2022-05-11T11:16:43+10:00 2022-05-11T11:16:43+10:00

Отважный чекист. Как контрразведчики сражались за Севастополь

 Отважный чекист. Как контрразведчики сражались за Севастополь

С нападением на СССР фашистской Германии на защиту Родины встало все население страны. Люди различных профессий взяли в руки винтовки и отправились на фронт выполнять свой священный долг.

Только за один день – 24 июня 1941 г. – в Приморский крайвоенкомат поступило 783 заявления от добровольцев. В 4 часа утра 29 июня 1941 г. на запад ушел первый эшелон бойцов с Дальнего Востока. В самые тяжелые и ответственные моменты войны из состава Дальневосточного фронта Ставка Верховного Главнокомандования отправила на передовую 23 дивизии (16 стрелковых, 4 танковых, 2 кавалерийских, 1 мотострелковую), 19 бригад (3 стрелковых, 3 воздушно-десантных, 13 артиллерийских), авиационные части и подразделения специальных войск.

С Дальнего Востока на фронт перебросили около 250 тыс. солдат и офицеров, около 3,3 тыс. орудий и минометов, почти 2 тыс. танков и другой техники. Кроме того, маршевым пополнением на фронт было направлено более 100 тыс. человек.

Только из Приморья уже к началу октября 1942 г. в действующую армию было призвано 134,9 тыс. жителей – половина мужского населения в возрасте 18–50 лет. Они участвовали в битвах под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и Заполярье, в Крыму и Севастополе.

В обороне последнего принимал участие и профессиональный контрразведчик, морской пехотинец Александр Тимофеевич Куролесов (на фото сверху). Всей своей жизнью доказавший правильность выбранного им пути.

Боевое крещение

Александр Куролесов родился в 1916 г. в селе Московском Ставропольской губернии. В августе 1940 г. окончил Ростовскую школу ГУГБ НКВД СССР, после чего был назначен на должность оперуполномоченного УНКВД СССР по Ростовской области. В октябре 1941 г. был направлен в особый отдел 79-й морской стрелковой бригады, получив в оперативное обеспечение отдельный стрелковый батальон, санитарную роту и роту противотанковых ружей. 20 декабря 1941 г. бригада была доставлена в Севастополь, где вошла в состав Приморской армии.

Боевое крещение молодой лейтенант прошел 22 декабря 1941 г., когда батальон поднимался на Мекензиевы горы, чтобы отбить высоту, ранее захваченную немцами и прикрывавшую дорогу на Севастополь.

«Гитлеровцы выпустили несколько очередей из пулемета по нам и замолчали, – вспоминал Куролесов. – Видимо, бежали. Но как только мы заняли высоту, на нас полетели сотни мин гитлеровских. Я укрылся в окопчике, и недалеко от меня два матроса оказались убитыми. Прозвучала чья-то команда: «Вперед!» Я ее повторил так же громко, и в том же составе мы побежали по кустам вперед».

Высота была взята, но немцы не раз предпринимали попытки отбить ее. Еще несколько дней высота переходила из рук в руки. В один из боев немцы выкатили орудие и прямой наводкой стали бить по КП, где находились бойцы Куролесова.

Куролесов метким огнем уложил весь орудийный расчет фашистов и, организовав дерзкую вылазку, отбил немецкое орудие себе.

Бои шли с увеличивающимся ожесточением, и вскоре живыми из офицеров остались только лейтенант Куролесов, начальник химической службы капитан Ткачев и 75 бойцов, 50 из которых были ранены.

«Атака следовала за атакой, – вспоминал Александр Тимофеевич. – В промежутках немцами наносился мощный минометно-артиллерийский огонь. Но все атакующие уничтожались нами пулеметным огнем… Ткачев занимался спасением раненых, а я, как меткий стрелок, «готовил» пулеметчиков из всех, кто еще мог воевать…»

Несмотря на бесконечные атаки танков и пехоты гитлеровцев, малочисленность наших сил, уменьшение запасов патронов, молодой офицер не думал отходить с позиций. А дождавшись подкрепления, подразделение вновь пошло в атаку, заставив отступить теперь уже истощенные штурмом, хотя и превосходящие силы противника. Получив тяжелые ранения, Александр Тимофеевич был направлен в медсанроту. Где за организацию боя был принят в члены коммунистической партии.

Чтобы вернуться

В первых месяцах 1942 г. враг активизировал разведывательную деятельность в Крыму. «Весь день и всю ночь я ходил по окопам подразделений, инструктировал командиров и некоторых бойцов о признаках обнаружения и приемах задержания посторонних лиц. Изучал местность и наиболее уязвимые места в обороне», – вспоминал Александр Куролесов. И его деятельность вскоре дала свои результаты.

Так, два незнакомых лейтенанта были задержаны в расположении артиллерийских батарей соседней войсковой части. В ходе опроса они заявили, что на днях прибыли с Большой земли после излечения в госпитале и были направлены штабом Приморской армии в 95-ю стрелковую дивизию, но заблудились.

Проверкой показаний через Особый отдел Приморской армии было установлено, что в штабе указанные лица не появлялись, в части Севастопольского оборонительного участка их никто не посылал. Позже выяснилось, что они – изменники Родины, завербованные немецкой разведкой и направленные в расположение наших частей с целью шпионажа. Пользуясь обстановкой, они неделями бродили по тылам частей, собирая важные для гитлеровского командования сведения. Но передать их не смогли, так как были задержаны. Они еще надеялись на свою «легенду» и документы, но это не помогло.

За разоблачение немецких шпионов Александр Тимофеевич был представлен к награждению орденом «Красная Звезда».

Летом бои в Крыму начались с особой ожесточенностью, и в июле 1942 г., потеряв свыше 50% личного состава, 79-я морская стрелковая бригада прекратила свое существование, перестал существовать и Особый отдел. Остатки войск, оборонявших Севастополь, отошли на мыс Херсонес, где сопротивлялись еще несколько дней в ожидании эвакуации.

1 июля 1942 года у 35-й береговой батареи состоялся последний бой военных контрразведчиков Приморской армии. «В помещении ложной батареи вместе с другими военнослужащими укрылось около 40 «особистов», – вспоминал Александр Тимофеевич. – Проведенным совещанием было решено отбросить немцев от береговой полосы, организовать там оборону и помочь командованию с эвакуацией личного состава. Когда немцы подошли к укрытию вплотную, первыми в атаку пошли именно контрразведчики».

Участник того боя Г. А. Увин писал: «Эту боевую операцию 1 июля 1942 г. в невероятно трудных условиях отважные чекисты ценою своей жизни (почти все они героически погибли при выполнении этой операции) выполнили блестяще».

Бой был жестокий – из контрразведчиков осталось в живых только 12 человек, но плацдарм был удержан, и все выжившие эвакуировались. Чтобы вернуться в апреле 1944-го и освободить Крым и Севастополь в мае того же года.

«Военные контрразведчики с честью выполнили боевое задание командования Черноморского флота по обеспечению планомерной эвакуации войск и командного состава при оставлении Севастополя в июле 1942 г.», – констатировал генерал-майор В. Е. Зареула в коллективном труде «Военные контрразведчики. Особым отделам ВЧК-КГБ 60 лет», изданном Военным издательством Министерства обороны СССР в 1979 г.

Александр Тимофеевич войну закончил в Чехословакии. Был награжден орденами «Красного Знамени», «Красной Звезды», медалями «За боевые заслуги», «За оборону Севастополя», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

После войны Александр Куролесов, окончив работу в органах военной контрразведки, продолжил свою службу, охраняя секреты одного из оборонных авиационных заводов страны. На одном из чествований ветеранов работники завода преподнесли ему приветственный адрес с написанными ими стихами-поздравлением:

Пройдя сквозь эти годы огневые,

Он и теперь не уклонился от забот,

Он с трудными подростками в заводе

Работу бесконечную ведет.

Подтянут и по-юношески строен,

Для молодых всегда во всем пример.

Всегда он выдержан, решителен, спокоен,

Бывалый, боевой, советский офицер!

Ушел из жизни Александр Тимофеевич в 2000 г. Но продолжает «решительно и браво» шествовать в ежегодных парадах Бессмертного полка.

Юрий УФИМЦЕВ

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ