2021-09-17T09:52:32+10:00 2021-09-17T09:52:32+10:00

Дмитрий Алексеев: «Сначала люди, потом – экономика»

фото: предоставил Д. Алексеев |  «Сначала люди, потом – экономика»
фото: предоставил Д. Алексеев

Совладелец компании с 514-миллиардной (за прошлый год) выручкой Дмитрий Алексеев (ДНС) горячо поддерживает идею создания нового города в 30 километрах от Владивостока.

– Дмитрий Юрьевич, в соцсетях появилась версия, что город Спутник – это ваша идея. «Наверху» ее только подхватили. Министр Алексей Чекунков на днях сказал, что уже не 300 тысяч человек может проживать в Спутнике, как заявили изначально, а 30 тысяч. Именно на такое количество жителей и был рассчитан ваш город «ДНС-сити», который расположится опять-таки в Надеждинском районе.

– Эта идея витает в воздухе, и здесь не нужен какой-то Алексеев. Очевидно, что Дальнему Востоку необходим большой растущий город, а проект «Спутник» – механизм создания такого города. Мы должны понимать, как будет происходить развитие Владивостока, куда идут тренды и что надо сделать для того, чтобы развивался регион.

– Вопрос в том, где десятки или сотни тысяч новых горожан будут работать. В советское время населенные пункты создавали вокруг производственных мощностей, а у нас-то что, чем заниматься?

– Не все понимают, что мир изменился с тех времен, о которых вы говорите. Сегодня экономика развивается и растет там, где хорошо жить, где разнообразнее инфраструктура. Поэтому сначала люди, а потом – экономика.

Если мы посмотрим на мировой рынок, на который, как мне кажется, надо равняться, то увидим много тому примеров. Возьмите Канаду, северную страну с большими территориями. На ее далекой западной окраине, среди лесов, построили Ванкувер – красивый и комфортный город. Система налогообложения в Канаде устроена так, что не все деньги провинции отправляют в столицу, что-то можно вкладывать в развитие территории. Там люди потянулись на далекую окраину, вслед за ними пришла экономика.

– Владивосток хоть и восточная окраина, но климатические условия здесь не такие, как в Ванкувере, не говоря уже о других особенностях.

– Но мы-то конкурируем не с Ванкувером, а с необъятными просторами нашей Родины. Например, население Тюменской области выросло на 300 тыс. человек за последние годы, Новосибирска, Красноярска – на 200 тыс. А ведь Владивосток – это не Тюмень в смысле климата, здесь лучший климат на Дальнем Востоке, не считая, быть может, юга Сахалина.

Если в Хабаровске еще нужно подумать, чем заниматься, то во Владивостоке такого вопроса не стоит, потому что мы располагаемся на берегу Тихого океана, развернувшись лицом ко всей Азии. У нас одной только логистики хватит, чтобы занять миллион человек, потому что за счет этой отрасли развиваются разные сервисы. За сервисами подтягивается торговля, за торговлей – кастомизация, потом производство.

Собственно, компания ДНС прекрасно себя чувствует там, где мы с вами сейчас находимся, потому что рядом мировые производственные центры. И ДНС – это не единичный случай, есть во Владивостоке «БубльГум» и другие компании.

Если бы не ограниченный ресурс – малое количество населения, то мы бы развивались еще интенсивнее.

– Резкий рост населения Владивостока, с его ветхими сетями, неразвитыми коммуникациями, перегруженностью автомобилями, сделает проживание в нем невыносимым.

– Это уже вопросы урбанистики. Люди, которые хотят развивать город, должны сделать так, чтобы большому количеству человек было комфортно на ограниченной территории. Если мы посмотрим на Манхэттен, то увидим, что при высокой плотности населения там достаточно комфортно жить, потому что ты можешь спокойно обходиться без машины: вокруг разнообразие сервисов, развитая пешеходная инфраструктура, магазины…

– То же самое сегодня касается и Москвы, во всяком случае, ее центральной части.

– Это и есть урбанистика! Если город развивается правильно, то чем больше масштаб, тем разнообразнее инфраструктура и выше качество жизни.

Владельцы «шахт» и мы

– В регионах ДФО ситуация сегодня следующая: владельцы ресурсодобывающих предприятий выкачивают из своих «шахт» фантастические прибыли, нимало не заботясь о благе территорий. Прибыль – в офшоры, все проблемы – регионам. Вы видели, в каком состоянии, например, Петропавловск-Камчатский, административный центр края с населением, как в будущем «большом» Спутнике? А ведь там некоторые талантливые бизнесмены добывают сотни миллионов долларов в год. Обитают они, разумеется, не на Камчатке. Почему же только бюджет должен финансировать крупные социальные проекты? Как бы вы, человек, которого в СМИ принято называть «приморским миллиардером», отнеслись к идее создания такого механизма перераспределения капиталистической прибыли на Дальнем Востоке, который поможет сказку делать былью для всех?

– Бизнес приходит туда, где есть прибыль. А дальше властям нужно работать с экономикой и формировать такие условия, чтобы эта прибыль оставалась на местах, а предприниматели в своем стремлении заработать делали полезные вещи. Бизнесу нужны правила игры, которые относятся ко всем, большинство примеров развития в мире базируется на этих принципах.

Владельцы «шахт» занимаются «выкачиванием недр» потому, что неправильно работает система государственного управления. Нужно не изымать прибыли, а создавать стимулы для инвесторов. Неприкосновенность частной собственности, защита инвестиций – это очень важные гарантии. Если они соблюдаются, то ни один алчный олигарх не повезет деньги непонятно куда.

– Значит, сверхприбыли оставим в неприкосновенности и продолжим стоять обществом с протянутой рукой, пытаясь что-то сделать за бюджетный счет. Тут вспоминается фраза, высказанная на Петербургском международном экономическом форуме министром Чекунковым: «Мы развиваем Дальний Восток как бизнес-проект». Но любой бизнес создается в парадигме максимизации прибыли и минимизации издержек: где же в этой формуле население?

– Предприниматели – это люди с набором определенных качеств. Иногда они могут рисковать, иногда впадают в авантюризм. Надо это использовать, а не давать им по рукам.

– Ладно, замнем для ясности эту тему и вернемся к нашему Спутнику.

– Давайте.

С чего начать?

– Итак, ваши предложения – с чего начинать? В качестве первого шага объединим административно Владивосток, Артем и Надеждинский район – это понятно…

– Я бы не торопился с объединением. Каждая территория имеет свои административные наслоения и сложности, так что процесс будет нелегким. А для меня концепция создания Спутника – это именно попытка развязать часть противоречий, которые возникают в нашей административной системе, и по мановению волшебной палочки она не перестроится. Тем более что сегодня во Владивостоке прекрасный новый мэр, который, на мой взгляд, способен многого добиться. Владивосток и Артем могут даже поконкурировать в скорости развития территории.

К слову, отмечу, что во Владивостоке ДНС не смогла реализовать ни одного проекта жилищного строительства. За его пределами это сделать легче, мы построили ЖК «Формат» и строим «ДНС-сити».

– Значит, вы не поддерживаете предложение о выносе административного и делового центра из исторической части Владивостока?

– Считаю, что примеров хороших выносов не бывает. Все-таки это сложная социальная ткань, которую лично я бы не разрушал. Я – за созидание нового, за эволюцию и органичный рост, а не за разрушение старого. В той же агломерации Ванкувера пять городов, административно не подчиненных друг другу. А столица штата там вообще на острове, к которому нет даже моста.

Мне больше нравится идея сотрудничества и в чем-то конкуренции разных субъектов. Можно будет только приветствовать конкуренцию за развитие территорий, предположим, Минвостока и прекрасной обновленной администрации Владивостока…

– Вы имеете в виду, что новым городом могло бы управлять непосредственно министерство? А что, звучит: Спутник – город прямого министерского правления.

– Выделено целое министерство, которое должно заниматься созданием нового города, но которому, к сожалению, ни ресурсов, ни полномочий толком не предоставили. Чисто управленчески, возможно, неплохая идея, чтобы «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» стала субъектом, который будет выполнять административную функцию, и девелопером по развитию территорий.

Нужно правильное муниципальное управление на земле. То есть главным девелопером города должна являться городская администрация.

– Мы уже видели подобные примеры. Это привело к сказочному обогащению отдельных личностей.

– В 2000-х годах была совершенно другая история, потому что тогда муниципальные службы были заточены не на создание, воспроизведение и управление общественными благами, а на приватизацию.

Город – это большое сложное образование, которое состоит не только из частных благ, но также из общественных, то есть тех, плату за которые нецелесообразно брать индивидуально. Причем значение общественного блага во многом первостепенно. Но сегодня ни с муниципального, ни даже с регионального уровня невозможно провести коренные изменения в этой сфере. И мы приходим к тому, что нужна децентрализация власти для качественного развития территорий.

– Децентрализация в России заканчивается развалом страны.

– Неправда. Это должен быть направленный процесс – что-то децентрализовать, а что-то делегировать на места. Необходимо распределить полномочия на муниципальном уровне, на уровне субъекта и на уровне Федерации.

Вдумайтесь: сегодня вы не можете не то что школу построить, а даже бордюр положить без согласований с Москвой. В «нулевых» требовалось установить некоторую бюджетную дисциплину, можно было понять, когда «давали по рукам» муниципалитетам и губернаторам. Но жизнь не стоит на месте. В чем моя претензия к нынешней власти? В том, что мы стоим на месте, но когда вы живете прошлым и пытаетесь остановить время, оно вас за это наказывает. Опасно застревать в 20-м веке.

Вот только не надо во всем винить местных чиновников. Это просто объективно сложно, когда все субъекты и муниципалитеты функционируют в режиме придатка к вертикали. Особенно учитывая временную разницу и территориальную удаленность.

Кто приедет в новый «большой Владивосток»?

– Самый чувствительный для общества вопрос: десятки и сотни тысяч переселенцев будут составлять мигранты из Средней Азии?

– Мы можем привлечь людей со всего Дальневосточного региона. На Дальнем Востоке, включая Забайкалье, проживает 8 млн человек. А нам необходимы какие-то 300 тыс. Даже в масштабе округа это достаточно скромная цифра.

Другая категория – переселенцы с Запада. Я сам переселенец в четвертом поколении. Когда-то сюда приезжало много людей с Украины, сегодня мы можем принять наших братьев с Донбасса, из Приднестровья и другого ближнего зарубежья. Да и на мигрантов из Средней Азии можно рассчитывать, но нужно создать такие условия, которые позволят привлекать людей с образованием, готовых интегрироваться в наше общество.

Нет проблемы, «где взять». Стоит вопрос, «как принять». А сейчас не едут сюда из-за дефектов системы управления. За людей надо бороться. Не существует объективных причин для «неразвития» Владивостока. Просто надо захотеть и сделать.

– Итак, сначала люди, потом производство, потом то, что мы называем в беседе «экономикой». А какое крупное производство здесь можно создать?

– У города на миллион жителей может не хватить ресурсов для крупного производства, чтобы заниматься еще и логистикой, торговлей, сервисом.

– Компания ДНС могла бы организовать в Приморье высокотехнологичное предприятие? Вы бы могли производить, допустим, смартфоны.

– Зачем? Есть ли необходимость выпускать в Приморье очень высокотехнологичные продукты? Часто задача таких предприятий не в том, чтобы обеспечить реальные рабочие места и помочь экономике, а показать, что «мы не хуже».

– В современном мире принято считать, что уровень развития страны подчеркивается наличием высокотехнологичных производств.

– Вот именно. Вы говорите об уровне страны, а не о развитии экономики. Прежде чем думать о вишенке на торте, нужно испечь торт. Чтобы Южная Корея стала мировым технологическим лидером, потребовалась огромная масса капитала. Таких ресурсов у России даже близко нет. И наш капитал сначала нужно вкладывать в более очевидные вещи.

– Если Минвосток привлечет и направит сюда деньги, то надо понимать, что их освоят москвичи. Вы сказали, что эта история будет синергетична. В чем заключается синергия?

– Появится больше интересантов. Помню, я общался с представителями туристического бизнеса в Приморье, которые организовывают экскурсии, и поднял вопрос конкуренции. На это мне в унисон стали объяснять, что практика показывает: чем лучше идут дела у твоих коллег по цеху, тем лучше всем остальным. Если одна компания организует пешие экскурсии по Владивостоку, это вряд ли привлечет туристов, а если будет пакет, то турист заинтересуется. Вот вам эффект синергии растущего рынка.

Ресурсы, которые Минвосток привлечет в Приморье, помогут в том числе и нашему проекту. «ДНС-сити» и Спутник – это разные города. Мы действительно строим город на 30 тыс. человек, а параллельно будет развиваться Спутник. Кроме того, подготовленный министерством проект предусматривает развитие ТОР «Надеждинская» в сторону Тавричанки и поселка Западного. «ДНС-сити» станет частью этой истории. При всех имеющихся ресурсах нам его не построить в одиночку, не решить проблемы с энергетикой, газом, не создать общественные блага. Энергия содружества нам поможет.

– Есть ли у вас детальное представление, как должен выглядеть новый город?

– Думаю, пока ни у кого нет такого представления. Пока это только идея.

– А если бы вам предложили возглавить весь этот процесс, согласились бы?

– Я бы сказал: «Я предприниматель, я хорош на своем месте. Есть люди не хуже меня. А я занимаюсь своим делом». У нас еще много больших проектов, «ДНС-сити» – только один из них.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ