Для того чтобы выяснить, так ли необходим компании собственный сайт, необходимо понять, какие задачи ставит перед собой руководство фирмы. Естественно, что главная цель, которую преследуют все компании, занимающиеся любым видом бизнеса — это получение прибыли. И для достижения этого используются различные методы. Поэтому руководители стремятся увеличить узнаваемость собственной фирмы среди клиентов, найти выгодных партнеров, создать эффективную и работоспособную структуру бизнеса и т.д. Корпоративный web-сайт является, пожалуй, самым универсальным средством для выполнения всех этих задач. Он в той или иной степени способствует достижению, как минимум, 4 промежуточных целей.
Имидж — ничто, сайт...
Создание положительного имиджа современной успешной компании уже, наверное, немыслимо без собственного сайта. Причем это должна быть не примитивная домашняя страничка на бесплатном хостинге (например, narod.ru) — подобное решение оказывает как раз обратное влияние. «Корпоративный сайт сегодня — это визитная карточка компании в сети Интернет, — утверждает Александра Баканова, директор сash&carry «Кашелка». — Именно по сайту вас будут узнавать и, главное, оценивать клиенты и партнеры».
Но в то же время совсем не обязательно делать потрясающую web-страницу с анимацией или же огромный портал. Иногда достаточно совсем небольшой, но качественной «Интернет-визитки» с краткой информацией о фирме, ее услугах, контактами и предложением о сотрудничестве. «Любой качественный сайт способствует улучшению имиджа компании — считает Анастасия Ширина, директор web-студии XMLStudio. — Наличие Интернет-страничек лишний раз доказывает: компания делает все, чтобы партнерам и клиентам было удобнее получать какую-либо информацию».
Правда, еще несколько лет назад многие руководители не расценивали корпоративный сайт, как инструмент собственного бизнеса. «Пять-шесть лет назад главным аргументом в пользу создания web-страницы для той или иной компании было появление такой у партнеров или же конкурентов, — объясняет Михаил Таций, генеральный директор компании «Альфа Технологии». — Следуя логике «а мы не хуже», многие желали заказать сайт и себе, при этом чаще всего экономя на качестве. Однако сейчас ситуация изменилась: большинство руководителей, прежде чем принять решение, задумывается о пользе, которую будет приносить их бизнесу сайт».
Обратная связь
Корпоративный сайт — это, кроме всего, еще и возможность для двустороннего общения с потенциальными клиентами. На web-странице можно подробно рассказать потребителям о предлагаемых товарах и услугах, новых поступлениях и т.д. Причем, в отличие от рекламы в СМИ, такая самореклама на сайте обеспечивает оперативный и круглосуточный доступ клиентов к полной информации о компании, расширяется географический рынок товаров и услуг, а любые данные, расположенные на сайте, могут быть быстро изменены, дополнены.
Кроме того, корпоративный сайт имеет еще одно немаловажное преимущество. «Web-сайт может существенно уменьшить рекламный бюджет компании за счет переноса на него большей части информационной нагрузки. Корпоративный сайт — это долговременный продукт, который при взаимодействии с другими рекламными технологиями может существенно повысить эффективность рекламных кампаний», — сообщает Михаил Таций.
С помощью сайта можно также получить и отзывы потребителей о товарах или услугах. Звонить в компанию или тем более писать письма — станут единицы, но на сайте многие покупатели легко оставляют свои отзывы. Это не занимает много времени и не требует дополнительных затрат. Кроме того, web-страницу можно использовать для проведения всевозможных маркетинговых исследований и опросов.
Однако все эти преимущества хозяин сайта сможет ощутить лишь при одном условии — сайт должен «работать», а, следовательно, быть посещаемым. Для этого следует разместить не только ту информацию, которая необходима заказчику (товары, услуги), но и сведения, интересные посетителям. Так, например, количество посетителей сайта магазина детской одежды резко возрастет, если там поместить информацию о детских садах города, воспитании, кормлении детей и т.д. Игорь Чуприн, руководитель PR-направления в группе компаний А11: «За годы работы на этом рынке мы уже определили «портрет» своего потребителя, знаем его увлечения и пристрастия и потому размещаем на сайте информацию интересную нашим клиентам — новости компаний-производителей, обзоры новинок Hi-tech и т.д.».
Взаимодействие с партнерами
Успешное партнерство — обязательное условие успешного бизнеса. Поэтому поиск компаний, готовых сотрудничать, — это важное направление деятельности любой фирмы. И корпоративный сайт может не только увеличить эффективность этой работы, но и опять-таки снизить ее стоимость. «Благодаря сайту, — говорит Анастасия Ширина, — вся информация о компании расположена в Интернете, где доступна пользователям из любой точки земного шара». Кроме того, корпоративный сайт может облегчить не только поиск новых бизнес-партнеров, но и взаимодействие с уже существующими... «На сайте может публиковаться информация, предназначенная для партнеров, — уточняет Анастасия Ширина, — это более быстрый, удобный и дешевый способ, нежели отправление тех же данных по факсу, обычной почтой или по телефону».
На сайте можно организовать и особую систему обмена информацией с партнерами и дилерами. Например, для любой торговой фирмы будет полезным создание системы автоматической генерации (обновления) прайс-листов на основе данных из бухгалтерских документов. Специалисты отмечают: благодаря такой системе можно существенно сэкономить время.
Организация торговли
Торговля с помощью веб-сайта является, пожалуй, единственным прямым способом заработка с помощью корпоративных Интернет-страниц. Однако, по мнению специалистов, во Владивостоке открытие Интернет-магазина «с нуля» пока экономически неоправданно — слишком мало пользователей глобальной сети. Игорь Чуприн: «Мы открыли свои салоны на ул. Алеутской и ул. Пионерской, т.к. поняли, что во Владивостоке есть достаточно большой сегмент покупателей, который невозможно охватить Интернет-магазином».
Несмотря на это многие считают, что Интернет-магазин во Владивостоке может быть вполне рентабельным. «Сайт может приносить неплохие деньги, — рассуждает Александра Баканова, — но для этого нужны большие начальные капиталовложения. Мало сделать красивый и удобный сайт — необходимо, чтобы о нем узнали и начали им активно пользоваться, а это кропотливый труд и дополнительные вложения».
Совсем другое дело, когда магазин в Интернете открывает компания, уже занимающаяся торговлей. В этом случае первоначальные затраты минимальны — ведь уже есть налаженные связи с поставщиками, клиентура, офис, склад и т.д. Единственное, что нужно — это создать сам сайт и нанять дополнительный персонал. В этом случае Интернет-магазин способен принести дополнительную прибыль. Тем более что торговля в глобальной сети поможет увеличить товарооборот и узнаваемость компании среди потенциальных покупателей.