Начало работы программы «Дальневосточная ипотека», совпав с колебаниями на валютном рынке и переходом строительной отрасли на систему эскроу-счетов, привело к фантастическому росту цен на недвижимость на Дальнем Востоке. Стоимость так до сих пор и не упала, теперь многие жители региона, уже вышедшие из возраста программы, вынуждены платить высокую цену за улучшение жилищных условий либо вовсе уезжать. Стоило ли так расслоять общество?
Алексей Дешпет, директор ООО «Примполимер»: «Дальневосточную ипотеку» надо рассматривать только в контексте депопуляции Дальнего Востока, где нет комфортных условий для проживания и для развития в условиях рыночной конкуренции. Надо уже это публично признать и перестать стесняться стимулировать население ДФО «нерыночными» методами. Должно быть так: ипотека льготная для любой жилой собственности, но без права продажи в течение 20 лет. Продал? Заплати проценты. Условия СПВ – для всего бизнеса ДФО – и старого и нового. Субсидии на авиаперелет – для всех без исключения жителей Дальнего Востока на каждый рейс, а не раз в год по акции».
Алексей Исаков, генеральный директор ООО СЗ «ДаВинчи Групп»: «Почему «Дальневосточная ипотека» ограничена только для молодых, до 35 лет? Статистика показывает, что склонны к переезду именно молодые люди, у которых еще нет «обременений» в виде недвижимости или ипотеки. Более зрелые граждане реже смотрят на «сторону», ведь у них «жизнь удалась». Это если пройтись грубыми мазками. По крайней мере, это было в основе идеи. Уже в 2022 г. мы увидели движение в сторону расширения действия программы на другие категории граждан – педагогов и медперсонал. Для них нет возрастного потолка. Но и сказать, что после этого прямо толпы ринулись из этих категорий за ипотекой нельзя – да, есть приток, но он «нишевый».
Также в прошлом году начали обсуждать варианты расширения действия «ДВ ипотеки» на всех дальневосточников, что было бы верным решением, ведь в отток попадают не только молодые кадры, а долговая нагрузка снижает мобильность людей. Пока мы не видим реальных изменений в этом направлении. Возможно, 2023 г. станет более плодотворным в этом плане, поскольку именно сейчас мы сможем оценить воздействие мобилизации на отток с ДФО. На мой взгляд, увеличение возрастного ценза на «ДВ ипотеку» поможет как снижению оттока, так и притоку новых жителей региона».
Алексей Безгодков, директор ООО «СЗ «Акватория»: «Мне вот очень интересно, кто и по каким критериям определил, что молодая семья именно в 36 лет перестает быть «молодой»? А почему не в 37 или 38? Теоретически понятно, почему «ДВ ипотека» не для всех. В качестве поддержки демографии хорошо стимулировать молодежь, которая более активная, не обремененная пока еще ничем и может в любой момент поменять место жительства – ее стараются удержать, здесь логика прослеживается. Кроме того, если снять возрастные ограничения для ипотеки под 2%, человек перестанет, так сказать, «торопиться». Покупатели, как правило, всерьез задумываются о приобретении квартиры не по мере необходимости, а когда видят, что «годы уходят и скоро не дадут». «ДВ ипотека» искусственно стимулирует спрос, чаще всего это не запланированная покупка, а вынужденная, по принципу «еще чуть-чуть, исполнится 37, и будет поздно».
Также понятно, что такой продукт выгоден банкам, которым государство доплачивает «недополученные» проценты, субсидирует около 8–10%. Ведь именно на такие, суперльготные ипотеки есть спрос, в то время как обычная большинству не интересна. Даже льготная под 8% не пользуется большим спросом, потому что разница в процентах невелика – 2–3%.
Так что «ДВ ипотека» – продукт уникальный и реально работающий. Но стоило бы повысить возраст выдачи по ней лет хотя бы до 40. Чтобы люди осознанно подходили к таким покупкам, так как современный молодой человек довольно поздно начинает осознавать необходимость создания семейного очага и приобретения фундаментальных благ».
Марина Оборожная, президент Ассоциации риелторов «Приморская палата недвижимости»: «На мой взгляд, стоило бы расширять и разрабатывать стратегию для каждого региона индивидуально. Чтобы средний чек оплаты ежемесячно не превышал 30 тыс. руб., а первоначальный взнос фигурировал в районе 5%, а не 10–12, как сейчас. Условия по первоначальному взносу сегодня таковы, что даже люди, которые имеют средний доход и могли бы теоретически воспользоваться данными продуктами, те же учителя и врачи (у которых нет возрастных ограничений), не могут найти сумму для первоначального взноса.
Не стоит забывать и о населении, готовом переехать на Дальний Восток, ведь ряд льготных ипотек направлены именно на улучшение демографической ситуации в регионе. Так вот большинство таких людей предпочитают приобретать квартиры для ПМЖ на вторичном рынке. А в данном сегменте никаких льгот по ипотеке не предусмотрено. В этой связи, быть может, нужно разрабатывать программы, которые им это позволят, то есть давать льготы, которые необходимы и местным, чтобы купировать наконец отток из ДФО. Я говорю о среднем звене и старшем поколении – они в льготных ипотеках практически не учитываются.
Кроме того, у нас в регионе очень завышена стоимость «квадрата». Невозможно продать квартиру где-то в Благовещенске и купить здесь равноценную, даже по ипотеке».
Алексей Дормидонтов, директор компании «Моя земля»: «В плане условий выдачи льготной ипотеки я бы не говорил о дискриминации населения. Распределение «балбесов» по обществу в разных возрастах по всей стране равномерное. Кто-то и в 50 лет толком ничего не добился, а другие – в тридцать своим умом и трудом достигли определенного положения в обществе. То есть, с одной стороны, каждый человек ценен и нужно поддерживать всех. С другой – важно расставлять приоритеты такой помощи.
Мы активно «боремся» с миграцией из региона – значит в первую очередь стараются поддержать более мобильную молодежь, тех, кто первым бежит с Дальнего Востока. Именно их и стимулируют «плюшками» в виде 2% по «ДВ ипотеке». Лично я, с точки зрения гражданской позиции, так для себя объясняю решение правительства. А как застройщик понимаю, что увеличение лимитов по суммам и раздвижение возрастных рамок стимулировало бы общий спрос и улучшило бы качество рынка. Потому что сейчас из-за текущей конфигурации ипотечных условий у нас продукт на первичном рынке формируется исходя не из потребностей человека, а из его возможностей. А хотелось бы наоборот: чтобы продукт формировался на основании того, что людям надо, а не того, на что им хватает денег».