Попробуйте в одной фразе пояснить: чем привлекает туриста Приморье? Пляжами? Ландшафтами? Крепостными развалинами? Рыбалкой? Морепродуктами? Романтическими пейзажами с маяками? Водными видами спорта? Экскурсиями по центру Владивостока? Первобытным сервисом? Дикими бухтами, где не встретишь ни одного человека? Тисовыми рощами на островах? Городом европейского вида под боком у китайцев?
Трудно сказать, всем помаленьку, наверное. У нас в Приморье не сформулирован уникальный туристический бренд, вокруг которого «накручиваются» многочисленные дополнительные услуги для плотного заполнения программы туристической группы, прибывающей в Приморский край.
В Иркутске такой бренд – это Байкал, ведь даже волонтером для проведения экскурсий по побережью озера вы сможете устроиться только с записью в очередь и будете ждать своего часа пять лет. Пять лет! В очереди на трудоустройство на должность без оплаты! Вокруг этого местные турагентства накручивают омуля, листвянку, декабристов, этнические деревни, водные виды спорта летом и веселые состязания на безумно красивом льду зимой и так далее. На Алтае есть центральное «место силы» в виде озера Манжерок, а где-то в Сибири центром туристической активности стали Красноярские столбы…
Я лично знаю «диких» туристов, которые много лет подряд предпочитают отдыхать в Приморье. Одна семья из Голландии каждый год приезжает в Хасанский округ гулять по сопкам в районе бухты Витязь, чтобы любоваться необычным цветом трав и морскими волнами, разбивающимися о каменистые гроты.
Есть у меня знакомые в Якутии, которые каждый отпуск приезжают на своих «Жигулях» в Триозерье под Находкой. Знаю также и москвичей, которые называют пейзажи Хасанского округа просто фантастикой, но никогда больше не поедут сюда из-за убитых дорог и девственного состояния гостиничного сервиса.
Я вижу также массового туриста из Хабаровского края и других регионов Дальнего Востока. Эти люди совсем не притязательны и готовы отдыхать чуть ли не в палатках, хотя непременно потребуют, чтобы в зоне вечернего отдыха был Wi-Fi. А помните китайцев, которые каждое лето заполняли гостиницу «Амурский залив» в бухте Федорова и каждый день просто-напросто прогуливались вдоль моря, вдыхая обогащенный йодом воздух. По утрам они массово выходили из отеля в скверик и делали свои обычные упражнения, как они любят это делать группой, синхронизируя движения. Теперь от скверика ничего не осталось, доступ к морю перекрыли – уже лет десять стоит пыльный забор, а за забором склад строительных конструкций у самого синего моря…
Обратите внимание на то, что побережье в этом месте совсем не годится для купания из-за каменных завалов, то есть для китайцев большая ценность – это прогулка около воды, а вовсе не пляжный отдых (наверняка вы видели в Поднебесной, как китайцы «купаются» в море – это миллион человек по колено в воде).
На мой взгляд, в Приморье невозможно создать сервис для пляжного отдыха. Вернее, сделать можно все, однако купальный сезон длится у нас недолго. Пятизвездочный сервис непременно приведет к убыткам, поскольку по окончании высокого сезона заполняемость дорогих отелей в Хасанском округе (и вообще на дальних пляжах) никак не превысит 15% заполнения номерного фонда. Можно ненадолго продлить сезон за счет катерных экскурсий и предоставления в аренду водноспортивного оборудования, но зимой любители подледного лова не поедут в дорогой отель.
Зимой пляж не интересен, требуется микроклимат между близкими сопками и ухоженные дорожки с мохнатыми елками по сторонам. Не помешают и беседки с мангалами. Помните базу отдыха «Маяк»? Там пляж и даже пирс не имели особого значения, а вот близость к Владивостоку оказалась решающим аргументом для эффективного заполнения номерного фонда зимой и летом, при этом уровень сервиса был на приемлемом уровне за счет хорошего заполнения номерного фонда зимой и летом. А вот насчет пятизвездочных отелей в Хасанском округе – не знаю, есть очевидные риски. Придется строить большой обогреваемый бассейн, как в «Теплом море». Однако «Теплое море» практически в Славянке расположено. А если на берегу бухты Витязь, то я на два дня туда не поеду. А вы?
Не беру на себя смелость утверждать, как должен звучать уникальный туристический бренд Приморского края, однако уверен, что единый «стержень» для выстраивания самых разных туристических программ просто необходим. При этом надо понимать, что самая притягательная туристическая сущность Приморья – это наши фантастические пейзажи побережья в акватории залива Петра Великого.
А что объединяет все морские пейзажи? Конечно же маяки! Итак, нужен мощный лого, чтобы узнавала вся страна, и не только! Давайте пофантазируем немного. Почему бы не использовать лого «Страна маяков» – подобно тому, как в нашем сознании сразу же возникают контуры Корякской и Авачинской сопок, когда говорят о «стране вулканов»?
Обращаю ваше внимание на то, что экскурсии на маяки всесезонные, а иногда зимние виды выглядят вовсе невероятно для нашего глаза. Кроме того, экскурсия в сторону маяка может быть обзорной на катере или пешеходной с углубленным изучением места силы, которое всегда присутствует вокруг маяка. Более того, популярные экскурсии на маяки существуют даже тогда, когда старых маяков уже не осталось и в помине.
Постоянные посетители мыса Тобизина еще помнят, где стоял маяк, пока его не снесло зимними штормами, а вот про бывший маяк на мысе Новосильцева мало кто знает, а ведь была достопримечательность первого ряда. Я не знаю, следует ли устанавливать муляжи маяков на старых местах, но вот собственники комплекса для семейного круглогодичного отдыха «Атмосфера» под Находкой даже привлекли Федора Конюхова для открытия маяка-часовни на своей территории. Туристы делают селфи, заполняемость гламурного кемпинга близка к 100%.
Разумеется, копия маяка может быть и романтическим обзорным рестораном с единственным столиком, каждый из вас видел такой объект на Пхукете. Впрочем, не стоит слишком «растекаться мыслью по древу», цель этой публикации – пробудить биение мысли, а не предложить конечное решение…