Каждый раз после сдачи очередных квартальных отчетов начинаются новые приключения – камеральные проверки, а с ними и пачки требований.
Хорошо, если все же требования, а не звонки с настоятельными просьбами. В этой статье разберем, на какие запросы налоговиков стоит реагировать, а от каких вежливо «откреститься» на законных основаниях.
Требования в основном приходят двух видов – либо по предоставлению пояснений, либо по предоставлению документов (информации), и, к слову, это две самостоятельные утвержденные формы. На практике часто в требовании о предоставлении пояснений запрашивают и огромный список документов, что является неправомерным действием. Перечень оснований для запроса документов или пояснений строго прописаны в НК и имеют закрытый характер (ст. 88, 89, 93,93.1 НК РФ). На практике запросы удивляют своим богатым внутренним миром.
Хотя все та же «библия» проверяющих – Налоговый кодекс говорит о том, что налогоплательщик вправе не исполнять незаконные требования налогового органа (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ), здесь не стоит быть столь категоричным и сразу же отказывать в предоставлении документов. Я рекомендую разобраться с сутью запроса и сделать так, как выгодно в каждой конкретной ситуации.
Когда мы получаем требование, в первую очередь, следует понять, законно ли оно.
Во вторую очередь, важно вникнуть, кого проверяют на самом деле и исходя из этого определить цель проверки. Это не всегда однозначно понятно, но от этого строится тактика работы с требованием.
Часто, когда хотят проверить тот или иной факт о налогоплательщике, а оснований для прямого запроса нет, вполне могут прислать запрос в связи с проверкой проблемного контрагента. При этом компании, получая запрос по контрагенту, часто расслабляются, что проверяют не их, и представляют все документы. Однако любые представленные вами документы могут быть использованы против вас. Неправомерные вычеты НДС, подмена трудовых и других договорных отношений, незаконное дробление – все это из ваших документов может увидеть налоговая.
Как же следует поступить? Рекомендую всегда отвечать на требования, так как за отказ в исполнении обязательно последует штраф. А вот объем и содержание ответа зависит от цели, которую вы преследуете. Если действительно присутствуют неблагоприятные факты или нет понимания, чего на самом деле от вас хотят, то следует на законных основаниях оттянуть сроки или увильнуть от ответа. В случае, когда у вас все в порядке и в ваших интересах это доказать, предоставляем ровно то, что запрошено в соответствии с Налоговым кодексом.
При этом, если вы по какой-то причине получили штраф за неисполнение требований налогового органа, то тут тоже не стоит опускать руки, его можно уменьшить минимум в два раза, а иногда и вовсе оспорить. В рамках статьи сложно рассказать все нюансы работы с требованиями, поэтому специально для вас я подготовила дополнительные материалы: алгоритм работы с требованием и образец ходатайства на снижение штрафа. Материалы можно получить, написав мне в директ «Инстаграм» @davydova_consulting слово «требование».