Вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев на прошлой неделе провел серию совещаний во Владивостоке, темой которой было развитие Дальнего Востока. Не обошел стороной куратор Дальневосточного региона и представителей СМИ, на встрече с которыми Трутнев попытался ответить на широкий круг вопросов об оттоке населения и проблемах здравоохранения, о социально-экономическом положении макрорегиона и экологии. О чем же он говорил?
Коронавирус и экономика
«Коронавирус продолжает мутировать, появляются новые штаммы и новые угрозы для всех людей. Честно скажу, это сильно сказалось на нашей работе, особенно в части привлечения инвестиций на Дальний Восток.
Да, на реализацию уже состоявшихся проектов «ковид» оказал минимальное влияние. Были лишь вопросы, связанные с рабочей силой, но мы решали их в оперативном режиме, так что ни один проект не остановился.
А вот что касается новых проектов, то здесь история хуже. Потому что многое приходится делать и решать в дистанционном формате. Но принять решение о строительстве завода или верфи по телефону или основываясь на информации по телевизору – сами понимаете. Вывод: придется перестраивать работу всего соответствующего блока Корпорации развития Дальнего Востока. Мы этот вызов прекрасно понимаем и, думаю, справимся».
Владивостокские вопросы
«Планы по обновлению города достаточно амбициозные: это и новые дорожные развязки, которые позволят, по сути дела, закольцевать движение на остров Русский, и строительство дополнительных городских центров, которые тоже создают агломерацию. Но все это надо обсуждать с точки зрения готовности, экономической обоснованности, а самое главное – все это должно отвечать интересам людей, которые живут во Владивостоке.
Владивосток должен становиться более красивым, более удобным для жизни. Меньше должно быть пробок на дорогах. Поэтому возник вопрос строительства Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД). Очень недешевый проект, но который, думаю, состоится.
Другой вопрос – освоение бюджетных денег. Вот нас просили выделить деньги на строительство многоярусных парковок, мы их выделили. Парковки не построили – деньги вернулись обратно в бюджет. Мне что сделать в этой части? Определить, платные или неплатные должны быть парковки и сколько это должно стоить? Не буду. Не моя работа.
Одно совершенно однозначно: Владивосток – самый продвинутый город в России по количеству автотранспорта на душу населения, но центр города забит, поэтому проблему решать необходимо».
«Плохо, что люди продолжают уезжать»
«Отток жителей с Дальнего Востока существует, но он снижается. Конечно, плохо, что люди продолжают уезжать, но не думаю, что проблему можно быстро решить. И будем честны: чтобы тратить деньги, а все социальные статьи расходные, надо сначала научиться их зарабатывать. В этом отношении мы прошли неплохой путь, потому что та система поддержки инвестиционных проектов, которая сегодня работает на Дальнем Востоке, уникальна. Она точно лучшая в России, она конкурентна по отношению к преференциальным режимам в других странах.
Я докладывал президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину на Восточном экономическом форуме, что те деньги, которые проинвестировали в развитие Дальнего Востока, не просто вернулись обратно, а уже принесли в бюджет 42 млрд рублей прибыли. То есть все вложения государства окупились. Это создает фундамент для дальнейшей работы, а ее очень много.
Человек же выбирает место жительства и создания семьи исходя из того, где будут учиться его дети, кем он будет работать, какую получит медицинскую помощь, по каким дорогам будет передвигаться. Сегодня большинство этих показателей – особенно связанных со школами, больницами, детскими садами, дорогами – на Дальнем Востоке существенно хуже, чем в центральных регионах. Переломить эту ситуацию мгновенно, конечно, невозможно. По сути, нам надо перестроить весь Дальний Восток. Я могу вам точно сказать, что правительство этим занимается каждый день.
Ряд предложений прозвучал на Восточном экономическом форуме, и все это уже заложено в национальных проектах. Будут строиться новые школы, больницы, детские сады, фельдшерско-акушерские пункты. Есть прямые меры поддержки, такие как выплата миллиона рублей за третьего ребенка. Вот сейчас принято решение, и оно на стадии реализации, о том, что эта норма в первую очередь будет введена на территории Приморья. Дальше посмотрим динамику, убедимся в том, что это эффективно, и будем тогда просить руководство страны расширять действие выплаты на другие регионы ДФО.
Еще один момент: у нас ярко выраженный отток по качеству образования. Потому что люди, которые заканчивают школы, не очень рвутся поступать в высшие учебные заведения на территории ДФО. В этой связи президент Российской Федерации поставил задачу, чтобы Дальневосточный федеральный университет вывести на мировой уровень. Это непросто, но мы постараемся справиться».
«Надо просто все делать по закону»
«Я не очень удовлетворен работой по сохранению природы в Приморье. Многократно обращал внимание на загрязнение бухты Золотой Рог, поручения давались. Этим надо заниматься, но это надо делать здраво, в балансе между необходимостью развития экономики и необходимостью информировать людей обо всех вопросах, связанных с защитой окружающей среды. Ведь любое строительство «рядом с домом» будет раздражающим фактором. Но предприятия Дальнему Востоку необходимы. Так как нельзя решить вопросы одновременно, чтобы и больницы строились, и ЖКХ было дешевле, и уровень зарплаты повыше, но при этом ничего не строить. Нужно создавать рабочие высокооплачиваемые места.
В России существует Институт экологической экспертизы. Он включает в себя и общественные слушания. Возможно, они несколько деформировались в режиме коронавируса, но в целом институт как таковой достаточно сбалансирован, я об этом, поверьте, точно знаю, как вы помните, я работал министром природных ресурсов и экологии. Ситуация такова, что раздражение против строительства новых предприятий легко спровоцировать, но надо просто все делать по закону.
Как предприятие может влиять на окружающую среду? Всего три вида среды: воздух, вода, почва. Все это можно измерить и предъявить людям. Современные системы очистных сооружений новых предприятий предотвращают выбросы в воду и атмосферу и обеспечивают безопасность, но эта информация до населения доносится несоответствующим образом».
«Рукава засучить»
«Строительная отрасль уже избавляется от части барьеров, в том числе связанных с бюрократической составляющей. Эта работа ведется под руководством моего коллеги Марата Шакирзяновича Хуснуллина (глава Минстроя. – Прим. ред.).
Так, часто оформление бумаг занимает почти столько же времени, сколько и само строительство. Это приводит к тому, что получается какой-то бесконечный круг – цены, например, изменились, и надо все переделывать. Очень много теряется времени и денег.
Нам много придется делать на Дальнем Востоке, чтобы решить вопросы, связанные со строительством. Честно скажу, что здесь помимо федеральных мер, которые будут приниматься, очень важны меры на уровне субъектов. Все-таки того, кто будет строить, как правило, выбирает губернатор или руководители соответствующих ведомств. Естественно, через аукцион, но его еще надо так провести, чтобы чисто и честно выявить победителя. Это первое.
Второе. Я считаю, что еще перед тем, как человек взялся за большую работу, надо ему в глаза посмотреть и сказать: «Родной, ты уверен, что ты справишься? Имей в виду, что я буду смотреть, как ты это делаешь. Если ты все построишь вовремя, хорошо, качественно, честь тебе и хвала, а если ты сорвешь сроки или построишь что-нибудь кривое, ты больше на моей территории не появишься, а я еще постараюсь, чтобы и на соседних тоже». Губернаторы, главы территорий не должны взирать на стройку, они должны ее контролировать, должны быть уверены в том, что все идет по графику.
Когда-нибудь в целом по стране и на Дальнем Востоке в частности нам придется создавать такой пул добросовестных подрядчиков, которым мы верим. Очевидно, что будем выбирать их по тендеру, на основе конкурсных процедур, но так, чтобы туда не попадали люди, которые сразу после получения денег пытаются их стащить.
Еще одна важнейшая тема – проектирование: эту систему нам придется перебирать полностью. Ведь есть проекты, которые до сих пор не построены, хотя уже прошло сколько лет. Например, аэродром в Амурской области. В чем история? Был разработан проект, цена получилась значительно ниже, чем любой из строителей готов взяться. Провели аукцион. Ну вопросов нет, так, наверное, в жизни могло сложиться. Но если на этот аукцион не пришло ни одного участника, зачем же его еще четыре раза проводить? Четыре раза с упорством, достойным лучшего применения, через установленный законом порядок. Я, когда туда приехал, говорю: «Вы зачем это делали, к вам люди не приходят, вы не понимаете, что за эти деньги построить нельзя? Ну пересмотрите проектную документацию. Отправьте ее на Главгосэкспертизу».
Поэтому я и говорю, что главы регионов должны просто очень внимательно контролировать процесс строительства, чтобы все было прозрачно, честно, чтобы люди, которые выиграли тендеры, выполняли свои обязательства. И примеры хорошие есть. Могу вам доложить, что на Сахалине в прошлом году было максимальное количество проектов по «Единой субсидии». Ни одного срыва. Значит, можно работать и на Дальнем Востоке, оказывается? Просто надо рукава засучить».
«Наводнения на Дальнем Востоке будут повторяться»
«Мы напрасно считаем, что человек всесилен. Природа пока посильнее, да и с климатом что-то происходит, он меняется. Можем ли мы это приостановить? В краткосрочной перспективе, уверен, нет. Наводнения на Дальнем Востоке будут повторяться. Что надо делать? Дамбы достроить. На дамбы выделено довольно много денег. В целом ряде территорий с этой работой почти справились, а на других – нет. В Еврейской области не достроили, как и в Комсомольске-на-Амуре. Мы уже там, совместно с правоохранительными органами, начали работу на тему того, что компания выиграла тендер, вышла, построила половину, и все – деньги закончились. Как? Почему? Вы же взялись за эти деньги построить. Я с человеком сам уже встретился. Говорю: «Ну что с вами делать-то дальше»? А он говорит: «Я дострою». Клялся. Посмотрим.
Особенно запомнился мне Николаевск-на-Амуре. В первый год работы полпредом я там был: подтоплены дома, затоплены огороды. Говорю: «Все, вот тут выберем сейчас место на холме, построим новые дома, все будет хорошо». Жителей собрали, спрашиваю: «Вот место – устраивает? Поедете?» Они: «Нет, не поедем». Я говорю: «Почему?» Они говорят: «Вы что, не понимаете? Вот река. Вот мы здесь построились. Мы здесь рыбу ловим. Вот у нас лодки стоят. Да зачем мы на эту гору полезем. Ну подтапливает, но жить будем здесь. Здесь, чем можете, помогайте, там жить не будем».
И это не единственный пример. Точно так же был в этом году в Еврейской области. Затоплены хозяйства, дома. Только вода ушла. И ко мне подходит дедушка и говорит: «Вы только уж, пожалуйста, как-то так бумаги напишите, чтобы я здесь жить мог продолжать». Я говорю: «Так зона подтопления». «Не, мне здесь не надо зону подтопления. Я жить хочу здесь. У меня вот, видите, деревья посажены, я здесь привык». И так далее.
К этому тоже надо относиться с уважением, поэтому мы будем бороться со стихией, постараемся защитить населенные пункты, но сталкиваться с этой угрозой мы будем еще не раз. Если взять Хабаровск, то там защитная дамба хорошая, она построена, держит, защищает микрорайоны. Что касается тех, кто пытается заработать на паводках, главы муниципалитетов понимают, что, когда они ставят подпись, что там был ущерб, они за эту подпись ответят. Есть прокуратура, поэтому просто так деньги раздавать не будем».
Больная тема
«Здравоохранение в тройке самых больных проблем на Дальнем Востоке. На некоторых территориях ситуация уже совсем плохая. Вот в Еврейскую область выезжал министр здравоохранения Мурашко, потом министр по развитию Дальнего Востока. Там ситуация выглядит следующим образом. Рядом Хабаровский край, в котором в силу его величины заработная плата значительно выше, в результате медицинские кадры из Еврейской области просто «вымыло» в Хабаровск. То есть их там осталось недостаточно для оказания качественной медицинской помощи. Конечно, мы обязаны эту проблему решить. Есть национальный проект «Здравоохранение», в рамках которого будут строиться сотни больниц, ФАПов, но боюсь, что этот вопрос придется рассматривать правительству более внимательно».
«Без самолетов развивать не получится»
«У нас есть задача полностью модернизировать флот единой дальневосточной авиакомпании «Аврора», причем заменить их на воздушные суда российского производства. Это непросто. Но я очень надеюсь, что построят «Байкал». Необходимо выпустить самолет, который может садиться на коротких площадках, будет обладать соответствующим запасом прочности, сможет вывозить людей, грузы, обладать достаточно привлекательными экономическими характеристиками. Дальний Восток – огромная территория, 40% территории России, по протяженности автомобильных дорог мы существенно отстаем. Без самолетов развивать не получится.
По «Байкалу» мы, конечно, пытаемся спорить с Минпромторгом. Я тут жесткую позицию занимать не могу, потому что решение, что должно летать и как оно должно быть, должны принимать авиаконструкторы, а не работающие в правительстве товарищи, какие бы должности они ни занимали.
Но с конструкторами тоже сложно: одна половина говорит о том, что строить лучше всего из алюминия, а другая – из композитов, так как мол в два раза больше будет грузоподъемность, появится больше плечо и так далее. Вот в таком постоянном столкновении находимся с коллегами.
В то же самое время чем хорошо создание единой авиакомпании «Аврора»? Тем, что мы можем выступить как заказчики. Вот еще раз говорю: выбирать там, какое судно воздушное построить, мы не будем, но если сегодня авиаконструкторы скажут, что они создадут такой замечательный региональный самолет с уникальными характеристиками, мы можем его заказать. И это поможет им выйти на производственную мощность и отработать технологию.
То же самое с вертолетами. У нас сейчас на линиях в основном Ми-8, в которых более 20 мест. Мы возим воздух. Нужны средние и малые борта, чтобы вывозить людей из труднодоступных поселков, оказывать им медицинскую помощь. Ми-8 для этого не лучшая машина. В этом году, будем надеяться, введут в эксплуатацию К-62».