форум. Мероприятие такого масштаба в условиях продолжающейся нестабильности эпидемиологической ситуации в регионе накладывает определенную ответственность на организаторов. Почему в этом году все-таки было решено проводить ВЭФ, ведь риски пандемии еще достаточно высоки?

– В пандемию, безусловно, многое изменилось, мы так же продолжаем носить маски и соблюдать меры предосторожности. Но жизнь продолжается. Необходимо развивать новые направления, привлекать деньги.

ВЭФ – это не формальное мероприятие, где все собрались, поздоровались, поулыбались друг другу и разъехались. Для нас Восточный экономический форум является ступенькой в развитии Дальнего Востока. Это та площадка, на которой мы обмениваемся информацией, принимаем новые решения. Это именно те дни, когда президент Российской Федерации Владимир Путин занимается исключительно только Дальним Востоком. Поэтому ВЭФ проводить необходимо.

Конечно, мы прекрасно понимаем, что риски для людей должны быть максимально сглажены, и для этого разработан целый комплекс мероприятий. Подробно рассказывать обо всем сейчас не буду, но, поверьте, все возможные меры для того, чтобы Восточный экономический форум был безопасен, мы предпринимаем.

Вместе с тем отмечу, что ряд мероприятий будет переведен в формат так называемых интернет-соединений, в режиме ВКС. Однако в целом, в отличие от прошлых лет, в этом году количество участников ВЭФ будет сокращено. То есть мы ожидаем на форум тех гостей, кто непосредственно едет работать, у кого есть четкие функции и обозначена в рамках мероприятия определенная миссия. Речь идет о главах российских и зарубежных компаний, руководителях органов власти Российской Федерации и окружающих нас стран. Всего порядка 4 тыс. человек.

Для сравнения: последний форум у нас был рекордным, там мы собрали 8 тыс. участников. Но сегодня у нас нет задачи поставить очередной рекорд по численности гостей ВЭФ. Напротив, важно присутствие самых главных людей, от которых во многом зависит развитие Дальнего Востока России. Мы и основную тему ВЭФ сформировали в таком ключе – «Новые возможности в изменяющемся мире». Мир ведь и правда во многом изменился. И я уверен, что в рамках форума мы точно найдем точки как для развития Дальнего Востока в частности, так и для развития России в целом.

– Владивосток позиционирует себя как туристический город. Какие направления необходимо развивать, чтобы укрепить заявленный статус города?

– Я много раз высказывал свою позицию о том, что Владивосток необходимо серьезно перестраивать. И сейчас могу только намекнуть в рамках интриги, что некоторые решения на эту тему на ВЭФ прозвучат. Это относится не только к Владивостоку, но и к другим дальневосточным городам. Безумно красивая природа, океан, сопки – все здорово. Но вот в этот ландшафт город не вписан. Это первое. Второе: Владивосток отсечен от океана железной дорогой. Третье: по улицам часто трудно проехать. Ну и четвертое: в столице ДФО какие-то совершенно безумные цены на жилье.

Мы будем заниматься Владивостоком. Повторюсь, некоторые важные решения, надеюсь, прозвучат прямо на Восточном экономическом форуме. Но, главное, нужно сделать Владивосток прежде всего удобным для людей, для самих жителей. И когда город станет удобным для владивостокцев, то и туристы поедут с большим удовольствием.

Что касается конкретных решений. Одно из таких – мы хотим создать на Дальнем Востоке круизную компанию. Наши верфи сегодня немного «ожили» в связи с заказами краболовов в рамках утвержденного механизма «квоты в обмен на инвестиции». Но надо же двигаться дальше. Поэтому мы бы с удовольствием заказали несколько круизных судов, для того чтобы у туристов была возможность посмотреть Курильские острова, Командоры, остров Врангеля и другие замечательные территории, расположенные вокруг Дальнего Востока. Считаю абсолютно несправедливым то, что пока эту нишу занимают только зарубежные суда.

– Правительство уделяет большое внимание субсидированным программам авиаперелетов. В этом году появились льготные билеты для дальневосточников независимо от возрастной категории. Создавая такие меры поддержки, какие цели ставит перед собой государство и что еще планируется сделать в данном направлении?

– Мы хотим сделать Дальний Восток доступным как с точки зрения путешествий между территориями внутри региона, так и в направлении перемещения жителей России из центральных регионов в ДФО и наоборот. К 2025 г. количество пассажиров по сравнению с текущим периодом должно увеличиться в два раза. В этой связи, согласно поручению президента Владимира Путина, создана Единая дальневосточная авиакомпания. Первые рейсы были запущены буквально неделю назад. В середине августа будет осуществлен перевод компании на регулярные рейсы.

Это важно с экономической точки зрения. Мы можем точно рассчитать количество субсидированных перевозок, дешевых льготных билетов для дальневосточников, оценить объем выпадающих доходов и оказать компании помощь.

– Но финансовая модель перевозчика еще на стадии доработки?

– В ближайшее время правительство получит данные о необходимом объеме ежегодного финансирования компании. Ведь еще нам предстоит обновлять парк воздушных судов, потому что многие самолеты устарели. И это будет полная реновация флота за счет средств федерального бюджета.

Механизм выделения данных средств еще не утвержден. Пока возможны два варианта. В первом случае выделение средств, необходимых на закупку, будет происходить из казны в полном объеме. Во втором предполагается лизинг судов, при котором обязательства по платежам на себя возьмет правительство России.

– За шесть лет существования программы «Дальневосточный гектар» каковы ее реальные результаты?

– За это время 94 тыс. человек получили по гектару. Направления самые разные: строительство жилья, сельское хозяйство, пасеки, даже высокотехнологичные предприятия и объекты туристического сервиса. Тысячи дальневосточных семей получили возможность организовать свой бизнес, а главный ресурс – землю – им дало государство бесплатно.

На мой взгляд, это очень хороший результат. Причем привычная для земельных участков бюрократия в рамках «дальневосточного гектара» ликвидирована начисто: человек сам принимает решение об использовании своего гектара, и какая это категория земли, его даже не интересует. Он может там строить дом или заниматься сельским хозяйством – без разницы, это индивидуальное решение каждого.

Кроме того, мало где в мире можно встретить такой рекордный срок предоставления земли, как на Дальнем Востоке, – всего 34 дня. Сейчас мы эту практику распространили и на Арктику. Причем скажу честно: предложение это появилось давно, и надо сразу признаться, что придумали его не мы. Люди, которые живут в Арктической зоне Российской Федерации, обращались к нам с просьбами о введении механизма, аналогичного «дальневосточному гектару», и на их территории. И когда мы приступали к подготовке закона, я своих коллег убеждал, что много желающих взять землю в Арктике ожидать не приходится, так как там суровые условия. Но ошибался. Только за первую неделю поступило 2,6 тыс. заявок.

– И при этом отток населения из регионов ДФО продолжается…

– Мы все прекрасно помним, что освоение Дальнего Востока происходило в ходе боевых экспедиций, а затем – в годы советской власти, во многом вахтовым методом. Поэтому то состояние, в котором находится регион сегодня, – с точки зрения качества медицинских услуг, качества дорог, образования – складывалось за последние десятилетия, если не столетия.

Безусловно, мы видим огромную разницу между состоянием образования, здравоохранения, дорожной инфраструктуры Дальнего Востока и, например, Подмосковья. Но эту ситуацию можно исправить. Пусть не в короткий срок, не за несколько лет и с привлечением достаточно больших ресурсов. Работа в этом направлении началась.

Вот простой пример. В Приморье за последние три года проинвестировано более 14 млрд руб. Построены десятки фельдшерско-акушерских пунктов, учреждения культуры, больницы, школы, детские сады, спортивные площадки, причем на разных территориях – и в Славянке, и в Уссурийске, и в Большом Камне, и во Владивостоке.

Что касается оттока: он сократился за последние годы в четыре раза. Сейчас есть небольшое увеличение, но все равно число покидающих регион значительно ниже, чем было до этого. Наконец, последнее, что хочу сказать: такие большие агломерации, как, например, Москва, втягивают в себя человеческие ресурсы, как пылесос, и с этим трудно что-то сделать. Но люди по-разному настроены, по-разному живут. Поэтому кто-то хочет жить в мегаполисе, а кто-то – на берегу океана. Мне, честно говоря, ближе вторая позиция.

– Один из самых острых вопросов для региона – неконтролируемый и буквально агрессивный рост цен на жилье во Владивостоке. Этот вопрос как-то будет решаться?

– То есть давайте начнем регулировать цены? У меня немножко плечи напрягаются, потому что такая регулировка деформирует экономические законы, а экономика умеет мстить. Мне кажется, что основной задачей российского правительства является не просто командовать ценам «стоять», так все равно вряд ли получится, а добиваться того, чтобы рост доходов граждан опережал рост цен. Это принципиальная история.

Что мы делаем для этого? Если мы говорим о Дальнем Востоке, то для этого мы строим 2,6 тыс. предприятий, то есть создаем новые рабочие места. Сегодня их уже около 70 тыс. А при наличии такого количества рабочих мест возникнет конкуренция за рабочую силу. Это значит, что предпринимателям придется платить людям больше. Что касается изменений мировых цен на металл, мы здесь, конечно, можем что-то сделать, но это очевидно приведет к спекуляциям. Потому что люди начнут просто скупать металл и потихонечку вывозить. Придется еще столкнуться и с дефицитом.

– Бытует устойчивое мнение, что «Дальневосточная ипотека» тоже катализирует рост цен на жилье.

– Льготной ипотекой на сегодняшний день уже воспользовалось более 50 тыс. человек. Это эффективная мера, которая помогает людям купить квартиры. Существует ли при этом рост цен? Существует. Но мы не выбились за среднероссийский показатель. К сожалению, рост цен на жилье распространяется на всю Россию. И связано это с рядом причин. В том числе с ростом стоимости строительных материалов. С этим процессом мы хотели бы побороться, но экономическими методами. А программу ипотеки с господдержкой мы обязательно будем продолжать.

Сейчас мы придумали новое словосочетание – «Дальневосточный квартал». Пока это сложная история и в России еще не применялась. За счет этого хотим снизить затраты строителей, предоставив им бесплатно землю, поучаствовав в подведении инфраструктуры и предоставив им преференции по налогам в рамках территорий опережающего развития. В результате убытки строителей резко упадут.

– Но вполне вероятно, что если сделать только это, строительные компании получат еще большую маржу, скажут вам «большое спасибо», а цены останутся такими же высокими?

– Поэтому продумываем и к ВЭФ до конца доработаем механизм, который будет позволять выделять все эти участки земли с инфраструктурой и преференциями исключительно при условии снижения цены. Более того, мы хотим, чтобы именно снижение цены по отношению к рыночной было критерием победителя. Кто сделает наиболее приличную цену для людей, тот и получит эти участки. И, конечно, для снижения стоимости жилья надо значительно увеличивать объемы строительства на Дальнем Востоке.

Материал подготовлен на основе интервью Ю. П. Трутнева ГТРК «Владивосток»

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ