2023-02-15T14:10:04+10:00 2023-02-15T14:10:04+10:00

Летающие лодки и поплавковые самолеты: с чего начиналась гражданская авиация в Приморье

В конце 30-х годов летающие лодки Бериева были основными гидросамолетами советской морской авиации. МБР-2 были прочны, надежны, просты в пилотировании и обладали хорошей мореходностью. Простая деревянная конструкция позволяла техническому составу производить ремонт любой сложности непосредственно в частях. Однако дерево требовало специального ухода. Самолет после каждого вылета (и, соответственно, посадки на воду) требовал просушки — техники в водозащитном обмундировании выталкивали самолет на сушу, где на побережье разводились костры, которыми прогревали песок, мешками с которым обкладывали корпус самолета, использовали также электролампы, горячий сжатый воздух или бидоны с горячей водой. Для просушки корпуса требовалось несколько часов, после чего самолет был готов к вылету. ФОТО: Википедия |  Летающие лодки и поплавковые самолеты: с чего начиналась гражданская авиация в Приморье
В конце 30-х годов летающие лодки Бериева были основными гидросамолетами советской морской авиации. МБР-2 были прочны, надежны, просты в пилотировании и обладали хорошей мореходностью. Простая деревянная конструкция позволяла техническому составу производить ремонт любой сложности непосредственно в частях. Однако дерево требовало специального ухода. Самолет после каждого вылета (и, соответственно, посадки на воду) требовал просушки — техники в водозащитном обмундировании выталкивали самолет на сушу, где на побережье разводились костры, которыми прогревали песок, мешками с которым обкладывали корпус самолета, использовали также электролампы, горячий сжатый воздух или бидоны с горячей водой. Для просушки корпуса требовалось несколько часов, после чего самолет был готов к вылету. ФОТО: Википедия

Гражданская авиация в Приморье начиналась с военной. В начале XX века, когда пришло время укреплять восточные рубежи Родины, было принято решение создать и авиацию Тихоокеанского флота. Оснащать ее планировалось в основном летающими лодками и поплавковыми самолетами, используя под аэродромы водную поверхность бухт, озер и рек.

Большая часть аэродромов планировалась к размещению в непосредственной близости от Владивостока, а отдаленные аэродромы – в долинах рек.

Так, в 1932 г. на станцию Океанскую была перебазирована 111-я отдельная морская дальнеразведывательная эскадрилья из 12 летающих лодок модернизированных французских «Савой» S-626hc. Через год на Дальний Восток с запада начали прибывать и морские разведывательные авиационные части: 55-й отдельный морской разведывательный авиационный отряд и 65-й отдельный морской разведывательный авиационный отряд, на самолетах S-626hc (они разместились в бухте на ст. Океанской), а также 3-й отдельный авиационный отряд волнового управления, на самолетах МБР-4, с дислокацией в бухте Патрокл.

В СССР первые SM-62 стали поступать в 1930 г. А с 1932 г. началось их серийное лицензионное производство. Всего было выпущено 22 SM-62 и 29 улучшенных лодок, получивших обозначение МБР-4.

Кроме того, на ст. Океанскую прибыл отряд ближних морских разведчиков (10 МБР-4), а в Патрокл – отряд самолетов-водителей торпедных катеров (10 МБР-4ВУ).

В течение 1934 г. на Дальний Восток были еще перебазированы: 17-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья поплавковых Р-5 (в бухте Врангеля), 30-я крейсерская морская авиационная эскадрилья, вооруженная поплавковыми Р-6 (в бухте Суходол), 53-й отдельный морской разведывательный авиационный отряд на самолетах МБР-4 (в бухте Ольга), 3-й отдельный авиационный отряд волнового управления на самолетах МБР-4ВУ (в бухте Врангеля), 7-й корректировочный авиационный отряд (в бухте Воевода на острове Русском).

К 1938 г. авиация ТОФ уже состояла из 726 самолетов, включая и гидро. В ноябре 1941-го на Тихоокеанском флоте сформировали 132-ю смешанную эскадрилью. В нее в том числе вошли четыре итальянских самолета «Дорнье-Валь», переданные из полярной авиации. Это было последнее оснащение авиации Приморья самолетами итальянских и французских марок.

Также в составе ТОФ имелось 146 гидросамолетов МБР-2, первый серийный самолет, созданный под руководством Г. М. Бериева. Именно на этих самолетах с объявлением войны Японии наши поднялись со станции Океанской и нанесли бомбовый удар по Корейскому порту Юки, за что часть, расположенная на Океанской, стала называться «Юкской». После победы над Японией часть самолетов была передана КНДР и во время Корейской войны наносила удары уже по позициям американцев.

Во время Второй мировой войны авиация Приморья оснащалась американскими летающими лодками «Каталина», перегоняемыми через Берингов пролив на Уэлен и далее на Владивосток. Количество их в 1945 г. достигло здесь 70 единиц. Машина получила отличные отзывы. Правда, были и сложности – американцы поставили документацию на английском языке. Наши решение нашли быстро. Летчики и механики внимательно наблюдали за действием агрегатов самолета, тогда как человек в кабине пилота нажимал на тумблеры. Поняв назначение тумблера, механик заклеивал надпись на английском пластырем и писал на пластыре по-русски.

«Каталины» принимали непосредственное участие в десантных операциях советских войск в Китае в 1945-м. Штурман одного из гидросамолетов так вспоминал об этой операции: «Наш маршрут пролегал над морем, далее – через Корейский полуостров, вдоль побережья Северного Китая, а перед портом Дальний пошли на снижение. Волнение моря при нашей посадке составляло около двух баллов – такая погода была нам только на руку. Гидросамолеты садились один за другим в бухте порта Дальнего. Десантники пересаживались на надувные шлюпки, на которых плыли к пирсу. После этого десант действовал согласно боевой задаче: занял судостроительный завод, сухой док».

После войны «Каталины» проходили службу на ВМС ТОФ в Дальнем, но постепенно заменялись на отечественные БЕ-2. Остатки «Каталин» еще в 60-е годы можно было лицезреть у кромки воды на станции Океанской. Они являлись излюбленным местом «лазания» городских мальчишек.

Что касается остатков базирования гидроавиации, то ее можно и сегодня лицезреть на побережье бухты Патрокл, на месте городского пляжа. Сюда еще в начале 1930-х по приказу Наркома обороны К. Е. Ворошилова из Севастополя во Владивосток перебазировался 55-й авиаотряд на гидросамолетах МБР-4. Он вошел в состав Военно-воздушных сил Морских сил Дальнего Востока (ВВС МСДВ). Позднее он был переформирован в 30-ю авиаэскадрилью волнового управления ВВС ТОФ. Волновое управление заключалось в том, что на скоростные торпедные катера устанавливалось телерадиоуправляющее оборудование. На катерах не было экипажа, и управление ими осуществлялось с помощью радиоволн с находящихся в воздухе гидросамолетов.

На берегу бухты были устроены бетонные пандусы для заезда с воды. Была построена широкая бетонная площадка с двумя ангарами, в которых были мастерские и стоянки для летающих лодок. Радио­управляемые торпедные катера базировались здесь же.

К 1941 г., после очередного переформирования части, за ней закрепился номер 63-й отдельной авиа­эскадрильи ВУ ВВС ТОФ. На вооружении эскадрильи стояли летающие лодки МБР-2. Гидросамолеты взлетали и садились на воду бухты, где был выделен специальный фарватер между сильными подводными течениями, после чего заезжали на площадку, где обслуживались.

Личный состав размещался в сохранившихся до сих пор каменных казармах в долине, здесь же был плац, погреба для продовольствия. Был образован целый городок – дома начальствующего состава (ДНСы), столовая, клуб и стрелковый тир на открытой площадке.

Так как Суходольская бухта замерзала очень рано и поздно вскрывалась, то с Суходольского аэродрома в 1950-х годах сюда перелетали летающие лодки Бе-6 и до поздней зимы, а затем и с ранней весны отрабатывали военные задачи. Гидроаэродром просуществовал до 1960-х годов, затем был расформирован и заброшен. В начале 2000-х в руинах аэродрома начали проводиться первые молодежные рейв-пати.

В наше время наземная территория аэродрома площадью в 2 кв. км стала объектом аукционных торгов федерального предприятия «Дом.РФ» и была продана за 50 млн руб. Сегодня ее планируют обустроить как набережную.

Юрий УФИМЦЕВ

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ